Андрей Тубольцев: «Мы хотели создать световую инсталляцию на пакгаузы, чтобы они не стояли, как огромное черное пятно рядом с ярко освещенным стадионом»
На прошлой неделе в Нижнем Новгороде прошел фестиваль INTERVALS 2019. На три дня город превратился в масштабную выставку медиа искусства. Как проходила подготовка к фестивалю, как создаются видеоинсталляции, что такое 3D-мэппинг и чем он отличается от лазерного шоу, а также о технологиях будущего мы поговорили с генеральным директором студии «Dream Laser» Андреем Тубольцевым.
- Андрей, студия «DREAM LASER» уже более 13 лет занимается лазерными шоу. Расскажите, с чего все началось?
- Началось все с того, что в 2005 году мы учились на третьем курсе ННГУ на факультете ВМК. Тогда трем одногруппникам пришла в голову мысль заняться бизнесом. Первым делом мы купили лазерный проектор. Пошли на Покровку и стали проецировать лазерную рекламу на фасад здания, где в то время располагался магазин Benetton.
Такого вида рекламы в Нижнем еще не было. Нас заметили и стали приглашать на презентации, корпоративные мероприятие, в ночные клубы. Потом в Москву. Там мы познакомились с известными организаторами таких фестивалей, как Sensation, «Пиратская станция» и других фестивалей электронной музыки.
-Вы начинали с лазерных шоу. Сейчас вы в большей степени работаете с 3D- мэппингом, почему?
- Да, действительно до 2010 года мы устраивали только лазерные шоу, а с 2011 года начали развивать направление 3D-мэппинга, создавать видеопроекции на фасады зданий. На тот момент уже в индустрии лазерного шоу была большая конкуренция, сегодня в этом сегменте осталось не более пяти крупных компаний, остальные ушли в другие направления: мэппинг, фонтаны и прочее.
Тем не менее, прошло уже больше 7 лет, а многие до сих пор не различают лазерное шоу и мэппинг. Когда нам поступают заказы на «лазерное шоу» мы всегда уточняем у клиента: «Вам какое нужно лазерное шоу: настоящее или проекционное?» (смеется)..
- Андрей, сейчас как раз есть прекрасная возможность рассказать нашим читателям, чем же отличается лазерное шоу от 3D-мэппинга?
- Смотрите, лазер – это источник света, сконцентрированный в луче. Лазеры дают контурное изображение, без заливки. Объемное изображение с помощью лазера можно создать, если лазер светит в задымленном пространстве
Мэппинг — это видеопроекция на любые физические объекты — фасад здания, памятники, арт-объекты, в принципе на любую поверхность.
- Как создается видеомэппинг?
- Сначала делается лазерное сканирование фасада, создается так называемая маска — полная 3D модель фасада здания, по которой дизайнер потом обрисовывает проект. Погрешность такого сканирования — около 0,5 см. У нашей студии, кстати, у единственной в стране есть такой сканер, с помощью которого создается полноценная 3D-модель здания или интерьера помещения.
Мэппинг — это, в первую очередь, работа с архитектурой фасада здания, со всеми ее элементами: с окнами, с колоннами, с декором. При создании модели очень важна точность, ведь если, например, не попадаешь в окно, и маска съедет на 10 см, то вся видеопроекция также сместится и картинка не получится.
Дальше придумывается творческая концепция, сюжет. Арт-директор рисует скетчи и раскадровки, потом команда дизайнеров работает над созданием контента.
Затем подключаются саунд-продюссер и композитор. Пишется музыку под проект, либо подбирается звуковое сопровождение, саунд-дизайнеры накладывают звуковые эффекты. В 90% случаев музыка создается самостоятельно, в остальных – музыкальные контент покупается.
Потом все это рендериться на рендер-ферму (прим. рендер- ферма – это массив мощных серверов, с помощью которых можно увеличить скорость просчета в несколько тысяч раз).
На следующем этапе подготовки контент передается видеоинженерам, которые уже моделируют его на здание, решают, как должны выставляться проекторы, на каком расстоянии и так далее.
После этого уже на месте выстраивается картинка. Важно, чтобы подчеркивались элементы здания, чтобы не было никаких провалов в изображении, только тогда получится идеальная картинка.
- Сколько времени уходит в среднем на подготовку одного проекта и сколько человек задействовано?
