Наталья Панкова: «Я многое люблю в жизни и стараюсь концентрироваться на хорошем»
Газета "Новое дело" №23 от 15.06.23
Подписка на газетуРаботы известной нижегородской художницы Натальи Панковой представили сирийской публике. В выставке с многообещающим названием «Где начинается мечта» было представлено 30 работ. Мы поговорили с Натальей Панковой и узнали, почему в своё время она выбрала творчество, а не физику, как нижегородцев принимали сирийцы и когда искусство было более политизированным – в СССР или сейчас.
Творческий путь
– Вы планировали поступать на физфак, но решили стать художником и связать свою жизнь с искусством. Почему?
– Рисование было моим самым любимым занятием в детстве. Но когда я пошла в школу, поняла, что есть много интересных профессий, и физика была одной из них. Я окончила художественную школу, которую очень любила, но весь 10‑й класс готовилась к поступлению в университет. В художественное училище решила сдать экзамены скорее из любопытства, но как-то очень легко поступила и решила немного отдохнуть, занимаясь искусством. Вот с тех пор и отдыхаю.
– Как к вашему выбору отнеслись семья и друзья? Были ли они за или против?
– Все удивились, но меня поддержали. Решили, что я имею право на выбор, за что я им очень благодарна.
– Многие порой предвзято относятся к творческим профессиям, считая их несерьёзными. Сталкивались ли вы с такими стереотипами? Как относитесь к ним?
– Очень часто сталкивалась с этим мнением, но для меня всегда было важно мнение людей, близких мне по духу, а они думают иначе.
– Ваши работы выставляются по всему миру. Какая из выставок вам запомнилась больше всего и почему?
– Моя первая зарубежная выставка была в Люксембурге в 1994 году, и, конечно же, она самая незабываемая. Потом, спустя двадцать лет, я снова приехала с выставкой в Люксембург. Это была уже другая страна, но интерес к искусству у зрителей не изменился. С 1997-го по 2000 годы я была организатором и участником серии выставок в Лондоне по приглашению посла России в Соединённом Королевстве Юрия Фокина и члена Палаты лордов баронессы Смит. В 2002 году я сделала пять выставок в Алжире по приглашению посла России Сергея Вершинина и Министерства культуры Алжира. В то время там ещё шла гражданская война и было опасно, я передвигалась с личной охраной. Я смогла поездить по стране, и мои картины увидели в столице, в Константине, в Анабе и в Боу-Саде – это оазис в пустыне Сахара. Многие выставки оставили след в моей памяти, стали частью моей творческой жизни, повлияли на то, что я делаю.
В дальние дали
– Как появилась идея выставки в Сирии?
– Моя персональная выставка в Сирии стала частью программы Дней культуры Нижегородской области в Латакии. Я получила приглашение сделать выставку от регионального Министерства культуры. Поездка была организована правительством Нижегородской области. Большая делегация нижегородцев, среди них были представители органов власти, музыканты, артисты, спортсмены. Мы все летели спецрейсом из Москвы. Я смогла привезти 30 работ.
– Не секрет, что страна сейчас переживает очень трудные времена. Людям в такой период действительно необходимы художественые выставки?
– Я поставила перед собой задачу привезти работы, вызывающие позитивные эмоции. Сирийцы пережили тяжёлые годы войны, недавно в этих местах было землетрясение, разрушившее часть инфраструктуры, жилые дома. Людям там сейчас очень непросто. Так появилось название выставки «Где встречается мечта». Мне хочется думать, что очень скоро страна восстановится, и наши добрые мечты станут действительностью.
– Вообще Сирия сегодня пользуется репутацией опасной страны. Вам не было страшно отправляться туда?
– Пока ещё в Сирии небезопасно, поэтому мы не смогли свободно путешествовать. Когда мы куда-то ехали, с нами была охрана. Но я надеюсь, что очень скоро станет возможно просто приехать в эту красивую страну в качестве туриста.
