Александр Лузянин: «Мы прошли вместе со страной практически весь её авиационный путь»
Ситуация в мире поставила под сомнение жизнеспособность тренда на интеграцию в мировое разделение труда и кооперацию с иностранными поставщиками изделий, которого наша страна придерживалась два последних десятилетия, что естественным образом отразилось на всех отраслях отечественной промышленности, в том числе и на авиастроении. Не пришло ли время вернуть России статус авиационной державы? Такой вопрос в канун Дня Воздушного флота РФ задаем генеральному директору НАО «Гидромаш» им. В.И.Лузянина Александру Владимировичу Лузянину.
- Александр Владимирович, долгое время в нашей стране предпочитали летать на иностранной технике. Похоже, что нынешняя непростая политическая ситуация может стать шансом для отечественной авиационной отрасли в целом и для «Гидромаша» в частности?
- Несомненно. В этой связи мне вспоминается фраза: «Удачная возможность прячется в трудностях». Мы давно ждем, что отрасль пойдет в рост за счет серийного выпуска таких самолетов, как МС-21, Ил-114 – 300, ЛМС-901 «Байкал». Ко всем этим машинам «Гидромаш» имеет непосредственное отношение, обеспечивая их взлётно-посадочными устройствами.
- Расскажите об этом поподробнее.
- Тендер на разработку и изготовление шасси для пассажирского среднемагистрального воздушного лайнера МС-21 «Гидромаш» выиграл в 2009 году. В работе над ними мы применили передовые конструкторские и технические решения, использовали высокопрочные стали и титановые сплавы. Это позволило достичь хороших весовых показателей: масса шасси составляет 1,9 % от максимального взлетного веса самолета.
Что касается шасси пассажирского ближнемагистрального Ил-114 – 300, то главная их особенность в том, что они дают самолету возможность садиться на неровные, неподготовленные площадки, что очень важно при территориальных особенностях нашей страны.
Шасси для ЛМС-901 «Байкал» — одна из наших последних разработок. Самолет призван прийти на смену популярному в свое время Ан‑2. Поэтому в сжатые сроки специалисты нашего предприятия изготовили комплект агрегатов шасси и провели ряд необходимых работ в обоснование первого вылета и начала летных испытаний самолета. В 2021 году он был представлен на авиасалоне МАКС, а в январе 2022 года осуществил свой первый полет. Схема шасси трехопорная с хвостовой опорой и интересна расположением амортизаторов внутри фюзеляжа, что должно дать более высокую надежность по сравнению с аналогами.
- В 2023 году страна будет отмечать 100-летие гражданской авиации России. Это важная для вас дата?
- Помимо 100-летия отечественной гражданской авиации в 2023 году «Гидромаш» будет отмечать 90-летие работы в авиастроении. В 1933 году по решению Глававиапрома СССР наше предприятие получило авиационную специализацию и с тех пор не меняет её. Так что получается, что мы прошли вместе со страной практически весь её авиационный путь. А это что-то да значит.