H
H e
S L n s
с

Юрий Грымов: «Человек всю жизнь пытается быть человеком»

Юрий Грымов: «Человек всю жизнь пытается быть человеком»

Фото: из архива Юрия Грымова

Знаменитый режиссёр уверен, что русскую культуру невозможно вычеркнуть из мирового контекста

Следите за нашими новостями в удобном формате Перейти в Дзен

Юрий Грымов – один из самых интересных режиссёров, сценаристов и телеведущих современности. Каждая его работа – фильм, спектакль, клип и даже рекламный ролик – становится событием. «Муму», «Коллекционер»,«Казус Кукоцкого», «Чужие», «На ощупь»,«Три сестры», «Анна Каренина. Интимный дневник» – его необычные интерпретации классики собрали огромный урожай наград на российских и международных фестивалях. А несколько лет назад Юрий Грымов возглавил московский театр «Модерн». О театре, кино, истории и культуре мы побеседовали с режиссёром накануне его визита в Нижний Новгород.

Место силы

9 февраля в центре культуры «Рекорд» Юрий Грымов проведёт творческий вечер.

– Юрий Вячеславович, сегодня мало кто приезжает именно с творческими встречами, предполагающими диалог со зрителями. На ваш взгляд, о чём сейчас важно говорить с людьми?

– Вне времени нужно говорить максимально откровенно, иначе просто теряется смысл встречи. Нижний Новгород я люблю, у вас мне нравится, люди нравятся. А сейчас у меня большое желание говорить с умными людьми. Не хочется терять время на бла-бла-бла. Хочется что-то от людей узнать, поделиться.

– Ваша встреча называется «Место силы» (12+). А в нашем прошлом интервью вы заявили, что сегодня ваше место силы – это театр, а не кино. И постановки театра «Модерн» это подтверждают. О вашей трилогии «Антихрист и Христос» уже ходят легенды. Эта тема волновала творцов всегда. Как, по-вашему, реально ли добро без зла?

– Для того чтобы прыгнуть, нужно присесть. Движение идёт от зла к свету, и вертикаль развития может в этом движении проходить через ад. Когда я затевал свою трилогию – третий спектакль я буду готовить уже в январе, поймал себя на мысли, что сегодня все на грани схождения с ума. Многие лихо перебежали на ту сторону этой грани и даже не заметили, что они там! Поэтому я и затеял эту трилогию и рад, что она пользуется успехом у зрителей.

Режиссер готов говорить со зрителем максимально откровенно
Режиссер готов говорить со зрителем максимально откровенно
Фото: из архива Юрия Грымова

– Трилогию открывает спектакль о Петре I. Сегодня о нём чего только не говорят. Какова же его главная роль в истории, на ваш взгляд?

– Главное – что он был. Почти 43 года Пётр I правил государством и пытался сделать из него новое. И пошёл революционным путём. Многие его хорошие решения сегодня назвали бы инновациями, но я противник революционных мер. Когда что-то ломается через колено, гибнут люди. Не получилось из нас сделать голландцев! Просто потому что мы не голландцы.

Драма прощения

– Знак вопроса венчает и название будущего спектакля – «Иуда?». Почему?

– Потому что в моём понимании драма Иуды не столько в том, что он предал Христа – ведь Христос знал о будущем предательстве и намекал на него на тайной вечере. Драма Иуды в том, что он не верил, что его простят. А его бы простили. И помните 30 сребреников? Почему 30? Да потому что столько стоил раб!

И самоубийство Иуды символично – он повесился, но верёвка оборвалась, и он разбился о камни… Вопрос прощения интересует каждого человека. Я ненавижу, когда мне кто-то говорит: «Простите». «Простите – прощаю» – это пинг-понг, без смысла и ответственности.

– Второй спектакль трилогии – о Леонардо да Винчи. У вас он весьма неоднозначный персонаж. Так может ли гений совершать преступления?

