Политолог Ирина Глинская: «Мат – энергетически сильные слова, к ним надо подходить с осторожностью»
Газета "Новое дело" №28 от 20.07.23
Подписка на газетуВ современном мире матерные слова всё чаще начинают использовать в фильмах, сериалах и литературе. Насколько мат уместен в речи и не портит ли он русский язык? Как изначально появились всем известные бранные слова? Становится ли мат более приемлемым в современном обществе? Эти и другие вопросы мы задали доценту ИМЭБ РУДН и доктору политических наук Ирине Глинской.
Сначала было слово
– Как появился изначально мат в русском языке? Откуда идут его корни?
– Не секрет, что успех коммуникации зависит не только от содержания, но и от умения его преподнести. Кто-то активно использует язык жестов, кто-то употребляет яркие выражения, правда, иногда они не соответствуют этическим нормам, принятым в обществе. Слова, которые сейчас считаются неприличными, до принятия христианства наделялись особым символическим смыслом.
– То есть мат не всегда был табуирован и было время в истории языка, когда матерные слова, напротив, были важны?
– В античные времена был культ тела и его красоты, многие скульптуры изображали царей, героев, богов обнажёнными, а Средневековье привело к умерщвлению плоти, быть естественным считалось грехом. Именно в этот период слова и выражения, которые описывали самые благостные силы человеческой природы, превращались в низкопробные ругательства. Мат – это бранные слова, от «борониться», «обороняться». В дохристианском язычестве их использовали для обороны от нечисти, так что забавно, как извратило их смысл христианство.
– Но если для язычников мат имел особый смысл, получается, они спокойно его использовали в обычной речи? Или всё же уже тогда были какие-то запреты?
– Согласно верованиям славян-язычников, слова были неразрывно мистически связаны с предметами, которые они обозначали.
Поэтому тот, кто просто так, а тем более в виде ругательства, произносил слова, обозначавшие мужской или женский половой орган, вредил, по представлениям древних славян, себе или своим близким, обрекал свой род на бесплодие, на гибель без потомства. А если род начнёт угасать, боги разгневаются и покарают потомков. Поэтому славяне стремились избежать божьей кары.
– Если и в язычестве к мату относились очень осторожно, почему же его ещё более ожесточённо стали запрещать с приходом христианства?
– Поскольку христианство, утверждаясь на Руси, вело непримиримую борьбу со всеми проявлениями язычества, то и сакральные слова и выражения, относящиеся к половой жизни, получили в глазах церкви «греховное значение». Постепенно под давлением церкви такая лексика начала приобретать характер запретной, ненормативной, так как обозначала предметы, о которых не подобает упоминать благочестивому христианину. Эти слова подлежали искоренению и стали изгоняться из дозволенной речи.
– Получается, христианство всегда выступает против мата?
– Церковь не приемлет сквернословия. Например, православный священник отец Сергий пишет: «Так называемый мат является языком общения с демоническими силами. Не случайно это явление именуется инфернальной лексикой. Инфернальной – значит адской, из преисподней. Убедиться в том, что мат – явление демоническое, очень легко. Зайдите в русский православный храм во время отчитки. И внимательно присмотритесь к человеку, которого отчитывают молитвой. Он будет стонать, кричать, вырываться, рычать и тому подобное. А что самое страшное, они очень сильно ругаются матом…» – считает священник.
Высокие отношения
– А когда общество стало более светским и менее зависиым от церкви, мат всё равно ведь оставался запретным?
– Русская речь окончательно разделяется на «печатную» и «непечатную» только в XVIII веке, с распространением светской литературы в России. Тогда матерщина и стала окончательно «непечатной», «нецензурной». До середины XIX века сквернословие было уголовно наказуемым. Матом не принято было ругаться даже в деревнях. При царе Алексее Михайловиче за матерные слова было введено суровое наказание вплоть до смертной казни. Считалось, что употребление бранных слов может привести к эпидемиям, несчастьям, катастрофам.
– Как, на ваш взгляд, меняется отношение к мату в современном обществе?
– Мат – проблема не языка, а социума. На мой взгляд, общество стало более терпимо относиться к нецензурной лексике. И это тоже играет свою роль в коммуникации.
– Однако отношение к мату всё ещё остаётся осторожным. За него не казнят, но есть и люди, которые против мата и считают, что ругаться им ни в коем случае нельзя. Почему же матерные слова до сих пор обладают особыми свойствами?
– Не стоит забывать, что мат – это энергетически сильные слова, а к силе надо всегда подходить с осторожностью и осмысленностью. Злоупотреблять ими не следует, но в критической ситуации они выражают агрессию, ненависть, страх и даже восторг, как свидетельствуют очевидцы.
– В каких случаях употребление мата примемлемо и уместно, а в каких оно лишнее и только засоряет речь?
– Самая главная функция мата – не в нанесении вербального вреда, а в выражении различных эмоций – как отрицательных, так и положительных. Итак, в каждом языке есть не принимаемые обществом, табуированные слова, однако к русскому мату проявляется интерес во многих странах. Крепкое, ёмкое словцо, обладающее огромным запасом энергии, иногда помогает избавиться от ненужной злости, которая изводит человека изнутри, облегчить боль, если получил травму, восхититься красиво забитым голом любимого футболиста, рвануть в атаку на противника, приводя его в ужас и бегство. И осуждать за это, возможно, не стоит.
Что думают по этому поводу?
В современном мире к мату совершено разное отношение. Кто-то не принимает его совсем.
«Повсеместный мат – это признак деградации общества, – считает Анатолий. – Мат был и в СССР, но тогда было чёткое разграничение неформальной лексики. А сейчас матерятся все и везде – политики, учёные, телеведущие, артисты. Дети на улице матерятся, не стесняясь взрослых. Взрослые дети теперь употребляют мат и похабные выражения при своих родителях – для меня это непонятно и неприемлемо».
Некоторые признаются, что раньше ругались куда больше, но с возрастом пересмотрели своё отношение к этому.
«Сама материлась, когда подростком была, считала, что это круто, – призналась Мария. – Это сейчас я понимаю, как убого это выглядело. Послушав себя со стороны, я стала сама себе противна, с тех пор начала следить за речью и по сей день не матерюсь. Мне не нравится в жизни это даже слышать, режет ухо, но среди знакомых, друзей, родных никогда не слышала мата, по крайней мере при мне».
Есть и те, кого матерные слова не слишком трогают.
«Я к этому отношусь проще. Матерятся рядом – ну и ладно, может, им так нравится, – поделилась Анна. – Сама, бывает, матернусь, но нет такого, что мат через слово. Бывает, иногда читаешь темы, и не ругнуться нереально. Стараюсь эту привычку и здесь ликвидировать, но пока плохо получается».
Найдутся и любители русского мата, любящие крепкое слово.
«Я отлично отношусь, – призналась Вера. – Но знаю меру, на работе не матерюсь, при старшем поколении тоже. Между своими близкими иногда могу себе позволить. Главное – уметь это ввернуть для красного словца, а не разговаривать, как зэк – сплошным трёхэтажным. Мат к месту – мне нравится».
Некоторые уверены, что без мата и вовсе невозможно обойтись.
«Конечно, если мат через каждое слово, это говорит о бескультурье, но иногда как ударишься мизинцем ноги об угол тумбочки – и никакие другие слова, чтобы описать эту боль, не подойдут, – уверен Виктор. – Мат – это элемент языка, и для него есть своё время».
Одно ясно точно – мат крепко-накрепко остаётся частью русского языка и никуда уходить не собирается, как бы его ни запрещали.