Екатерина Тимашпольская: «Если нужно, чтобы дети читали классику, они должны сами стать писателями»
Газета "Земля Нижегородская"
Подписка на газетуО том, как вернуть у детей интерес к чтению художественной литературы и нужно ли это делать, мы обсуждали в одном из февральских номеров газеты с главным библиотекарем областной детской библиотеки имени Мавриной Еленой Удаловой. И вот новый повод для продолжения темы. В областной детской библиотеке прошел творческий вечер писательницы из Москвы, педагога столичной школы самоопределения №734 имени А.Н.Тубельского Екатерины Тимашпольской. У нас была возможность задать Екатерине Борисовне интересующие вопросы. Этот разговор интересен и учителям, и родителям.
В эпоху больших скоростей
- Екатерина Борисовна, как привить любовь к чтению детям, в руках которых гаджет теперь намного привычнее книги?
- Забавно, но молодёжь за падение нравов ругал ещё старик Цицерон лет этак 2500 назад. Так было и будет всегда. Сейчас среди взрослых часто слышу реплики: ах, у ребёнка клиповое мышление. Хочу успокоить: оно теперь у всех нас с вами. Дело в том, что с появлением интернета мир навсегда изменился, ибо скорость нашего существования в нём возросла многократно. Недавняя ситуация с пандемией коронавируса, когда нам экстренно пришлось менять принципы человеческих коммуникаций и уходить с головой в сеть, сделала процесс ещё более очевидным. Для молодёжи это абсолютно естественная среда, и, как педагог со стажем, скажу, что дети глупее не стали, а где-то даже и превзошли нас. Они и читают по-прежнему много, но это, зачастую, не те книги, которые мы считаем золотым фондом мировой литературы. И вот тут уже требуется деликатная работа учителей и родителей, чтобы вернуть детям актуальность проверенных временем произведений.
- Почему же подрастающее поколение перестали волновать сюжеты и образы, которыми так сильна классика?
- Во-первых, изменилась скорость жизни. Люди больше не ездят верхом или в каретах. Я, например, села сегодня в Москве в скоростной поезд и буквально за четыре часа приехала к вам в Нижний Новгород. Могла вообще провести встречу, не выходя из дома через интернет, просто очень люблю живое общение с читателями. Темпы нынче бешенные. А теперь вспомните нашего любимого Жюля Верна и его знаменитый роман «Двадцать тысяч лье под водой». Там же события, по сути, начинают разворачиваться лишь спустя страниц двадцать пять после долгих описаний океана, корабля и людей на нём. Дети сразу начинают ныть: да тут конец должен быть, а ещё только всё начинается. Я уж молчу про «Войну и мир» Льва Толстого. Философские изыскания Льва Николаевича, безусловно, имеют высокую художественную ценность, однако для юного сознания крайне тяжелы. Чтобы подвести к ним ребёнка необходимо сначала подготовить почву, а делать это нужно планомерно и осторожно, чтобы не отпугнуть.
Обними дерево вслух
- С чего бы вы советуете начать знакомство детей с большой литературой?
- Предложила бы в дополнение к списку рекомендованной для изучения в школе литературы попросить ребят составить собственный перечень книг, которые они сами считают своими любимыми. Пусть их выбор покажется взрослому полной ерундой, пускай это будут даже комиксы, которые, впрочем, хотим мы того или нет, давно стали неотъемлемой частью современной культуры. Потом следовало бы организовать специальный классный час, чтобы ребята рассказали друг другу про любимые книги, порекомендовали их одноклассникам. Дети в подростковом возрасте ориентируются больше на мнение сверстников, чем взрослых. Хотя, когда они вслух выражают неприятие точки зрения старших, это больше юношеская бравада или даже скорее такая форма защиты. Мы уже забыли, что значит быть подростком, раздираемым гормонами изнутри и угнетаемым взрослые снаружи. Сделав книги предметом их доверительного разговора, мы покажем им дверь в литературу, причём которую они сами и приоткроют.
- В детстве родители, бабушки и дедушки читали нам перед сном не только сказки, но и стихи, кстати, нередко и взрослые. Очень, например, распевно и убаюкивающе звучали строфы Пушкина, томик которого прежде обязательно имелся на книжной полке каждой семьи. Какова сегодня роль поэзии в образовательном процессе?
- Думаю, что с произведениями поэтов детей нужно знакомить чем раньше, тем лучше: в стихах заложены внутренние ритмы самой природы, которые нас гармонизируют. Хорошо обниматься весной с деревьями, так же прекрасно в любое время года читать поэзию. В школе со второго класса мы с детьми принялись за серьёзных поэтов, причём не только классиков. Для детского сознания, ежесекундно готового к новым открытиям, на первый взгляд сложные произведения, оказались понятны и близки. Например, мы обратились к рождественскому циклу стихотворений Иосифа Бродского, творчество которого очень ценю. Мне интересно было наблюдать, как переходя из класса в класс, ребята читали одни и те же стихи Иосифа Александровича, но уже совершенно по-новому, так словно эти строки были ранее им неизвестны. Ещё отраднее было видеть, что дети сами стали интересоваться поэзией, находить интересных лично им авторов.
