Вадим Пономарёв: «Пришло новое поколение, и у них новые звёзды»
Газета "Новое дело" №4 от 02.02.23
Подписка на газетуВ последние годы публика активно жаловалась на засилье одних и тех же музыкантов, многие из которых были популярны ещё во времена перестройки, и сетовала, что на эстраде практически не появляется новых лиц. Нынешняя политическая ситуация существенно проредила список тех самых «взрослых» звёзд, открыв долгожданный путь молодым. Однако пока на эстраде так и не появилось никого, кто мог бы претендовать на популярность уровня Пугачёвой или Киркорова. Почему это происходит? Кто из молодых звёзд всё-таки имеет шансы пробиться к вершинам музыкального Олимпа? И что вообще ждёт отечественную эстраду? Об этом и о многом другом мы беседуем с известным музыкальным критиком Вадимом Пономарёвым.
Второе дыхание
– Вадим, вы недавно говорили, что русская музыка зашла, кажется, в длительный мучительный кризис. Хитов нет уже минимум полгода. И это притом, что многие из тех, кого обвиняли в засилье на эстраде, в том, что из-за них молодые не могут прорваться, по известным причинам сошли с круга. Казалось бы, поляна свободна. В чём же тогда, на ваш взгляд, дело?
– Я стараюсь быть оптимистом. Потенциал российской поп-музыки огромен. Но в моменте мы оказались в некой рэперной точке: старые приёмы вроде воспевания красивой жизни, условных «кадиллаков» и лакшери-брендов больше не работают из-за обстоятельств, а новых ещё не придумано.
Да, есть удачный опыт у Shaman’a, но это пока выглядит как зияющее исключение из правил. За ним уже пошли в эту нишу Гогунский и ряд других артистов. Посмотрим, что получится, готов ли к этому слушатель.
Целую плеяду артистов мы потеряли из-за их отъезда за границу. А звёзды не делаются за месяцы, это иногда занимает десятилетия. И потеря уехавших – это прямые финансовые убытки концертников, промоутеров, пиарщиков, звукорежиссёров и т. д. Возможно, и стримингов, которые и так многое потеряли после отъёма западными мейджорами главного и самого популярного лицензионного контента – от Майкла Джексона до ABBA.
Всё зависит от артистов. Кто-то продолжает клепать танцевальные песни, кто-то ищет подходы в лирике. Но всё это почти перестала воспринимать публика. Прослушивания резко упали. Нужны новые подходы, а их нет.
– Сегодня даже маститые звёзды взрослого поколения – те же Агутин, Долина и прочие – тоже не радуют публику новыми хитами. Причём этот кризис начался несколько раньше известных событий. Что, на ваш взгляд, мешало им? И есть ли шанс, что они обретут второе дыхание?
– Я не верю, что «взрослые» артисты смогут выдавать хиты в текущих условиях. Их аудитория просто не слушает новые песни от слова «вообще». Если посмотреть списки исполнителей на всех топовых радиостанциях, то Агутина или Долиной там нет вообще. Потому что пришло новое поколение, и у них новые звёзды. Исключение – «Русское радио», но там особый случай с его владельцем. Думаю, проверенные звёзды и дальше будут выдавать крепкие песни, но в хит-парадах будут только молодые артисты. У нас просто нет таких промомеханизмов, которые каждого американца заставляют слушать новые песни Мадонны или Бейонсе.
Новая волна
– Появился ли кто-то из молодых, кто, на ваш взгляд, имеет перспективы стать в будущем полноценной звездой?
– Я вижу пока только одно попадание в цель – это Shaman. Я слушаю очень много новых песен и новых артистов, но вижу только растерянность или строительство башен из слоновой кости. Артисты окукливаются. Пытаются жить на старых наработках. Но не получается. И мы реально полгода-год живём без новых хитов, последним была композиция «Солнце Монако» Люси Чеботиной. Потом как отрезало. Ну, кроме Shaman’a.
