Андрей Носков: «Человек, рожденный в ненависти, изначально несчастен»
Газета "Нижегородская правда" №30 от 24.05.23
Подписка на газетуАндрей Носков – один из самых популярных столичных актёров кино и театра. Свою первую роль он сыграл в картине Алексея Балабанова «Замок», но большинство телезрителей узнали его по образу весёлого домработника Никиты Воронина в ситкоме «Кто в доме хозяин?». С тех пор его фильмография насчитала более 60 фильмов. Известен он и как кинорежиссёр, а теперь зрители открывают актёра для себя заново в его моноспектакле «Парфюмер», поставленном по культовому роману Патрика Зюскинда. Скоро его смогут увидеть и нижегородцы. А пока мы побеседовали с актёром о тайнах «Парфюмера», гении и злодействе и о том, как удалось роман превратить в успешный спектакль.
Превращение
– Андрей, нижегородские театралы предвкушают ваш спектакль и теряются в догадках, как можно перенести полную волшебных ароматов и зловония историю Зюскинда на сцену. Как роман превратился в драматургию?
– Да, превратить литературу в драматургию было самым сложным. Получилось ли – решать зрителю. Зюскинд представил читателям гротесковую философскую притчу о криминальном гении Жане-Батисте Гренуе. В сценической трактовке этой притчи о полумифическом персонаже режиссёр нашего спектакля Людмила Никитина полностью сохранила фабулу и галерею персонажей литературного произведения, но в этом сюжетном пространстве главным объектом нашего внимания становится философский контекст этого произведения.
– Создателям спектакля наверняка пришлось общаться с автором – Патриком Зюскиндом. Как вам удалось получить права на постановку, ведь он даже экранизировать свой роман не разрешал в течение более чем 20 лет? А спектакль по «Парфюмеру» – это вообще уникальный опыт…
– Переговоры с ним вёл наш продюсер Дмитрий Дорошенко. И они действительно велись тяжело, в течение десяти лет! Зюскинд в итоге дал добро, поскольку до этого режиссёр нашего спектакля Людмила Никитина уже ставила спектакль по его произведению «Контрабас». Так что это и правда очень эксклюзивное разрешение.
– А видел ли он в итоге ваш спектакль, хотя бы на видео?
– Нет. Сам он не смотрел, поскольку считает, что экранизировать или поставить его работу в театре невозможно.
– Вы – человек-позитив, полный юмора и радости, и вдруг – фанатик-убийца на сцене.
– Это не совсем так. У автора нет однозначного ответа: кто главный герой – гений, сошедший с ума, или маньяк. Зюскинд словно задаёт читателю этот вопрос. Нам сложно было найти форму, при которой один актёр рассказывает историю. Именно поэтому на сцене возникает танцовщица – моя партнёрша Мария Семушина.
Вызов
– Сыграть Гренуя – настоящий вызов, тем более в моноспектакле. Как вы решились на эту авантюру? И почему именно вы стали исполнителем этой роли?
– Это как раз хорошая профессиональная провокация. Эта «невыполнимая» задача и питает моё воображение, и будоражит актёрский азарт. На самом деле в театре я сыграл много ролей, о которых не знает нижегородский зритель. А эту роль мне предложили, и я согласился. Но раздумывал я не о маньяке, а о том, как освоить такой объём. Спектакль идёт два часа, но это только малая часть текста автора. Можно сказать, что это наша версия истории, наше понимание: почему это произошло с героем.
– В вашей жизни был период, когда вы жили в Мюнхене и были уличным артистом. Так что жизнь старинного европейского города вы прекрасно знаете. Помог ли вам этот опыт в погружении в историю героя?
– У нас в принципе спектакль в стиле площадного театра: он рассказывает-разыгрывает интересный сюжет яркими актёрскими средствами, заставляя работать воображение зрителя. Так что способ работы с площадью я действительно почерпнул в 90‑е, работая в Германии и не только.
Адвокат убийцы
– У Зюскинда Гренуй уродлив и мрачен, в знаменитом звёздном фильме Тома Тыквера он романтизирован. А какой ваш Гренуй?
– Ну, тут пусть зритель решает. Я пытаюсь балансировать, потому что и в современном мире тщеславия, бесконечных блогеров… и тому подобных людей сложно понять, где талант, а где сумасшествие.
– Говорят, чтобы убедительно сыграть героя, особенно отрицательного, надо обязательно найти в нём хорошее. Вы – адвокат Гренуя?
– Это не однозначная формула для создания образа, но я в этой роли за неё. Иначе нет развития персонажа. Если герой сразу плохой, зачем его обсуждать? Для меня это история гения и злодейства в одном лице. Причём в ней много вопросов: наказуемо ли преступление? Как и почему одарённый человек превращается в чудовище? Для меня очевидно, что человек, рождённый в ненависти, изначально несчастен.
– Так почему же в нашем мире одарённый человек часто превращается в чудовище?
– Ну, не часто. Знаете, любой талант – это дар. Это сила. А силу можно применять по назначению и нет. Если самолюбование перевешивает – сила начинает применяться не по назначению.
– В чём же, на ваш взгляд, заключена философия этой истории?
– Повторюсь – автор размышляет над многими темами, разумеется, не все они есть в нашем спектакле.
Зюскинд описывает Гренуя как гения, а в заглавии пишет «История одного убийцы». И в этом скрыт смысл. Я в спектакле пытаюсь ответить на все вопросы и помочь зрителю решить, о чём он.
– В романе всё завязано на запахах. Как в вашем спектакле передаётся эта феерия ароматов и чувств, которые они вызывают?
– Это художественное решение, которое видит зритель. Рассказать подробности – значит открыть все тайны. Но поверьте, разные ароматы в спектакле у нас решены по-разному!
– Мы что-то почти ничего не сказали о вашей партнёрше, назовём её – музой Гренуя, которую исполняет Мария Семушина. Она невероятно пластична, да и вы блестящий танцовщик. Получается, что часть романа вы передаёте танцем?
– Видите, вам уже «кто-то что-то рассказал». Муза? Нет. У нас другое, очень чёткое определение этого персонажа. Не скажу, какое. Это тоже для зрительского воображения. Танца и пластики и правда в спектакле много – авторы нашли такое художественное решение. Но, кстати, насколько я знаю, Зюскинд всегда был против прямой драматической театральной постановки. Наш «Парфюмер» – это уникальная возможность для каждого из зрителей попробовать увидеть мир через призму истории Жана-Батиста Гренуя и таким образом осмыслить пространство своей собственной драмы.
Увидеть Андрея Носкова в спектакле «Парфюмер» можно 2 июня в ДК ГАЗ.
16+