- А случались ли у вас в школе такие прецеденты, когда ученики, соприкоснувшись с миром литературы, сами начинали что-то сочинять?
- Безусловно. Более того, вывела для себя такую формулу: если нужно, чтобы дети читали классику, они, хотя бы на время, должны сами стать писателями. Таланту научиться нельзя, но вполне реально освоить какие-то писательские приёмы, которые помогут выявить скрытые способности и дадут возможность самостоятельно мыслить и облекать эти мысли в слова. С пятого класса у нас в школе дети заводят особые тетради – для сочинительства. Здесь они и пробуют себя в роли писателей, работая в самых различных жанрах – фэнтези, фантастика, юморески, белые стихи, японские трёхстишия, кроме разве что крупных форм, объём романа для школьника непосилен. Многие ребята ещё и сами иллюстрируют свои произведения. В процессе творчества к ним постепенно приходит ощущение, что те же Александр Пушкин и Лев Толстой на самом-то деле не лица с портретов в учебнике, а такие же сочинители, как они. А следом уже возникает и интерес: а что же они там такое пишут?
- Какие же произведения классической литературы первыми приходят в круг чтения ваших учеников на правах ими любимых?
- Среди таковых могу назвать пьесу Николая Гоголя «Ревизор». Как раз сейчас проходим её с восьмиклассниками. В моей педагогической практике это, пожалуй, первый случай, когда произведение встречено учениками в буквальном смысле просто на ура. Приступая к чтению пьесы, весь класс распределился по ролям. Дети аплодировали друг другу и заразительно смеялись, мне так смешно не было, как им. Думаю, после каникул сядем с ними за сочинение собственной пьесы. В прошлом году с другим классом уже проводили такой творческий эксперимент, написали текст по мотивам «Ревизора» только уже на современный лад. Тогда один мальчик, помню, предложил такое начало: «Я пригласил вас, господа, с тем чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет…психолог». Ну а дальше мы с искромётным юмором сообща развили эту тему. Вот такой получился практический результат занятий.
Маленькие победы
- Екатерина Борисовна, как видим, программа подготовки, если не будущих писателей, то, по крайней мере, интеллектуально и нравственно развитых личностей, считающих книгу спутником по жизни, рассчитана практически на весь период обучения в школе. Наверняка, важнейшая роль в этой цепочке отводится начальным классам, где закладывается базис. Легко ли работать с самыми маленькими школярами?
- Я сама когда-то начала свой учительский путь со второклашек, поэтому у меня особое отношение к начальной школе. Мне кажется, у каждого маленького человека должен быть период истинного счастья, который он мог бы пронести в памяти через всю свою жизнь, как некий эталон. Под этот период очень хорошо подходит именно начальная школа, ведь это время, когда ребёнку ещё должно быть многое разрешено, когда его все должны любить просто так, лишь по факту существования, когда от него ещё почти ничего не должны требовать. Однако, зачастую, всё, увы, совсем не так. Мне иногда жалко современных детей, потому что им ничего нельзя, и они обременены со всех сторон грузом обязанностей. А ещё они физически слабы, и взрослые могут их легко уничтожить, даже взглядом или словом. Им, как, впрочем, и всем нам для полного раскрытия не хватает свободы, которой, однако, нужно учиться. Свободный человек – не тот, кому дозволено абсолютно всё. Наоборот, свобода – это такие внутренние рамки, что не позволяют нам нарушать границ друг друга. Такому пониманию устройства социума нужно учиться долго, и первый камень закладывает, безусловно, начальная школа.
- Стоит ли с первых лет учёбы ориентировать ребят на высокие результаты по успеваемости, или на данном этапе полученные «пятерки» не являются главной целью?
- У нас в начальной школе оценок не ставят вообще. Когда-то их начинали вводить лишь с восьмого класса, сейчас с пятого. Оценка, на мой взгляд, не отражает полной картины успеваемости каждого конкретного ученика. Приведу пример. Однажды в третьем классе к нам пришёл мальчик, ранее находившийся на домашнем обучении. Он не мог толком ни читать, ни писать, поэтому работы с ним предстояло много. В диктанте ребёнок умудрился сделать аж 48 ошибок. И вот через какое-то время, их стало вдвое меньше. По школьным стандартам двадцать с лишним ошибок в диктанте всё равно означает двойку. Но с другой-то стороны, разве не налицо огромный прогресс? И когда я поздравила мальчика с таким успехом, он победно вскинул руки вверх, а одноклассники дружно поаплодировали ему. Вот такие маленькие победы, к которым можно отнести и первую самостоятельно прочитанную ребёнком книгу, как раз являются главной целью начальной школы.
Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, что будущим журналистам рассказали о современных медиа в Нижегородском областном информационном центре.