Анна Гор: «Мы занимаемся и будущим, и прошлым, а живём настоящим»
Газета "Нижегородская правда" №41 от 13.07.2022
Подписка на газетуВ далёком 1997 году центр современной культуры «Кариатида» превратился в Нижегородский филиал Государственного центра современного искусства. А через несколько лет здание в сердце кремля, в котором десятилетиями копилась вековая пыль и хранились штабные карты и документы с полустёртым грифом «Секретно», обрёл новый облик и новую жизнь. В его отреставрированных стенах стали проходить самые необычные выставки и лекции, которые принесли ему любовь и популярность не только у нижегородцев, но и у коллег-музейщиков из разных городов и стран.
Воплощая мечту
Два года назад «Арсенал» стал филиалом знаменитого Пушкинского музея, благодаря чему сегодня нижегородцы могут видеть самые яркие столичные музейные проекты, а сам «Арсенал» – развивать новые творческие направления. О его пути к успеху, дне сегодняшнем и будущем мы побеседовали с его руководителем и одним из основателей Анной Гор.
– Анна Марковна, даже не верится, что «Арсеналу» четверть века. Тогда, 25 лет назад, когда вместе с Любовью Сапрыкиной вы его создавали, как представляли его будущее?
– Именно таким, какой он сегодня. Мы сразу поняли, что нам нужно своё место, и до 2003 года пытались получить здание «Арсенала». Получили и начали ремонт, который закончили в 2015 году. С того момента неуклонно делаем то, о чём мечтали, – развивать жителей Нижнего Новгорода на ниве современной культуры.
– Любое здание «ведёт за собой» тех, кто в нём живёт. Куда зовёт вас дух «Арсенала», который, несмотря на все эти годы, чувствуется в этих стенах?
– Когда-то Люба придумала формулу, на которую мы опираемся и сегодня: «Арсенал» – это лаборатория будущего на территории прошлого». Мы занимаемся и будущим, и прошлым, а живём настоящим.
– Какие из проектов вы назвали бы судьбоносными для «Арсенала»?
– Это очень трудно. Каждая выставка решает свою задачу, актуальную на определённый момент. Сейчас нам было непросто, но очень важно сделать выставку «Биография в объёме», и она очень для нас важна. А в день рождения откроем новую выставку из коллекции фонда StellaArtFoundation «Формы и методы», которая расскажет, какими бывают методы работы художника.
Зритель должен думать!
– У каждого музейного пространства свой зритель. Какой ваш? И что нужно для того, чтобы, придя один раз, человек захотел приходить снова и снова?
– Наш зритель очень разный – от самых маленьких до самых взрослых. Но всех их отличает одно – они готовы в залах выставок думать, размышлять, сопоставлять, дискутировать, выражать своё мнение и от этого получать удовольствие. Поход в «Арсенал» – не просто развлечение, а интеллектуальное развлечение. А для того чтобы зритель вернулся, должна быть атмосфера доброжелательности, исходящая ото всех и адресованная всем! Вы вернётесь туда, где вам рады. И, конечно, чтобы было интересно. Это же интеллектуальное приключение.
– Юбилей – это всегда подарки, но когда юбилей у музея, он не только их получает, но и дарит своим посетителям. Что подарите вы?
– Новую выставку, чаепитие во дворе «Арсенала» и программы для детей и взрослых. В этот день дети будут придумывать наше будущее! Нам очень хочется, чтобы зрители были соучастниками наших проектов, поэтому рассматриваем любые творческие идеи.
– А какой из подарков стал самым ценным для «Арсенала» за все эти годы?
– Само здание «Арсенала»!
Цифровой слой
– За эти 25 лет мир фантастически изменился. Изменился и музейный мир. Сложнейшее оборудование, новейшие технологии. Чем из арсенала «Арсенала» гордитесь вы?
– Технологии можно приобрести, были бы деньги, а мы гордимся тем, что появились новые форматы общения со зрителями. Мы научились к каждому проекту добавлять цифровой слой. Если лекцию посещает 200 человек, то в Сети её смотрят 40 – 45 тысяч человек. Но это не значит, что нужно перейти исключительно в Сеть. Лектору очень важно видеть не экран монитора, а зрителей. Чувствовать их взгляды, их дыхание. Так что одно другое не заменяет, но очень хорошо дополняет.
– Сегодня вы подводите итоги и в то же время мечтаете о будущем. Каким вы видите «Арсенал» ещё через 25 лет?
– Я надеюсь, что придут люди, которые сделают его таким, что он будет интересен и нужен. Я точно не собираюсь этим заниматься через 25 лет. И это не грустно, это трезвое отношение к жизни. Готовясь к выставке про итальянский Ренессанс, мы читали проповедь Джироламо Савонаролы «Об искусстве хорошо умирать». Он рассуждает о том, что каждый человек должен иметь метафорические очки, надевая которые, он понимает, правильные ли шаги делает. И этот принцип не теряет актуальности и сегодня.