Артемий Троицкий: «Впервые за свою не очень короткую жизнь Алла Пугачёва чувствует себя вполне счастливой»
Газета "Новое дело" №14 от 15.04.2021
Подписка на газету15 апреля – особенная дата в музыкальном календаре. Именно в этот день родилась Алла Пугачёва. Не одно десятилетие эта певица будоражит умы и сердца многих. О том, как ей это удаётся, мы поговорили с музыкальным критиком Артемием Троицким.
Секс на сцене
– Артемий Кивович, в чём же феномен Аллы Пугачёвой? Как ей удаётся на протяжении уже нескольких десятилетий оставаться на вершине российского шоу-бизнеса?
– Я бы не сказал, что Алла Борисовна находится на вершине в настоящий момент. Насколько известно, сейчас у неё нет никаких амбиций по части выступлений, гастролей и продюсирования.
Последние годы она живёт нормальной человеческой жизнью. И она это заслужила. Они с Максимом – очень дружная семья. У них замечательные маленькие детки, сказочный замок, который Галкин построил.
Впервые за свою не очень короткую жизнь Пугачёва чувствует себя вполне счастливой. Тем не менее в течение нескольких десятилетий она была популярной поп-артисткой сначала Советского Союза, а потом России. Для этого, конечно же, были причины.
Главная причина популярности Аллы Пугачёвой, на мой взгляд, в том, что она – интересная личность. Алла – прекрасная артистка. Темпераментная. Своеобразная особа. Её ни с кем не спутаешь. У неё есть свой стиль. У неё есть свой почерк. Это даже важнее, чем то, что она сильная вокалистка и певица. Потому что хороших вокалисток много, голосистых дам и мужчин более чем достаточно. Но один голос – это не окончательный аргумент для того, чтобы завоевать сердца десятков или сотен миллионов людей.
России очень повезло, что у неё случилась такая интересная артистка, как Алла Пугачёва, которая за несколько десятилетий своей карьеры исполнила и сама написала очень много прекрасных и выдающихся песен.
– А вот скандалы, любовные интриги как-то поспособствовали росту её популярности?
– Скандалы, интриги, инсинуации… Это всё тенденции последних десятилетий. В 70 – 80‑е годы вообще не было слова пиар.
С Пугачёвой приключались самые разные истории. Но это не было сделано специально, нарочито или ради хайпа.
Алла Борисовна – женщина темпераментная, активная и поэтому, разумеется, в её жизни происходили разные приключения. Некоторые из них становились достоянием гласности.
Это, конечно, не очень типично для Советского Союза. Все артисты должны были быть воспитанными, дисциплинированными, честными, высокоморальными. Соответствовать стандартам советского человека. Если ты не такой, то твоё место в лучшем случае в кабаке. А может быть, где-нибудь подальше.
С Пугачёвой казусы происходили с самого начала карьеры.
Когда её впервые показывали на центральном телевидении – в середине 70‑х, она тогда выиграла «Золотой Орфей» с песней «Арлекино», – председатель Гостелерадио Сергей Лапин обратил внимание, что Пугачёва сомнительно выглядит на сцене, некорректно себя ведёт. Он дал приказ: крупным планом артистку не показывать. Потому что она с микрофоном ведёт себя так… это похоже на оральный секс.
Соответственно, Пугачёву показывали средним или общим планом.
Алла – масштабная фигура и, будучи масштабной фигурой, она не умещалась в рамки, которые были заведены для артистов советского времени.
Не в службу, а в дружбу
– Вы ведь с своё время дружили с Аллой Борисовной. Вы помните ваше знакомство?
– Наше знакомство состоялось, когда она уже была суперзнаменитой артисткой. Это случилось в начале 80‑х годов. Тогда у неё случился знаменитый альбом «Зеркало души» и шлягер «Миллион алых роз».
Тогда я сотрудничал с газетой «Московский комсомолец». У них была рубрика «Звуковая дорожка», и мне предложили для неё записать интервью с Аллой Пугачёвой. Дали её телефон.
Я пришёл к ней домой. Это была улица Горького, дом № 37. Мы разговорились. Нашли общих знакомых. Сверили музыкальные вкусы. Нашли много совпадений. Она гораздо лучше знала советскую эстраду, Шульженко, Утёсова. Я был рок-н-ролльным человеком. Моя компания была – Гребенщиков, Макаревич, Цой. Совсем другие люди. Но мы сошлись в любви к Дженис Джоплин и Билли Холидей. После этого мы общались постоянно. На протяжении 80 – 90‑х годов.
Сейчас дружба увяла. Я живу в другой стране. И Алла живёт не такой активной артистической жизнью. Тем не менее мы встречаемся.
Время от времени мы с женой Верой Аллу и Максима навещаем. Последний раз это было два-три года назад. По телефону мы разговариваем регулярно.
– Пугачёва сильно изменилась за эти годы?
– Алла Пугачёва – это всё-таки цельная личность. Она по-прежнему энергична, весела и язвительна.
Единственная разница состоит в том, что в 70 – 80-90‑е годы в фокусе её интересов была сцена. Она обожала выступать. Она обожала петь. Ей нравилась вся эта артистическая, фонтанирующая жизнь. Это для неё было главным.
А вот дочь Кристина не была главным объектом её интересов. Кристина жила у мамы Пугачёвой. Виделись они регулярно, но не сказать, что всё время.
Что же касается сегодняшнего дня, то все сценические дела интересуют её гораздо меньше. Сфера её интересов изменилась – это семейная, домашняя жизнь. Дети, внуки. Это для неё намного важнее. Но как человек она осталась той же.
– А вы верите в то, что Пугачёва кому-то могла «перекрыть кислород» на сцене?
– Я никогда с Аллой не обсуждал кухню эстрадного цеха. Меня это не интересовало. Могу сказать, что Алла Борисовна – человек очень порядочный. Не подлый. Не завистливый. По сути, очень добрый.
Кто угодно может говорить по поводу того, что Алла косо на кого-то посмотрела или что-то сказала: вредное язвительно. Может быть, это не исключено. Но я таких историй не знаю.
Я знаю только прямо противоположное. Алла помогала огромному количеству артистов.
Я был свидетелем многих таких историй. Самая близкая мне – это Жанна Агузарова, которая была в андеграунде того времени. Сидела в тюрьме, лечилась в психушке.
Я очень хорошо помню, как Алла впервые услышала записи группы «Браво» с Агузаровой. Это было во время съёмок фильма «Сезон чудес». Съёмки проходили в городе Сумы. Мы там веселились в тёплой компании. Алла, её муж Болдин, композитор Чернавский и я.
У меня с собой был модный магнитофон. Шли съёмки песни «Робинзон». Ожидание съёмочного процесса затягивалось. Я сказал Алле, что у меня есть записи группы «Браво». Она послушала и сказала, что Жанна – это она в молодости. Алла взялась помогать группе «Браво». Лоббировала их на ТВ и концертах.
– Сейчас возможно появление второй Пугачёвой?
– По масштабу таланта и по степени популярности с Пугачёвой могла бы соперничать Земфира Рамазанова.
Земфира по-прежнему поёт, записывает, выступает и достаточно активна. Но это артистка иного плана, нежели Алла.
– Некоторые провозглашают чуть ли не второй Пугачёвой Светлану Лободу…
– Лобода – это типичная пластиковая, силиконовая артистка. Нет. Я не настолько хорошо знаком с творчеством Лободы. Но это нечто иное. Есть артисты-развлекатели, а есть для души.
В плане костюмов, подтанцовки и сексапила – это Лобода. Но я сомневаюсь, что лет через десять мы вспомним эту фамилию.