Дмитрий Новиков: «3D должно завораживать. И так и будет!»
Газета "Нижегородская правда" №79 от 20.10.2021
Подписка на газетуПеренестись в Нижний Новгород, каким он был на рубеже XIX-XX веков, – такая удивительная возможность предоставляется посетителям выставки «Нижний в 3D – взгляд через эпоху», которая недавно открылась в Техническом музее. Знакомые фотографии Нижнего Новгорода, созданные великими мастерами Дмитриевым и Карелиным, волшебным образом обретают трёхмерный объём и глубину. Таким город точно ещё не видели!
Двойной взгляд
Стоит надеть стереоочки или посмотреть в старинные стереоскопические аппараты – и вы попадаете в бурную жизнь Нижнего Новгорода, какой она была в начале прошлого столетия. Улицы города, спешащие по ним люди, виды на Ярмарку, знаменитая Бугровская ночлежка как будто оживают, позволяя совершенно по-новому посмотреть на привычные достопримечательности.
Это чудо с музейными фотографиями сотворил известный режиссёр 3D-фильмов, директор фонда сохранения фотонаследия имени Сергея Челнокова Дмитрий Новиков, известный под псевдонимом Vincent Fieri. Дмитрий – правнук Сергея Челнокова, совладельца кирпичного завода в подмосковных Мытищах и известного фотографа-любителя рубежа XIX-XX веков.
От прадеда ему достался архив из более чем полутора тысяч старинных стеклянных стереопар – это разные изображения одного и того же объекта, призванные создать эффект объёма. Здесь и Москва, и города Европы, и крепость Порт-Артур во время русско-японской войны, и подмосковные Мытищи.
На основе этих сокровищ с помощью современной 3D-технологии он создал уникальные фильмы, которые возвращают зрителей в прошлое. Новая его киноработа – путешествие в прошлое Нижнего Новгорода, которую можно посмотреть на выставке.
А мы, пользуясь случаем, расспросили Дмитрия Новикова, как создаётся это чудо.
– Дмитрий, выставка производит просто невероятное впечатление, хотя техника стереоизображений вроде бы появилась довольно давно…
– В глубокой древности! В пещерах неандертальцев находили двойные изображения, каждое из которых надо рассматривать по отдельности левым и правым глазом. Уже тогда люди поняли, что мир – объёмный! В библиотеке Ватикана есть изображения XIII-XV веков, также сделанные для левого и правого глаза. А технология изготовления стереоскопических снимков и стереопар появилась практически одновременно с появлением фотографии.
– Их снимали с разных углов?
– Да, двумя объективами, помещёнными на расстоянии 6,5 см один от другого. Совместил стереоскопию и фотографию Дэвид Брюстер, изобретатель калейдоскопа. Он пытался заинтересовать этим оптиков, но безуспешно. Но в 1850 году изобретатель познакомился с французскими оптиками Дюбоском и Солеем, которые и наладили серийное производство нового аппарата. Успех превзошёл все ожидания. «В скором времени тысячи жадных глаз приникали к отверстиям стереоскопа, словно к окошкам в бесконечность», – писал в 1859 году Шарль Бодлер.
Семейные ценности
– Судя по фото тех лет, посмотреть на стереоизображения собирались толпы людей.
– Оно стало частью массовой культуры, в том числе и в России. На рубеже XIX-XX веков существовали мастерские стереофотографии, был узкий круг любителей, где все знали друг друга, обменивались снимками. И мой прадед очень этим заинтересовался. Он был членом российского фотографического общества и создавал такие фото. В 1921 году он эмигрировал, но его дочь – моя бабушка, вскоре возвратилась, и в подвале дома в Чистом переулке нашла его фотоархив – более полутора тысяч пластинок. Прадед умер в эмиграции в 1924 году в Дании и не мог предполагать, что его стереоснимки через 100 с лишним лет будут выполнять функцию коммуникации между прошлым и настоящим.
– А благодаря новым технологиям удалось создать эффект полного погружения в историю. Как удалось этого добиться?
– В 2010 году мы поглядели на эти фотографии новым взглядом и стали с ними работать. Мы подняли архивы, которые до этого лежали невостребованными в музеях. Например, в музее Толстого хранится около 300 стереоснимков, сделанных Львом Львовичем Толстым – сыном писателя. Это уникальные кадры. Тогда и возникла мысль о кино.
Я предложил коллегам в Высшей школе экономики поработать над архивными стереопарами и через неделю они показали мне созданный из фотографий моего прадеда 3D-пожар Малого театра в 1914 году! Все объёмное, на большом экране! Фантастические ощущения! И родился первый фильм, основанный на стереоскопических фотографиях, сделанных во время Первой мировой.
СССР – родина 3D
– А ведь в Советском Союзе было стереокино. Был такой кинотеатр и в нашем городе.
– Да! Мне посчастливилось работать с создателем советского стереокино Сергеем Рожковым. Революционную технологию по показу 3D-фильмов представили в СССР ещё в 1965 году. Институт НИКФИ даже получил за неё технический «Оскар». Фильмы по этой системе смотрели в советские годы миллионы людей. Сейчас для съёмки стереофильмов (которые сейчас многие привыкли называть 3D-фильмами) используют дорогостоящие установки с двумя камерами, а у Рожкова все было проще – стереосъёмка велась камерой с двойным объективом. В начале 80‑х к нему прибыли с визитом канадские специалисты Эрнст Макнабб и Колин Лоу из фирмы IMAX. Они попросили московских коллег помочь им с тестовыми съёмками для большого стереоэкрана. Они сняли маленький ролик этой камерой с помощью наших специалистов и увезли туда. А потом просто запатентовали эту технологию…
– Но наше 3D-кино по-прежнему котируется на мировом уровне – два ваших фильма стали призёрами большого международного кинофестиваля в Хьюстоне…
– Да, среди шести с половиной тысяч работ были награждены две наших! «Стереомир инженера Шухова» и «Два дневника. Первая мировая война». В фильме впервые используются фотографии, сделанные на Восточном и Западном фронте, объединённые пересекающимися рассказами русского артиллериста, писателя Серебряного века Фёдора Степуна и немецкого пехотного лейтенанта, философа и писателя Эрнста Юнгера. Фильм завоевал серебро в категории экспериментального документального кино. А теперь мы создали фильм про Нижний Новгород.
– Что ждёт 3D дальше?
– Такое кино открывает возможность перенести человека в другую реальность. Стерео нужно не везде. Это эффектно в фильмах-катастрофах или когда рука тянется к тебе, и она должна тебя схватить. А просто 3D ради 3D неоправданно. 3D должно завораживать. И так и будет!
Посетить выставку можно по адресу: ул Большая Покровская, д. 43, 3‑й этаж. Время работы: вторник – воскресенье, c 10.00 до 18.00.
6+