H
H e
S L n s
с

Владимир Бортко: «Я за всё своё творчество сталкивался с цензурой всего два раза»

Владимир Бортко: «Я за всё своё творчество сталкивался с цензурой всего два раза»

Владимир Бортко умеет удивлять

Следите за нашими новостями в удобном формате Перейти в Дзен

Его называют гением классических экранизаций. Его фильмы и сериалы — «Собачье сердце», «Идиот», «Мастер и Маргарита» — уже давно превратились в бестселлеры, которые зрители готовы пересматривать несколько раз. Как создавались эти картины? Кто из известных актёров отказывался работать со знаменитым режиссёром и зачем ему понадобилось кресло депутата Госдумы? Об этом и многом другом мы поговорили с отметившим на днях 75-летний юбилей Владимиром Бортко.

Прямое попадание

– Вы всегда мастерски угадываете актёров на роли. Хотя порой ваш выбор поначалу выглядит неожиданно. Я помню, в своё время вы мне рассказывали, что хотите снимать в роли Мастера Владимира Машкова. И хотя всё это казалось совершенно невероятным, вы всё равно были уверены в успехе. Вместо Караченцова взяли на роль Шарикова никому не известного актёра. Часто ли ваш выбор актёров вызывал недоумение у окружающих?

– Да, это было часто. Например, группа была совершенно против приглашения на роль писателя Бездомного в «Мастере и Маргарите» Владислава Галкина. Я был совершенно уверен, что это его роль, и сейчас придерживаюсь этого же мнения. А моя группа была очень недовольна: «Что вы, это дальнобойщик!».

Кадр из телесериала "Мастер и Маргарита"
Кадр из телесериала «Мастер и Маргарита»

– Точное попадание в актёра – это гениальная интуиция режиссёра или мастерство?

– Это не есть угадывание. Это подбирание сущности человека к тому образу, который складывается в голове. То есть совершенно не гадание на кофейной гуще.

Например, на роль профессора Преображенского в «Собачьем сердце» пробовались четыре совершенно замечательных актёра – Броневой, Ульянов, Стржельчик и Яковлев. И они вполне могли бы играть. Но здесь надо было выбирать то, о чём я говорил, – совпадение образа, который сложился в твоей собственной голове, и человека, которого надо играть. Здесь было полное совпадение с Евгением Александровичем Евстигнеевым.

– Сегодня очень много спорят о цензуре. Одни считают её благом, которое позволяет отделять зёрна от плевел. Другие – однозначным злом. Как вы сами относитесь к цензуре?

– Я за всё своё творчество сталкивался с цензурой всего два раза. Один очень давно – на фильме «Блондинка за углом» и на предпоследнем кинофильме «Душа шпиона». Больше никто и никакие мои фильмы цензуре не подвергал.

В «Блондинке за углом» очень много вырезано. Она была очень и очень остра. Например, там был момент, когда отец героя Андрея Миронова, сидя в инвалидной коляске, восторженно цитирует Чернышевского: «Берите из будущего и переносите в настоящее всё, что можете перенести!». А в это время в кадре героиня Догилевой выкладывала на стол деликатесы из авоськи. Таких иронических моментов было много.

Кадр из фильма "Блондинка за углом"
Кадр из фильма «Блондинка за углом»

И песни, которые там есть, – они с одной стороны для того, чтобы потрафить тем, кто всячески кастрировал фильм. Зритель якобы должен был понимать, как правильно относиться к событиям. А с другой стороны – надо было просто увеличить метраж. Потому-то сокращений было так много, что мы практически не укладывались в формат полнометражного фильма.

Криминальный талант

– Вас считают родоначальником криминального жанра в отечественном кино. Ведь именно с «Бандитского Петербурга» он и начался. А до этого вы снимали несколько серий «Улиц разбитых фонарей». Как вы вообще попали в криминальный кинематограф?

– В «Улицы разбитых фонарей» я попал от голода. Голодная была очень жизнь в 90‑е. Весь фильм обошёлся в 10 тысяч долларов – на камеру, на меня, на артистов. Актёры снимались в своей одежде.

А что касается «Бандитского Петербурга», то здесь другая история. Я искал сюжет о современных богатых людях, «новых русских», совершенно их не осуждая, а пытаясь понять, что ими двигало с самого начала и что это за люди.

