Владимир Туровцев: «Предпринимательство — это драйвер развития всей экономики»
Новые знания, новые возможности и новая работа. Это три основных составляющих проекта «Популяризация предпринимательства» в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы» для начинающих бизнесменов. Как открыть свое дело, стартаперам рассказывают амбассадоры проекта — те, кто делятся своими знаниями и опытом. Яркие и успешные предприниматели, руководители и преподаватели. Одним из таких амбассадоров стал управляющий партнер, директор по развитию бизнеса Logrocon, член клуба директоров по разработке Microsoft, победитель конкурса «Лидеры России 2018 – 2019» Владимир Туровцев.
«Аварийный монтёр» для бизнеса
- Владимир, с чего началась ваша профессиональная биография? Кем хотели стать в детстве и как бы вы описали одним словом, кем вы стали?
- Когда я рос, очень популярна была космонавтика, поэтому думал стать космонавтом, потом военным, как мой папа. Но так получилось, что ещё в школе я попал в олимпиадное движение. После того как занял призовое место на союзной олимпиаде, без экзаменов попал в физико-математическую школу №18 в Москве, и мои интересы сместились в сторону физики. После окончания школы в 16 лет поступил на физический факультет МГУ. Именно в ФМШ им. Колмогорова я в 1989 году впервые столкнулся с компьютерами, и с тех пор вся моя жизнь плотно связана с информационными технологиями.
Сложно описать свою деятельность одним словом… Я работаю и с людьми, и с техническими решениями, программами, техникой, преподаю. Но если задуматься, то есть такое английское слово «trouble-shooter»— «аварийный монтёр», человек, который решает управленческие проблемы.
- У вас опыт работы на руководящих позициях в десятках компаний. Вас называют специалистом в антикризисном управлении и стратегическом развитии. Вас приглашают, когда компанию нужно спасать?
- Скажем так, те задачи, которые мне ставят, чаще всего нестандартные. Не всегда есть понятное решение проблемы, и я занимаюсь поиском этого решения.
«Нужно быстро реагировать на изменения»
- Эксперты говорят, что коронакризис стал одним из самых тяжёлых испытаний для предпринимателей. Какие есть приёмы для управления бизнесом в подобных экстремальных условиях?
- Жизнь любой компании состоит из множества моментов, когда условия становятся экстремальными, начиная со стартапа. Вопрос в том, как компания использует эти моменты. Кто-то впадает в панику и зарывает голову в песок, а кто-то пытается извлечь из ситуации выгоду.
По моему глубочайшему убеждению, нужно очень быстро реагировать на изменения. Они могут стать драйвером развития. Посмотрите на компании, которые осуществляют курьерскую доставку, на те компании, которые успели выйти в онлайн или начали предлагать услуги в другом формате еще до пандемии. Многие из них в пандемию выросли, увеличили количество клиентов, получили дополнительные площадки для расширения и долю рынка.
- А какой момент стал поворотным в вашей карьере?
- Таких моментов было несколько. Когда мне было 15 лет, я решил подработать летом и пошёл на завод. Там узнали, что я знаком с компьютерами, и меня очень быстро из цеха отправили в вычислительный центр. Здесь за пару месяцев я заработал свои первые деньги, 150 рублей. По тем временам это были большие деньги, хватило на подготовку к новому учебному году.
Следующим летом я уже работал программистом, писал свою первую программу. Потом был первый курс университета, и до 1993 года зарабатывал как мог: окна мыл, курьером работал, потом экспедитором… С 1993 года работаю полный день, часто не на одной работе.
И вот в конце 1993 года, когда мне было 18 лет, у меня в подчинении появился первый коллектив. Один из подчинённых в то время был вдвое старше меня, ему было 37 лет. Тогда я не знал, что с ним делать, потому что совсем его не понимал.
С тех пор я постоянно работаю с людьми. Вместе с подчинёнными ты не просто получаешь прибавку к зарплате, но и ответственность не только за себя и свой труд, но и за людей, за их работу. Результат больше не зависит от тебя одного, это командный зачет.