– Конечно! Ещё и талантливо! Леонардо сочетал в себе Христа и Антихриста в равных пропорциях. Одной рукой он рисовал «Тайную вечерю», а другой изобретал мину большого поражения. Человек – это приёмник окружающего. И всё, что мы примем, мы перерабатываем. Хватит ли у нас сил с этим справиться – вопрос. Мой любимый философ Мераб Мамардашвили говорил, что человек всю жизнь пытается быть человеком. Но не у всех это получается.

Мы – млекопитающие. Когда я снимал «Казус Кукоцкого», прослушал курс лекций по гинекологии и увидел, что человек приходит в мир красненьким червячком! Так что когда говорят, что человек рождается с характером… Да с каким характером? Этот червячок попадает в племя людоедов, и он будет людоедом! Вот и всё! А воспитание и образование делают из червячка человека. Когда я ставил «На дне», после знаменитой фразы «Человек – это звучит гордо» ставил знак вопроса, а не утверждения. Посмотрите на мир, в котором мы живём. Вся история культуры – это история войн.

Открыл трилогию о добре и зле спектакль «Пётр I»
Открыл трилогию о добре и зле спектакль «Пётр I»
Фото: Яна Булаш

– А что-то глобальное врагу вы можете простить?

– А у меня нет врагов. Враг – это очень сильное качество. Если бы у меня был враг, я постоянно был бы готов к нападению. Я могу быть раздражён, обижен, но враг – это другое. Просто люди до конца не понимают значение и силу этого слова и его рикошета.

– Если говорить о культуре и войне, то сейчас всё чаще появляются спектакли «Война и мир». Ваша постановка называется «Война и мир. Русский – Пьер». Что привело вас к этому произведению? И почему именно Пьер у вас главный герой?

– Пьер – западник и масон, и со временем он превращается из Пьера в Петра Кирилловича – из западника в русского патриота. Это примерно моя история. Я тоже западник, который изначально занимался живописью и музыкой, а потом пришёл к пониманию того, где я родился и кем я являюсь. А во-вторых, не Наташа же Ростова – главный герой! Она вообще не героиня! Она – жертва. Приходите и сами увидите.

Театр – это дорого

– Далеко не у всех есть возможность приехать и посмотреть ваши спектакли. На ваш взгляд, реально ли возродить телеспектакли, такие популярные в советское время? Тем более что вы лучше всех понимаете, как совместить телевидение и театр…

– Я думаю на эту тему, и очень хочу экранизировать свои спектакли. Трансляции – это импотенция и для тех, кто снимает, и для тех, кто смотрит. У меня есть концепция, как снимать спектакль. Но это недёшево. Это не поставить пять камер, а потом нарезать салат из видео. Это другое. Обещаю: если вы увидите мою видеоверсию спектакля, вы захотите его увидеть в театре. И наоборот, вам будет интересно посмотреть, какая получится видеоверсия. Но сравнивать живой спектакль и видео – глупо. Это будет самостоятельное произведение.

Я даже прокатчикам гастролей не даю видео. Да и на гастроли не люблю ездить. Это крайне невыгодно театрам. Театр – это вообще дорого. Когда в «Войне и мире» у меня 70 человек на сцене, хор имени Свешникова и 25 человек обслуживают спектакль, а потом 423 костюма надо отдать в химчистку, поставить набойки и пришить пуговицы, сколько это может стоить за вечер? Это не может стоить, как билет в кино…

Такими увидели зрители героев романа «Война и мир»
Такими увидели зрители героев романа «Война и мир»
Фото: Яна Булаш

– А вы не планируете в сегодняшней ситуации вернуться в кино? Ведь сейчас кинотеатры делают ставку именно на отечественные фильмы.

– Я никуда и не уходил. Недавно я встречался с одной платформой и предлагал им снять свою комедию «Масквичи». Но мне не понравилось, как они со мной разговаривали. Им ничего не надо. Вернее, надо, чтобы снимали они сами или их доверенные люди. И этой системе уже 20 лет. Какие надо знать слова, чтобы зайти в какой-то кабинет и выйти с 25 миллионами долларов? Такую сумму вернуть нереально. 99% картин финансируется государством – нами с вами, налогоплательщиками. Кому дают эти деньги? Следственный комитет бы ахнул, посмотрев списки этих людей. То, что снимают сейчас, в основном просто за гранью…

И помните: если в фильме много звёзд из телевизора, фильм будет кассовый, но точно не хороший. Это разводилово. Не могут они все вместе играть, потому что все перегружены, и им не до творчества.