Я пришёл к автору «Бандитского Петербурга» Константинову, и он сказал – ну почитайте, что у меня есть. Я видел обложку его книги на развалах, которые стояли на улицах. Подумал – ну что там может быть хорошего? Начал читать и закрыл её утром. Это очень увлекательно. И я сразу понял, что надо снимать фильм.

И никаких совершенно снисхождений к жанру нет.

– С актёрами сразу определились?

– Там были пробы, конечно, но эта троица – Певцов, Серебряков и Дроздова – определилась сразу, и стало ясно, что никого другого искать не надо.

– У сериала потом было ещё несколько сезонов, но их снимали уже другие режиссёры. Вы сами отказались снимать продолжение?

– Двумя выстрелами в голову закончилась жизнь этих ребят. Дальше продолжали уже без меня. И я к продолжению не имею никакого отношения.

– «Собачье сердце» поражает точным попаданием в Булгакова. Но говорят, что фильм сложно принимали…

– Его сложно принимал худсовет. Много претензий было по поводу Володи Толоконникова. Мне говорили: у тебя в картине такие известные актёры снимаются, а ты берёшь неизвестного из Алма-Аты, который никогда не снимался. Давайте возьмём другого.

Пробовался и мой друг Коля Караченцов. Пробовался он очень хорошо, но он играл собаку, а нужно было жить.

Я сказал, если брать другого актёра, а не Владимира Толоконникова, то снимайте без меня. Уже было много снято, потрачено много денег, и я знал, чем всё это закончится. «Ну, тогда под вашу ответственность», – сказали мне. Я ответил: «Хорошо».

Кадр из фильма "Собачье сердце"
Кадр из фильма «Собачье сердце»
Фото: кадр из фильма

Правда, потом в газетах ругали фильм. Говорили, что снял плохое кино. Вы почитайте газеты той поры.

– Честно говоря, я плохо помню какие-либо нападки на «Собачье сердце», а вот «Мастера и Маргариту» действительно ругали очень сильно. Особенно за спецэффекты, выбор главных героев…

– Ну, я же не 100-долларовая бумажка, чтобы всем нравиться. Но я не стал бы переделывать ничего в этом фильме.

Фильм начинался два раза. Один раз олигарх Гусинский хотел его запустить. И даже были пробы. Но олигарха посадили очень быстро, потом он уехал и больше не хотел снимать. Позже появился ВГТРК, который тоже захотел снимать – и снял фильм.

– За это время сильно поменялись составы. Я знаю, что вы изначально планировали на роль Маргариты актрису мастерской Фоменко Галину Тюнину…

– Да… Но она была очень занята в театре, а он для неё – и мать, и отец. На роль Стёпы Лиходеева я хотел Сергея Домогарова, но он отказался. Не захотел играть пьяницу.
Янковскому предлагал Воланда, но он сказал, что нельзя играть Господа Бога и Чёрта. Это дело Божье. Как я ни убеждал его, что это не чёрт, а совершенно другое, он не согласился. Не захотел. Ну – не захотел и не захотел. Басилашвили сделал, я считаю, мягко говоря, не хуже.

От выбора Машкова на роль Мастера все в обморок падали. Но я работал с ним в фильме «Идиот» – это один из моих лучших фильмов. И там, конечно, все актёры в десятку, в том числе Миронов и Машков. Я очень ими доволен! И я решил, что Машков вполне подходит для Мастера. Я увидел его совсем другим. Это не мачо, не жестокий человеком с ножом. Он очень тонкая личность, неврастеничная. То, что нужно.

Политический момент

– Ваш фильм «Тарас Бульба» был крайне неласково принят на Украине…

– Его просто запретили. И меня на Украину не пускают. Я невъездной. При том, что народный артист Украины.

Кадр из фильма "Тарас Бульба"
Кадр из фильма «Тарас Бульба»

– Это они на вас за «Тараса Бульбу» так осерчали?

– Не только. И за мои выступления по телевизору. Я говорил, что в принципе это один народ. Этой фразы оказалось достаточно, чтобы не иметь права попасть на Украину.

– Вы уже десять лет являетесь депутатом Госдумы. Однако бытует мнение, что творческому человеку не место в политике. Как вы относитесь к этому утверждению?

