Алла Забегалова: «Волшебный мир кукол привлекает внимание зрителей во все времена»
Газета "Нижегородская правда" №56 от 21.09.2022
Подписка на газетуНовый театральный сезон для самых юных зрителей обещает быть очень интересным. В начале 2024 года своё 95-летие отметит Нижегородской академический театр кукол, но подготовка к юбилею началась уже сейчас. О новых проектах и возможностях, а также о том, как отвлечь детей от гаджетов, мы поговорили с директором театра кукол Аллой Забегаловой.
«Делать ножки»
То, что театр меняется, видно даже у входа. Ремонт улицы на Большой Покровской сделал здание театра ещё сказочнее, а недавно здесь случилось знаковое событие – было отчищено от краски стекло за скульптурами у входа, которое десятилетиями томилось в темноте. И теперь скульптуры можно рассмотреть изнутри, из вестибюля, который наполнился дневным светом и словно распахнулся для всего нового. И это своеобразный символ успеха театра. Открываясь новому, он бережно хранит традиции, поэтому и в России, и за рубежом его всегда называют эталоном кукольного театра.
– Мы – второй театр кукол в России, который получил статус академического. Театр Образцова и мы. Поэтому театр чтит традиции и коллектив, который и завоевал на международных фестивалях награды, позволившие получить этот статус, – делится Алла Александровна. – В репертуаре до сих пор есть спектакль «По-щучьему велению», который идёт всё в той же интерпретации, отмеченной на международном уровне. А актёры, которые работали в спектаклях, принесших нам известность – «Царевна– лягушка» и «Сказка о Мёртвой царевне и семи богатырях» – и сегодня служат в театре. Это Александр Носов, Вера Носова, Татьяна Демурова, Софья Черемных, Евгений Храмов, Елена Османова. Они стали старше, мудрее, опытнее и обладают невероятным мастерством вождения куклой. За ширмой идёт необыкновенно чёткая и слаженная работа, невидимая зрителю. У нас в труппе нет разделения на артистов заслуженных и новичков – все работают в одной команде. Есть основной актёр, который работает куклу, а есть те, кто ему помогает – ручками, ножками работает. И «делать ножки» и «делать ручки» молодому артисту может заслуженный артист. И это очень здорово!
Голливудский секрет
– Сегодня театру недостаточно традиций – зрители становятся всё требовательнее. Какие современные технологии вы взяли на вооружение?
– Ничто не стоит на месте, и мы тоже за счёт технологий делаем наши спектакли богаче с точки зрения средств художественного выражения. Например, используем волшебство хромакея. Сегодня эта технология и возможности компьютерной графики позволяют нам создавать эффект мультипликации.
В прошлом году мы установили в зале трёхмерный звук. Некоторые это называют диснеевским эффектом. Теперь зрители слышат каждый шорох: дождик за стеной, «ух-ух» совы или пение птички в определённом месте зала. Детям очень нравится: они крутят головой, воспринимают этот эффект. И это придаёт красок спектаклю. И если я не ошибаюсь, в ПФО – это единственный театр, имеющий такое звучание.
Но перегружать спектакль этим нельзя. На первом месте всегда остаётся мастерство наших актёров. Радует, что к нам приходит молодёжь. В прошлом году мы взяли выпускников нашего театрального училища, и сразу на первый план. Так, Алиса Смирнова играет главную роль – Царевну Лебедь в «Сказке о царе Салтане», а Антон Новиков – в премьере «Манук – отважное сердце», которая очень понравилась детям.
– Вам приходится работать, пожалуй, с самой непредсказуемой и искренней публикой, которой даже просто усидеть на представлении бывает сложно. С какого возраста лучше приводить детей в театр?
– Раньше считалось, что с 6 лет. Сегодня всё изменилось. Дети сейчас не те, что были лет 10 – 20 назад. У них другой кругозор, другие интересы, виртуальный мир. И заинтересовать их стало сложнее. Универсального рецепта нет. Главное – увлечь ребёнка так, чтобы, придя в театр, он забыл про свои гаджеты. А если не забывает, значит надо делать выводы нам. Если ребёнок достал на спектакле гаджет – виноват не он и не родители, а мы, возможно, не так встретили, не тот спектакль порекомендовали. Я часто прихожу в зал и смотрю за зрителями. А если кто-то выходит из зала, спрашиваю, почему. Надо понять, что не так, и исправить.
