Илзе Лиепа: «Мы слишком долго с восторгом смотрели в сторону Запада»
Газета "Нижегородская правда" №61 от 12.10.2022
Подписка на газетуВ эти выходные в Нижний Новгород приедет звезда мирового балета Илзе Лиепа. Вместе с коллегами она отберёт лучшие танцевальные коллективы округа, которые будут претендовать на основанную её фондом национальную премию детского и юношеского танца «Весна священная», и проведёт творческие встречи и мастер-классы для детей и их педагогов. Завершится визит гала-концертом «Русский балет. Нескучные истории о танце», на котором Илзе расскажет зрителям об истории русского и мирового балета и великих именах, составивших его славу. А солисты Большого и Мариинского театров исполнят знаменитые номера из классических постановок. Накануне визита мы побеседовали с балериной и узнали, чем балет может быть близок каждому человеку.
Вернуть традиции
– Илзе, совсем скоро вы приедете в Нижний выбрать танцевальные коллективы для вашего проекта. Кто получит шанс?
– Главный критерий – нравственно-эстетическое настроение и содержание номеров. Мы готовы принять не очень сильные коллективы, но чтобы они соответствовали этому критерию. Очень важно, чтобы с ребятами приехал их педагог. Его мы берём в свою команду лабораторных занятий. А ещё для нас важно, чтобы все понимали, что происходит в пространстве молодёжного и детского танцевального творчества.
Наша работа ценна тем, что мы можем настроить и спасти молодое поколение. И мы благодарны тем, кто нас поддерживает. Поездка к вам не состоялась бы без участия Министерства культуры Российской Федерации, которое много лет поддерживает наш проект. И, конечно, я хочу поблагодарить губернатора Нижегородской области Глеба Никитина за его включённость, за его горячий отклик на наш призыв. Без его помощи мы бы не справились с серьёзными организационными проблемами. И я говорю ему огромное спасибо с любовью и благодарностью и с желанием, чтобы всё у нас прошло очень хорошо!
– Работа с молодёжью, наверное, особенно важна сейчас. Балет на экране всё чаще напоминает спортивные танцы. Как вы относитесь к такому смещению акцентов и что нужно, для того чтобы не потерять классическую русскую балетную школу?
– Это происходит потому, что мы слишком долго с восторгом смотрели в сторону Запада, хотя русский балет никем не превзойдён, особенно в своей одухотворённости. В XIX веке он достиг вершины под руководством француза Мариуса Петипа, но он говорил, что в России нужно раствориться, превозносил русскую душу и русскую самобытность и захотел умереть в России, на второй Родине, которую полюбил всем сердцем. Он стал русским по духу. У нас есть прекрасная музыка, своя культура, свои мысли и чувства, которыми переполнено сердце каждого россиянина, какой бы национальности он ни был. И наши проекты существуют для того, чтобы в разных направлениях возрождался русский хореографический язык.
– Ещё лет 10 – 15 назад в эфире ТВ часто показывали сериал «Анна Павлова», вдохновившись которым сотни девочек в стране мечтали стать балеринами и стремились поступить в балетные школы. Да и мальчики тоже. Насколько важны такие фильмы?
– Культурные проекты нуждаются в государственном заказе. От того, что мы смотрим по телевизору, зависит будущее. Важно, какие фильмы снимаются для детей – чтобы они были не американской закваски. Отечественное кино заложило потрясающую основу, и сейчас нужно делать то же самое. Нам очень хочется, чтобы мы гордились нашим спортом, нашим искусством, знали имена. В том числе и Анны Павловой, Вацлава Нижинского, Тамары Карсавиной – имена удивительных артистов начала XX века. Мой отец Марис Лиепа – яркая звезда золотого поколения Большого театра, послевоенных мальчишек и девчонок. Как не говорить об этом поколении?
