Писатель Юрий Нечипоренко рассказал, как вдохновить ребёнка на чтение
Газета "Нижегородская правда" №37 от 26.06.24
Подписка на газетуЮрий Нечипоренко – писатель и учёный, лауреат премий «Ясная Поляна», «Серебряный Дельвиг», «Заветная мечта» и многих других за рассказы и повести для детей. Легко и увлекательно он может писать обо всём – от творчества Пушкина и Гоголя до открытий Ломоносова и строения клеток организма. О том, что привело его, специалиста по молекулярной биофизике, в детскую литературу и какие книги любят юные читатели, писатель рассказал «Нижегородской правде».
Вспомнил детство
– Юрий Дмитриевич, как случилось, что вы, серьёзный учёный, доктор наук и автор множества научных трудов, стали писателем?
– Я тогда был кандидатом свежеиспечённым, и мне казалось, что этого мало, хотелось чего-то ещё. И я написал забавную повестушку о том, как изобрели эликсир бессмертия. А потом жизнь меня прижала, распалась семья, ребёнок жил отдельно, и в состоянии отчаяния я вспомнил своё детство, которое было райским, и написал повесть «Мой отец – начальник связи». С этого момента я и стал писателем. То есть писателем можно становиться от счастья и радости, от отчаяния и грусти, а у меня совпало всё.
– Кто стал вашим первым читателем?
– Сначала я читал свои вещи друзьям, а первым профессиональным читателем стал замечательный писатель Александр Эбаноидзе. Потом он стал главным редактором журнала «Дружба народов». Меня читал Владимир Лакшин, известный критик, и, конечно, в круг читателей вошли родственники и все мои друзья.
– В мире существует огромное количество биографических изданий. В том числе и предназначенных для детей. Почему вас заинтересовала именно эта тема?
– Первые мои повести и рассказы, напечатанные в разных журналах, разошлись миллионными тиражами ещё в советское время и очень тепло были восприняты публикой. Но первую книгу «Смеяться и свистеть» притормозило издательство. В это время мне предложили написать о ком-то, и я выбрал Гоголя. Когда неизвестный автор пишет рассказы, это мало кому интересно, а вот когда человек пишет о Гоголе или Пушкине, это приманка для читателя. Так всё и началось с книги о Гоголе «Ярмарочный мальчик», которая впервые была представлена в Нижнем Новгороде в Нижегородской областной детской библиотеке 15 лет назад. Меня посадили в первый ряд, и я час смотрел, как танцуют, поют, веселятся, читают отрывки из моей книги. Это было что-то фантастическое! Я понял, что нижегородцы – это такие люди, которым палец в рот не клади, они не любят слушать, они любят сами выступать, а моя книга была поводом для их выступлений (смеётся).
Просто о сложном
– Жизнь Гоголя окутана ореолом тайн. Что вы выбрали для того, чтобы заинтересовать детей?
– У него многое идёт из глубины веков. Его истории связаны с шумерской мифологией, с чем-то удивительным. И ребёнку трудно разобраться, о чём пишет Гоголь. Когда в школе мы проходили «Сорочинскую ярмарку», у меня голова шла кругом. И только став взрослым, я обнаружил, что история про чёрта, которого выгнали из пекла, напоминает миф про богиню Инанну, которая пошла в страну без возврата. Для меня это было потрясающее открытие.
А детям я рассказал, что, по-видимому, у Гоголя было что-то от огнепоклонников. Он всё время сжигал свои произведения. И это началось до «Мёртвых душ», ещё в Нежине, когда он написал «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан». Это были смешные истории из жизни греков, которых много в Нежине. И когда они прознали, что у Гоголя выступают в невыгодном свете, то пришли с депутацией к директору лицея и попросили его уничтожить это произведение. И Гоголь его сжёг! И для него это был урок: надо выдумывать, а не писать о реальных вещах. И он стал выдумывать, выдумывать, выдумывать!
– В год юбилея Пушкина особый интерес к вашим книгам, ему посвящённым. Но про его творчество написаны миллионы страниц. Как вам удалось найти свою нишу?