– Самое интересное, что в ваш театр с детьми часто приходят мужчины. Как вам удаётся привлечь пап и дедушек?
– Мужчин в зале много, особенно когда идут ёлки. Но мы и сами стараемся их привлечь, к примеру, сделали акцию «Усатый нянь», цель которой – отпустить мамочек погулять! В электронной кассе есть специальные билеты, которые папы могут купить с очень большой скидкой.
Юбилейный бот
– Что в ближайших планах театра?
– Сейчас мы поддерживаем президентскую программу о создании детских театров в школах. Вместе с НИРО составили учебный план и станем базой практики для педагогов, которые хотят создать театр кукол в своей школе. Что из этого получится, скоро узнаем.
А пока начинаем работу над новыми проектами. В конце января 2024 года театру исполнится 95 лет, и весь следующий год мы будем делать проекты, чтобы с ними к празднику выйти к зрителю. Летом представили премьеру «Манук – отважное сердце», на декабрь запланирована премьера «Солдат и ведьма» – по сказке «Огниво». Для более старшей аудитории мы проводим по вечерам творческие встречи с артистами – их ведут Александр Носов и Евгений Храмов.
Каждая из них – это и история, и интерактив: можно взять в руки куклу, поработать с ней, разыграть маленький спектакль. Но главное – каждый раз актёры подстраивают свою встречу под аудиторию. Дополняются эти встречи мастер-классами по изготовлению кукол и масок. На мастер-классах Надежды Палюлиной и Натальи Шкуро рассказывают об истории театра кукол, о видах кукол, делают акцент на теневом театре и дают первичные знания о том, как его создать дома. Когда мы начинали этот проект в сентябре 2021 года, думали, что и 10 человек не наберём в группу, но сейчас приходится ограничивать желающих. Волшебный мир кукол привлекает внимание зрителей во все времена.
– Телефон в администраторской действительно звенит не переставая. Что хотят узнать зрители?
– У них масса разных вопросов. Какой спектакль выбрать для определённого возраста, про что он, как лучше приобрести билет, где можно оставить коляску, самокат или санки. Администраторы стараются помочь всем и во всём. А сейчас мы отрабатываем технологию чат-бота, который круглосуточно будет отвечать на вопросы зрителей. Круглосуточно – потому что многие мамочки днём сильно заняты и только поздно вечером, когда уложат детей спать, выходят на сайт, и у них возникают вопросы. 80 самых популярных мы с коллегами уже отработали для чат-бота, вскоре он начнёт свою работу, а заодно и расскажет про новые проекты.
– В пандемию вы создали интересный проект аудиоспектаклей «Театр у микрофона», который стал популярным. Будет ли он продолжаться?
– Совсем скоро появятся новые выпуски аудиоспектаклей. А сейчас мы работаем над онлайн-мюзиклом. Он на 90% готов, музыку мы почти дописали. Главный упор будет на сольные партии Бабки, Деда, Мурки, Жучки – да, это будет «Репка»!
Начали мы осваивать и малую сцену. Для неё приобрели современное, лёгкое и мобильное оборудование, и первый спектакль уже увидели зрители.
Это моноспектакль Александра Носова «Изабелла или Горшок с базиликом» – средневековая история Джона Китса по произведениям Боккаччо. Посмотрев её, вы узнаете, почему базилик считается цветком любви. А в нашем буфете специально к этому спектаклю предлагают уникальный напиток из базилика!
– К празднику наверняка будет и какая-то книга об истории?
– Мы начали работу над публицистическим изданием, которое расскажет об истории театра, его людях и обо всех спектаклях, которые ставились на его сцене. Среди них много громких, кассовых – тех, что принесли театру славу и множество наград. Сейчас мы интервьюируем ветеранов, и они рассказывают много интересного. Войдут в книгу и факты и фотографии, посвящённые нашему зданию. При недавнем ремонте проектным бюро была проведена большая изыскательская работа и найдены уникальные документы, которые поразили даже сотрудников.
А главное – это будет не просто книга, а книга, в которой будут использоваться технологии мультимедиа. Но всех секретов пока раскрывать не буду!