Сирия – страна с древнейшей культурой, красивой природой, а её памятники – достояние мировой культуры. Мы были в Латакии, это центральный порт Сирии, город на берегу Средиземного моря с мягким климатом, с чистыми песчаными пляжами, город, в котором самые распространённые деревья – оливковые. Мне понравились люди, то, как они общаются, как выглядят, как одеваются. Сирия – светская страна, там чувствуешь себя комфортно.
– Как ваши картины воспринимали сирийцы?
– Самое интересное для меня было увидеть реакцию местных жителей на мои работы. На выставке было много интересных людей, среди них художники, музыканты и те, кто когда-то учился в СССР. Многие говорили со мной по-русски. Много семей с детьми, были наши соотечественники, живущие в Сирии, среди них женщины, вышедшие замуж за сирийцев и уже давно живущие в этой стране. Я услышала много добрых слов в свой адрес от тех, кто пришёл на выставку. Один из комментариев меня особенно тронул: «Глядя на ваши работы хочется жить». Я поняла, что приехала не зря.
Жизнь в искусстве
– У вас очень яркий и узнаваемый стиль в творчестве. Ваше мироощущение такое же яркое и солнечное как ваши работы?
– Мне хочется верить, что да. Я многое люблю в жизни и стараюсь концентрироваться на хорошем. Мне это помогает.
– Вас называют визитной карточкой современного Нижнего Новгорода – насколько долго вы шли к этому признанию и насколько сложен был этот путь? Были ли периоды, когда вы ощущали недостаток признания?
– Так сложилось, что мой путь в искусстве оказался насыщенным и необычным. Мне посчастливилось общаться с очень интересными людьми из разных стран. Я много путешествовала и работала, я смогла показать свои произведения во многих галереях и выставочных залах. Моя живопись узнаваема. У меня много друзей. Конечно же, это счастливая судьба художника. Но было разное, были и разочарования, и потери. Но, это неизбежно. Про признание я никогда не думала. Это произошло само собой. Я просто всегда делала то, что считала нужным, то, что любила, и потом оказалось, что это нужно не только мне.
– В одном интервью вы говорили, что в СССР художнику сделать карьеру было сложно, так как искусство политизировано. Сейчас оно так же политизировано или уже меньше?
– Молодому современному художнику очень трудно представить, как всё было в СССР. Даже в клубе или кинотеатре невозможно было сделать выставку без решения комсомольской, партийной организации или Союза художников СССР. При этом было важно не только содержание произведения, но и стиль, в котором была написана работа. Был только соцреализм, всё остальное порицалось. Это была кощунственная несвобода. Сейчас у художника много возможностей, возможно, есть некие ограничения, но это не сравнимо с тем, что было тогда.
– Но сейчас также активно развиваются нейросети, они уже учатся рисовать. Многие боятся, что они заменят творческих людей. В чём, на ваш взгляд, главная ценность художника сейчас, в век цифровых технологий и ИИ?
– Я думаю, в яркой индивидуальности.
– Какие у вас дальнейшие планы в творчестве?
– Планов у меня всегда много. Мы живём в такое время, когда всё меняется очень быстро, появляется много возможностей для творческой реализации. Кроме того, что я много пишу, я ещё занимаюсь художественными проектами и как художник, и в качестве куратора. В июне мы откроем выставку творческого объединения «Чёрный пруд» в Центре культуры «Рекорд».
В прошлом году объединению исполнилось 35 лет, когда-то, ещё в советские времена, горьковские художники изменили творческое пространство нашего города, смело и ярко вошли в историю нижегородского искусства. На этой выставке будет представлено десять моих работ. Моя персональная выставка сейчас проходит в Москва-Сити, в башне «Империя», очень приятном пространстве, и ещё одна – в Нижнем Новгороде, в галерее вкусов «Парк культуры» на Верхневолжской набережной. Это очень разные выставки, но каждая мне дорога по-своему.
А ещё мне хочется получить побольше радости и впечатлений от лета, чтобы написать работы для новых проектов. Я себя называю художником-консерватором – я стараюсь ловить счастье и консервировать его, без него я не могу работать.