– А Рейган разве был плохим актёром? А Шварценеггер? Нет, это ерунда. Всё зависит от человека. От душевного склада, от способа мышления.

Разве рождаются с клеймом политика? И почему водопроводчик может быть политиком, а режиссёр – нет? Всё зависит от человека, а не от профессии.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки

Нацпроекты - людям

Нижегородцы подали 14 тысяч заявок на запись детей в первый класс на госуслугах :: Детская и спортивная площадки появятся в сквере имени Николая Жаркова :: Ход благоустройства проверили в Сормовском районе :: Нижегородцы превращают хобби в бизнес благодаря нацпроекту :: Гости юбилейного фестиваля «Золотая хохлома» смогут добраться до площадки мероприятия на электричках :: Четверо врачей трудоустроились в Кулебакскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Нижегородские мастера могут подать заявку на участие в ярмарке «Арт.Молодость» на фестивале «Таврида.АРТ» в Крыму :: Глеб Никитин и Игорь Левитин провели заседание комиссии Госсовета по экологии :: В Вознесенском округе Нижегородской области начался ремонт дорог :: Десять новых автобусов поступило в Балахну :: Фольклорная экспедиция проходит в Нижегородской области :: Новый ФАП открылся в посёлке Тёша Навашинского округа :: Эксперты проекта по развитию макротерритории «Большая Волга» ознакомились с туристическим потенциалом Нижегородской области :: Нижегородские ИТ-компании и ИП смогут вернуть НДФЛ за привлеченных специалистов :: Новый цифровой флюорографический комплекс поступил в поликлинику ГКБ №28 :: Бывшая свалка на Московском шоссе исключена из реестра объектов накопленного экологического ущерба :: Сезон ремонта и строительства дорог начался в Нижегородской области :: Нижегородские общественники помогают беременным женщинам в кризисной ситуации :: В апреле «Поезда здоровья» посетят 18 муниципалитетов Нижегородской области :: Названы самые популярные у пациентов «Поездов здоровья» врачи :: Более 300 предприятий представят свои вакансии на ярмарке трудоустройства :: 13 нижегородских школьников и студентов представят регион в финале ежегодной Интеллектуальной олимпиады ПФО :: Третья очередь ИТ-кампуса «НЕЙМАРК» получила разрешение на строительство :: Неделя детской и юношеской книги стартовала в Нижегородской области:: Месячник по благоустройству дорог стартовал в Нижегородской области :: В Нижегородской области обновился портал региональных государственных услуг :: Пять нижегородских компаний принимают участие в бизнес-миссии в Беларуси :: Рейтинговое голосование по проекту «Формирование комфортной городской среды» продлится до 30 апреля :: ИТ-кампус «НЕЙМАРК», Сбербанк и ННГУ им. Н.И. Лобачевского будут развивать проекты в сфере искусственного интеллекта :: Участница викторины «КУПНО ЗА ЕДИНО!» из Ардатовского округа получила автомобиль :: Реконструкция моста через Пижму началась в Тоншаевском районе :: Более 2,4 млн рублей направлено на оснащение ДШИ в Первомайске по нацпроекту :: Нижегородская область вошла в топ‑5 регионов по количеству участников молодежного направления проекта «Мастера гостеприимства» :: Почти 10 тысяч нижегородцев получили медицинскую помощь в «Поездах здоровья» с начала года :: Глэмпинги откроются в 10 муниципалитетах Нижегородской области в этом году :: Более 100 человек из аварийного жилья в Шахунье получили ключи от новых квартир :: Более 1,5 тысячи «серебряных» волонтеров активно действуют в регионе :: 11 врачей трудоустроились в Балахнинскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Специалисты МГУ изучат состав отходов в «Черной дыре» в Дзержинске :: Социальные участковые расскажут нижегородцам о благоустройстве пространств :: Глеб Никитин провел заседание оргкомитета по подготовке к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина :: В Дзержинском театре кукол будет выполнен капремонт по нацпроекту в 2024 году :: Нижегородцы могут принять участие в новом сезоне проекта «Флагманы образования» :: Молекулярно-генетическую лабораторию создали на базе Нижегородского областного клинического онкологического диспансера :: Контракты на ремонт почти 400 км автодорог по нацпроекту уже заключены в Нижегородской области ::