Сергей Андрияка: «Чтобы не погибнуть, нужно, чтобы нас немножко встряхнуло»
Газета "Нижегородская правда" №22 от 19.04.23
Подписка на газетуНедавно в Нижегородском художественном музее на площади Минина открылась персональная выставка одного из самых талантливых художников страны – Сергея Андрияки. Его акварели восхищают сочностью цветов и удивительной лёгкостью, на которую способен только истинный художник. Неудивительно, что на открытие выставки собрались все ведущие живописцы города и молодые художники, некоторые из которых мечтают стать учениками его знаменитой Академии акварели и изящных искусств. Пользуясь случаем, мы поговорили с Сергеем Андриякой о современных художниках, классике, искусственном интеллекте и будущем живописи.
Картина в день
– Сергей Николаевич, ваша выставка стала настоящим событием для города. Нечасто к нам приезжают мастера такого уровня! И удивительно, что большинство работ создано недавно. Как вам, руководителю академии и педагогу, удаётся столько времени посвящать живописи?
– Это просто. Что бы ни случилось, я верен своей традиции. Каждый день я создаю по одной работе. Сколько дней в году, столько работ я и пишу независимо от своей административной и любой другой работы.
– С нашим городом вас связывает давняя дружба, среди ваших студентов есть нижегородцы. Как вы оцениваете уровень подготовки молодых нижегородских художников?
– В Нижнем очень хорошее училище и очень талантливые ребята. Поэтому мы поддерживаем отношения, и я всегда рад принять в студенты нижегородцев.
– А можно вообще научить быть художником? Что главное в обучении?
– Мы пошли против всего, против рожна. Сегодня время, когда происходит сужение специализаций во всех сферах, что ведёт к дилетантизму. Посмотрите на медицину – вокруг одни «узкие специалисты». Но нельзя же человека расчленить на части. Так же и в живописи. А у нас каждый студент пишет два диплома. Основа – академический рисунок, а дальше студенты осваивают все техники в обязательном порядке. А таких вузов, которые учат рисовать и писать в классических традициях, всё меньше и меньше. У нас даже Строгановка вся перешла на дизайн.
– Зато сейчас в Сети море разных курсов по живописи. «Мы научим вас рисовать за 10 уроков». «Вы повторите Айвазовского за три часа». Это действительно реально?
– Это чистое разводилово. Человек к ним приходит, что-то мажет, а ему рассказывают про его психологический портрет: о его состоянии, о том, что он должен в себе исправить. Это не даёт ничего, кроме денег, тем, кто этим занимается.
– А можно ли научить рисовать профессионально взрослого человека? Насколько я знаю, у вас есть курсы и для взрослых…
– Научить можно любого, если у него есть такое желание. Когда говорят: мы учим только таланты, значит люди ничего не понимают в обучении. Мы даём основы профессионального владения рисунком хоть взрослым, хоть детям. А дальше, кто чего сможет достичь, зависит от конкретного человека. Но если ребёнка приведут учиться на верёвке, ничего из этого не получится. Нужно желание.
Классика и современность
– Недавно культурный мир удивил ряд кадровых перестановок в ведущих музеях страны – например, в Пушкинском музее, в Третьяковке. Некоторые считают, что это удар по современному искусству и возвращение к классике. А вы как к этому относитесь?
– Да и слава Богу! Хотя пока неясно, что смогут сделать те люди, кто пришёл на их место. Это покажет время. А то, что тенденции в музеях, которые вы имеете в виду, были отрицательные, мы на своей шкуре испытали. Мы делали выставку в бывшем Центральном Доме художника – теперь это Новая Третьяковская галерея, и Третьяковка нам, кроме препятствий, ничего не принесла. Хотя я с Трегуловой (экс-директор Третьяковки, – прим. авт.) накануне у неё в кабинете долго говорил о серьёзных вещах. «Это нам не надо, это тоже не надо…» Но она только потеряла от этого.
К нам на открытие пришло больше 4000 зрителей, а многие не смогли попасть! Я собственноручно через служебный вход впустил тысячу человек. А потом охрана не пускала на наши пробные уроки людей и отбирала у них краски и кисточки! А других не выпускала с их работами. Как это объяснить?
– Отношение к современному искусству в обществе неоднозначное. Как определить ту грань, что разделяет искусство и китч?
– Для меня существуют простые понятия. Есть традиционное искусство, а есть то, что ушло от традиций. То, что идёт по традиции, – это к жизни, а то, что ушло от неё, – это к смерти. И спорить с этим без толку. Так было, есть и будет. И ничего нового под солнцем не родится. И когда говорят о каких-то поисках, о какой-то ерунде… Чего мы ищем?
– А вот, к примеру, фестивали уличных художников, которые сегодня проходят повсеместно, в том числе и у нас в городе. Это для вас искусство?
– Тут надо смотреть конкретные работы. Всё зависит от случая. Есть вещи удивительные, есть потрясающе расписанные дома. В Дрездене я любовался такими вещами – правда, расписаны они были давно. В Праге есть потрясающие росписи. Я и свою академию с удовольствием украсил бы росписями. Но настоящими!
Искусственный интеллект не заменит художника
– Сейчас ещё очень популярны картины, созданные искусственным интеллектом. Русский музей к своему юбилею так и вовсе ими заполонил свои соцсети. Что это – новый вид искусства или заигрывание со зрителем?
– Да нет никакого искусственного интеллекта – его и быть не может! И я это Швыдкому сказал на его передаче. Знаете, почему? Потому что ни одна машина, ни одно техническое устройство не может дать энергетики. Вот я дотронулся в каком-то настроении кистью или карандашом до листа, и моё внутреннее состоянии пошло туда, в лист, и оно там живёт! И даже когда меня закопают, оно там будет жить!
А что может сделать искусственный интеллект? Только бездушную синтетику. Не создано нового ни в музыке, ни в живописи, ни в чём! А Русский музей… Ну предложил, и что? Вам понравилось? Сомневаюсь. Да и вообще – что мне, молиться на Пиотровского, который сказал, что всё, что куплено Эрмитажем, является ценностью? Это его официальное заявление. Да мало ли что он там купил…
– Как же, на ваш взгляд, живопись, да искусство в целом, будут развиваться дальше? Всё вернётся к классике?
– А выбора-то другого нет, просто нет! Если мы к традиции не возвратимся, мы отомрём. Нас просто не будет, физически не будет! И чтобы доказать это, далеко ходить не надо. Проводили опыт по помещению мышей в полное благополучие. Примерно такое, в каком пока мы пребываем здесь. И это благополучие привело к их полному самоуничтожению. Появились мыши-гомосексуалисты, дальше – больше. И в итоге они истребились как класс. Кто бы что ни говорил, сейчас мы живём в шоколаде. Мы, по сути дела, зажрались. И Запад такой же. И ничего с этим не поделаешь. И чтобы не погибнуть, нужно, чтобы нас немножко встряхнуло. И, слава Богу, трясёт. Поверьте, это нужно всем – и молодому поколению, и нам.
Выставка продлится до 14 мая.