– Кстати, о Шамане… Многие считают, что его сегодняшний успех обусловлен не столько талантом, сколько патриотическим репертуаром, который он умело использовал для раскрутки. Каково ваше мнение на этот счёт?
– Ярослав Дронов мне кажется весьма талантливым артистом. Он прошёл сквозь сито «Голоса» и других музыкальных телешоу. Но всегда испытывал проблемы с репертуаром, как и все эти караоке-певцы. А потом вдруг нащупал новое и верное. Всё же началось с великого русского композитора Александра Бородина, вокализ из оперы «Князь Игорь» удачно вошёл в песню «Встанем», и ещё не запрещённый «ТикТок» быстро завирусил песню. И Виктор Дробыш обратил внимание на Shaman’a именно после «Встанем».
А дальше дело техники. Дробыш как профи уловил все нюансы и посылы, и появились «До самого неба», «Встанем», а потом и «Я русский», которые стали хитами. Сейчас Shaman ушёл от Дробыша, и мне очень интересно, как он распорядится этой свободой. Бывали и дурные примеры…
– Я могу ошибаться, но мне кажется, что от Дробыша артисты уходят чаще, чем от других продюсеров. В чём, на ваш взгляд, причина, что, раскрутившись, исполнители от него, как правило, уходят? Или так практически с каждым продюсером случается?
– От Дробыша уходят чаще, потому что такова схема его работы. У него нет «вечных» артистов в ПЦ. Он работает по схеме «дал денег – выполню оговорённый объём работ». Так что длительность сотрудничества чаще всего зависит от количества денег. Хотя у него есть и проекты для души, он же рокер в душе, и все его многочисленные рок-проекты – это точно не про деньги. Но ни один из них так и не стал популярным.
Взяли курс
– Вы рассказывали о новом проекте Романа Либерова «После России», в котором уехавшие из страны исполнители – «Ногу свело», «Наив», RSAC, Сансара, Tequilajazzz и другие – пели песни на стихи писателей, покинувших Россию после 1917 года. Почему, на ваш взгляд, проект не удался? Слишком высокая поэзия для таких исполнителей? Или другие причины?
– Идея Романа Либерова была отличной! Попросить уехавших в 2022 году музыкантов спеть песни на стихи уехавших после 1917 года поэтов – это арт-концепция! А вот её воплощение, и не по вине Либерова, оказалось удручающим. Оказалось, что все те поэты начала XX века оказались органически чужды музыкантам начала XXI века.
Даже «Ногу свело» московского мажора Макса Покровского и «Наив» такого же московского мажора Чачи Иванова сделали такие треки, что за чудесных поэтов Георгия Иванова и Вадима Андреева жутко неудобно. Понимаете, я впервые почувствовал, что дворянская культура начисто потеряна в России. Ну то есть вообще! Интонационно, смыслово, цивилизационно. Что уж говорить о треках записных провинциалов вроде Монеточки (признана иноагентом — ред.), RSAC и «Сансары»? Им и напитаться этим было негде. Понимаете, мы потеряли эту цивилизацию. Её больше нет. По крайней мере, в музыке.
Из релиза я бы выделил интеллигентную работу Tequilajazzz. Это можно слушать, это ближайшая попытка поговорить с нашими предками.
– И каковы, на ваш взгляд, ближайшие перспективы отечественной эстрады?
– Сейчас мы в кризисе. Отменяются концерты, туры. Площадки судорожно ищут выход из ситуации – стендап, шоу мыльных шаров и что угодно. Распадаются группы. Разоряются лейблы. Но только что слились российские подразделения Warner Music и Sony Music, чего вообще невозможно было представить во всём мире. Музыкальный лейбл МТС возглавила Надежда Бойчевски, которая была главой Eastern Europe латино-американского дистрибутора ONErpm, чего тоже невозможно было представить. Мы боремся, мы выживаем. Мы лапками взбиваем из молока сметану. И мы выживем. Всё будет хорошо!
Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, что Михаил Турецкий поделился секретами своего успеха и мнением о современной культуре.