– Я несколько лет занимался тем, что читал воспоминания современников, изучал архивные документы и нашёл свою жилу, которая состоит во взаимоотношениях Пушкина с отцом. У них был конфликт, это знают многие, а потом примирение – и вот о том, что смысл «Сказки о царе Салтане» состоит в благодарности отцу, никто не замечал: там сын ищет отца! А ведь отец Пушкина его очень любил, познакомил сына с Жуковским, привёз того в Царское село, и с этого момента Пушкин обрёл наставника, который его сопровождал всю жизнь. И в ответ на письмо, где Пушкин рассказывал о ссоре с отцом, Жуковский ответил, что «не хочу даже отвечать и разбираться, кто прав». И сказал «Ты силач, плыви, силач, я тебе указываю лучший берег!». Свою книгу о Пушкине я назвал «Плыви, силач»», потому что с этого напутствия Пушкин погрузился в труды, познакомился с Николаем I, который назвал его умнейшим человеком России и даже поручил Пушкину писать статью о нравственном воспитании юношества.
– Наверное, самый сложный из персонажей ваших книг – Ломоносов. Как заинтересовать им детей, его эффектными опытами, молниями, химией, литературой?
– Ломоносов – человек незаурядный. Я просто влюбился в него. Когда вместо него сделали академиком какого-то прощелыгу, он не выдержал, подошёл к нему, показал кукиш и сказал: «Какой ты академик? Ты даже латыни не знаешь!». За это его вызвали на ковёр к генерал-губернатору Санкт-Петербурга, а Ломоносов туда не пошёл! И я говорю детям, что кукиш каждый может показать, а вот не пойти на приём решится не всякий.
Ломоносова посадили на гауптвахту, и там он написал лучшие свои стихи, а потом принёс извинения, его простили и присудили ему академика! Так началась его слава. И про это узнавать детям интересно.
– Для них важен не только текст, но и иллюстрации. Как вы нашли своего иллюстратора?
– Он сам меня нашёл! У меня был ночной эфир на радио «Говорит Москва», я читал главы из неопубликованной книги о Гоголе, а на следующее утро мне позвонил мой старый приятель Евгений Подколзин и предложил представить книгу на выставке в Гданьске. Там я увидел, как Женя рисует Гоголя, был поражён и понял, что нашёл своего иллюстратора!
Он проиллюстрировал мои книги о Гоголе, Ломоносове, Пушкине, а когда стал заведующим кафедрой иллюстрации в Институте книги имени Фаворского, передал меня своим ученикам. Они защищают дипломы, рисуя иллюстрации к моим книгам. Одна девочка нарисовала такие, что издатель, не читая, сказал: издаём!
Научный подход
– Много лет назад дети запоем читали книгу «Приключения Карика и Вали», рассказывающую о тайнах микромира и биологии. Вы продолжили эту тему книгами «Живой дом», рассказывающей о клетках организма, и «Вот зараза», посвящённую вирусам. Насколько востребован сейчас жанр научно-художественной литературы для детей?
– Друзья-издатели всё время говорили: Юра, ты же специалист в области молекулярной биологии, биофизики, ты можешь рассказать о том, о чём никто не знает, расскажи детям! Но мне было трудно погрузиться в этот мир, и я нашёл биолога Егора Егорова, который читает лекции физикам по клеточной биологии. И мы их превратили в книгу, к которой он дал реальные фотографии клеток. Её перевели на разные языки и недавно в Китае мне её вручили. Это сюрреализм – видеть то, что ты написал, в иероглифах!
– Говорят, сегодня юные китайцы читают больше российских детей. А есть ли у вас рецепт, как вдохновить ребёнка читать?
– Во-первых, существуют аудиокниги. Моя дочка слушает их, когда рисует. Это прекрасный ход. Но главное – свой пример. Чтобы приучить ребёнка понимать слово, чувствовать его, нужно самому к нему прислушиваться. Нужно самому читать, обсуждать, вот как это было в семье, к примеру, Достоевских. А Пушкины даже ставили домашние спектакли. У Гоголя отец писал пьесы, и дети играли в этих пьесах. Театр – воплощение литературы, слово должно быть звучащим, и оно поможет ребёнку войти в литературу.