– Запад пытался отменить русскую культуру. Но в итоге все праздники Европа и Америка смотрели «Щелкунчика» и слушали симфонические концерты знаменитых русских композиторов. Что, на ваш взгляд, будет дальше?

– Ни наша культура не может существовать в изоляции от остального мира, ни мировая в изоляции от нашей. В Венеции могилы Бродского и Дягилева. И таких примеров не счесть. Культура межнациональна и прорывает границы. Культура – это мягкая сила. Жаль, что в последнее время мы этим не пользовались. Невозможно отменить культуру какой-то страны. Фашистская Германия или Америка совершили преступления мирового масштаба против человечества, но это не повод запретить Гёте или Хемингуэя. Нельзя отменить культуру. Её можно поставить на паузу, но отменить нельзя!

Мы живём на очень маленькой планете Земля. И культура – то, что объединяет нас всех.
Юрий Грымов
Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки

Нацпроекты - людям

Нижегородские ИТ-компании и ИП смогут вернуть НДФЛ за привлеченных специалистов :: Бывшая свалка на Московском шоссе исключена из реестра объектов накопленного экологического ущерба :: Сезон ремонта и строительства дорог начался в Нижегородской области :: Нижегородские общественники помогают беременным женщинам в кризисной ситуации :: В апреле «Поезда здоровья» посетят 18 муниципалитетов Нижегородской области :: Названы самые популярные у пациентов «Поездов здоровья» врачи :: Более 300 предприятий представят свои вакансии на ярмарке трудоустройства :: 13 нижегородских школьников и студентов представят регион в финале ежегодной Интеллектуальной олимпиады ПФО :: Третья очередь ИТ-кампуса «НЕЙМАРК» получила разрешение на строительство :: Неделя детской и юношеской книги стартовала в Нижегородской области:: Месячник по благоустройству дорог стартовал в Нижегородской области :: В Нижегородской области обновился портал региональных государственных услуг :: Пять нижегородских компаний принимают участие в бизнес-миссии в Беларуси :: Рейтинговое голосование по проекту «Формирование комфортной городской среды» продлится до 30 апреля :: ИТ-кампус «НЕЙМАРК», Сбербанк и ННГУ им. Н.И. Лобачевского будут развивать проекты в сфере искусственного интеллекта :: Участница викторины «КУПНО ЗА ЕДИНО!» из Ардатовского округа получила автомобиль :: Реконструкция моста через Пижму началась в Тоншаевском районе :: Более 2,4 млн рублей направлено на оснащение ДШИ в Первомайске по нацпроекту :: Нижегородская область вошла в топ‑5 регионов по количеству участников молодежного направления проекта «Мастера гостеприимства» :: Почти 10 тысяч нижегородцев получили медицинскую помощь в «Поездах здоровья» с начала года :: Глэмпинги откроются в 10 муниципалитетах Нижегородской области в этом году :: Более 100 человек из аварийного жилья в Шахунье получили ключи от новых квартир :: Более 1,5 тысячи «серебряных» волонтеров активно действуют в регионе :: 11 врачей трудоустроились в Балахнинскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Специалисты МГУ изучат состав отходов в «Черной дыре» в Дзержинске :: Социальные участковые расскажут нижегородцам о благоустройстве пространств :: Глеб Никитин провел заседание оргкомитета по подготовке к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина :: В Дзержинском театре кукол будет выполнен капремонт по нацпроекту в 2024 году :: Нижегородцы могут принять участие в новом сезоне проекта «Флагманы образования» :: Молекулярно-генетическую лабораторию создали на базе Нижегородского областного клинического онкологического диспансера :: Контракты на ремонт почти 400 км автодорог по нацпроекту уже заключены в Нижегородской области ::