Владимир Васильев, Екатерина Максимова, Наталья Бессмертнова, Михаил Лавровский. Прошлый год был юбилейным для моего отца, и мы сделали спектакль «Мой отец – Марис Лиепа». Он пользуется большим успехом. Так, в своём пространстве мы делаем то, что можем, создаём патриотичные спектакли, с проектами нашего фонда пытаемся достучаться до сердец тех ребят, которые попадают в орбиту нашего внимания. И мне кажется, что каждый человек может нести эту память и культуру в той сфере, в которой он работает.
– С какого балета надо начать знакомство юного зрителя с этим искусством? И с какого возраста?
– Мне кажется, что первым должен стать балет «Щелкунчик» – он наполнен гениальной музыкой. Каждое детское сердце откликнется на такую глубокую, красивую и одухотворённую музыку. А дальше – любые классические балеты: «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Каменный цветок», «Спартак», все балеты Юрия Григоровича, пусть и в записи. Но надо объяснять детям, что происходит на сцене.
– А какой балет любимый у вас как у зрителя?
– «Щелкунчик»!
Горьковский балет
– Сегодня вы лучше, чем кто-либо другой, представляете, как развивается балет в регионах. Как вы оцениваете нижегородскую балетную школу?
– Я всегда с особым трепетом еду в Нижний Новгород. Моя педагог в хореографическом училище (а для каждого артиста балета педагог – вторая мама) Наталья Викторовна Золотова танцевала и свою карьеру провела в Горьком. И от неё мы всё время слышали про ваш город и ваш театр и знали его забавные истории. Когда Галина Уланова приезжала в Горький танцевать «Лебединое озеро», часто говорила Наталье Викторовне: «Наташа, ты не могла бы станцевать Чёрного Лебедя, а я станцую Белого». Ей было очень комфортно танцевать только Белого.
Или, например, как выдающийся композитор Рейнгольд Глиэр приехал к вам смотреть балет «Красный мак», который танцевала Наталья Викторовна, и был настолько восхищён, что подписал ей фотографию: «Моей любимой Тао Хоа». Так что ваш город стал мне близким и родным, и я верю, что балету в Нижнем быть. И вам нужен новый театр!
– В рекламных объявлениях сейчас пишут: принимаем на обучение балету с 16 лет. Можно ли научить танцу в таком «преклонном» для балета возрасте?
– Если для себя, то да. Балет – прекрасное занятие для того, чтобы чувствовать себя в форме. Это единственный вариант тренировки, который существует по чётким законам, поэтому он гармонизирует строй человеческой души, и я много раз была этому свидетелем. Балетом можно начать заниматься во сколько угодно, но не использовать профессиональную амплитуду.
Пижамный комплекс
– Ваша книга «Метод Лиепа. Философия тела» рассказывает об авторском способе оздоровления организма, который объединяет элементы танца, гимнастики и наработки многочисленных школ пилатеса. Как создавался этот метод?
– Русской национальной балетной школе, которую я возглавляю вместе с Марией Субботовской, уже 20 лет. За эти годы мы сформулировали главную миссию и направление развития нашей школы – это здоровье в балете. Мы собирали программы по всему миру. Что-то восстанавливали из замечательных программ ЛФК, что-то собирали в Англии, Италии, Швейцарии. В результате мы стали обладателями уникальных методик по работе как профессиональных балетных артистов, так и любителей – от детей до взрослых. Книга «Метод Лиепа» реально работает в программах нашей школы и доказывает, что балетом заниматься можно, нужно и очень полезно.
– Каков ваш рецепт стройности, энергии и работоспособности, кроме балета?
– Движение обязательно должно присутствовать в жизни. Пусть оно будет любым. Совершенно необязательно ходить в фитнес-центр. Можно посоветоваться с профессионалом и сформировать свой собственный, пусть маленький комплекс для плечевого пояса, для спины, пресса. И заниматься лёжа на коврике, чтобы было комфортно. Я вообще называю это «пижамный комплекс». Это очень хорошо, когда ты встал с постели и сразу же сделал небольшую гимнастику. И не надо готовиться, собираться, настраиваться, надевать специальную одежду. Эти несколько минут придадут вам бодрости и здоровья.