-На подготовку проекта, длительностью 3 – 5 минут, уходит около одного месяца, на масштабные — до двух месяцев. В реализации концепции задействовано от 10 до 20 человек — менеджер проекта, продюсер, креативный директор, арт-директор, команда дизайнеров, саунд-дизайнер и композитор, технический директор, видеоинженер, от 4 до 8 сотрудников, кто монтирует проект.
В масштабных проектах может быть задействовано до 40 человек.
-Какие проекты вам запомнились больше всего, над чем было сложнее и интереснее работать?
-В 2016 году мы создавали видео инсталляцию на монумент «Родина-мать зовет!» в Волгограде. «Свет великой победы», так называлась программа, приуроченная к Дню победы. Здесь помимо технической стороны была еще и далеко не простая творческая составляющая. Мамаев курган — трагическое место, где захоронены десятки тысяч погибших солдаты, Для подготовки контента мы подключали общественность Волгограда, военно-историческое общество.
В результате зрители остались довольны. В первый год за 5 дней пришли около 15 тысяч человек, на следующий год только за один день Мамаев Курган посетили более 50 тысяч человек, на третий год за три дня мы насчитали более 120 тысяч человек.
Еще один из интересных и значимых проектов — фестиваль «Круг света». В прошлом году в Коломенском студия «Dream Laser» представила много сказочных инсталляций, а также мы создавали проекцию на Большом театре. Само по себе шоу оказалось очень эффектным — масштабные видеопроекции, мультимедийные шоу и много, очень много света.
И, конечно же, фестиваль Intervals 2019. В нашей стране нет подобных аналогов такого рода выставок современного аудиовизуального искусства.
- Расскажите, как проходила подготовка к INTERVALS?
- На фестивале студия «Dream Laser» выступила в качестве организатора и предоставило все техническое обеспечение, мероприятие было полностью некоммерческим. Были выбраны основные локации, приглашенные художники представили свое видение контента — на фасадах зданий, внутри помещений и на арт-объекте.
Мы не вмешивались в работу художников, мы им помогали творить, помогали в реализации их творческих замыслов.
В Осторге, на «Маяке», на пакгаузах — художники создавали конкретную работу под конкретный объект. Не было как таковых технических заданий.
Например, мы хотели создать световую инсталляцию на пакгаузы на Стрелке, чтобы они не стояли, как огромное черное пятно рядом с ярко освещенным стадионом.
На этой локации автор интерактивной инсталляции Иван Кабалин реализовал отличную задумку — установил кнопку, с помощью которой зрители могли взаимодействовать с объектом. При нажатии на кнопку посылался звуковой сигнал, который преобразовался в светодиодный луч, подсвечивая металлическую конструкцию пакгаузов. А Мария Олененко, наша землячка, выступила в качестве художника по свету.
Что касается мукомольного завода, много сил потребовалось, чтобы выйти на владельцев и получить разрешение. На элеваторах бывшего завода художник Андрей Бергер создал самый большой в городе стрит-арт. На этой локации нам удалось воплотить в жизнь так называемый пейнт-мэппинг — когда совмещается аналоговое искусство с медийным контентом. Получилось очень эффектно и необычно.
Теперь работа Бергера останется как подарок для Нижнего Новгорода.
- Вы работаете только в России или есть какие-то проекты за границей?
— Да, мы работали в Лондоне, Лас-Вегасе, Бахрейне, Дубае. Одним из последних масштабных событий стало шоу «Mr. Adam», которое мы сделали совместно с Алматинским симфоническим оркестром. За этот проект мы получили премию «Событие года».
- Вы уже немного опередили будущее, есть куда двигаться дальше?
- Следующий шаг — это дополненная реальность. Мы сейчас работаем с системой трекинга Black Traх, когда объекты отслеживаются с помощью специальных датчиков, которые к ним прикрепляются.
Например, в прошлом году мы участвовали в проекте «KHL All Stars» в Астане. 40 хоккеистов перемещались по ледовой арене, и каждого из них отслеживал «кусок» подготовленного видео контента.
Дополненная реальность – это когда зрители смотрят на светодиодный экран, установленный на стадионе, и видят огненный шлейф, который тянется за каждым из игроков. Хотя в реальности этого, конечно же, не происходит.
Или, например, на выступлении какой-нибудь звезды — на сцене ничего не происходит, а зрители на экране видят, будто певица стоит на балконе замка, над которым летают драконы. Ощущения непередаваемые…
Репортаж с фестиваля современного аудиовизуального искусства INTERVALS 2019 смотрите здесь.