Ещё один поворотный момент был в 2000‑х годах. Я пришёл работать в растущую компанию. Сначала в подчинении у меня было 15 человек, затем человек 30, 70, 200, 300, 500… По мере роста коллектива, мне приходилось расти самому как руководителю. Опыта и знаний очень не хватало, и в 2004 году я пошёл учиться в бизнес-школу, чтобы систематизировать уже имеющиеся знания и получить новые, чтобы сломать очередной «стеклянный потолок» и пойти дальше.
И, конечно, поворотным моментом стал конкурс «Лидеры России». Сам по себе он дал очень глубокую рефлексию, потому что ты видишь результаты своей работы со стороны. В полуфинале и финале работаешь с другими ребятами, видишь точки роста, сравниваешь себя с профессионалами со всей страны и понимаешь, чему ещё нужно поучиться.
- Вы стали победителем конкурса «Лидеры России» 2018 – 2019 и получили в наставники губернатора Нижегородской области Глеба Никитина. Чему самому главному вы научились у Глеба Сергеевича?
- С первой встречи у нас сложились очень хорошие и эффективные отношения. Большое спасибо Глебу Сергеевичу за то, что наше общение не строилось в формате менторства, лекторства. По сути, это была партнёрская работа. Мы обсуждали проблемы, которые есть в регионе, и те идеи, которые у меня в связи с этим возникали. Некоторые из них удалось реализовать.
Благодаря совместной работе я получил понимание горизонтов работоспособности. Глеб Сергеевич очень много работает, он всегда на связи и не просто в таком режиме за ним следовать. Есть чему поучиться.
Второй момент. Я всегда работал с небольшим количеством заказчиков, а при реализации проекта ты получаешь команду людей, которыми не управляешь, и твой проект для них не приоритетный, у них есть много других важных задач. Например, мы делали проект «Экологический инспектор», где были задействованы и министерство экологии, и операторы, вывозящие отходы, и министерство информационных технологий. Нужно было выстроить работу таким образом, чтобы учесть интересы всех, чтобы они не противоречили друг другу, и при этом не было прямых рычагов управления. Это был очень интересный опыт, выход на новый уровень управления, настоящая работа с soft skills.
- Каким проектом, реализованным в рамках наставничества, вы гордитесь больше всего или считаете самым успешным?
- Мне приятно отметить, что за период наставничества удалось реализовать несколько проектов. Наверное, самый результативный был «Экологический инспектор». Через несколько месяцев после запуска через него пошёл объём обращений, сопоставимый с объёмом обращений через многолетний call-центр «Зелёный телефон». При этом обращения через «Экологический инспектор» направляются с подтверждением, фотографией, точной отметкой на карте, что гораздо эффективнее с точки зрения отработки этих инцидентов.
Но по масштабу и потенциалу интересней проект «Доброрубль», который мы придумали с Глебом Сергеевичем. Этот проект является мостиком между социально ответственными компаниями, которые готовы не просто говорить, но и выделять ресурс — и активистами, волонтёрами, которые хотят сделать мир лучше. Это абсолютно добровольная история. Активисты делают добрые дела, а компании могут их поощрить, предоставляя скидки и бонусы на товары, билеты в кино или театр и так далее.
Работа на результат
- У вас есть опыт работы в зарубежных компаниях. Чем, на ваш взгляд, отличается ведение бизнеса в России и за рубежом?
- На западе проще делать первые шаги в бизнесе, к этому располагает сама культура, да и много готовых сервисов.
Если посмотреть на опросы десятилетней давности, у нас меньше двух процентов говорили, что хотят заниматься предпринимательской деятельностью. В последнее время – меньше десяти процентов, уже лучше, но все равно мало. Долгое время наличие своего бизнеса воспринималось как нечто негативное.
На мой взгляд, предпринимательство — это драйвер развития не только технологий, но и экономики, и общества. Когда предприниматель придумывает новый продукт, общество тоже меняется к лучшему.
Например, в 90‑е годы поездка на такси из аэропорта была неким аттракционом: доедешь или нет. А сейчас нажимаешь две кнопки на смартфоне, подъезжает автомобиль и ты спокойно, с комфортом, безопасно доезжаешь до нужной точки. Вся эта история началась с предпринимательской деятельности.
И приятно видеть, что последние лет 10 отношение к предпринимательству активно меняется. Сегодня, например, есть такой проект как «Популяризация предпринимательства». На одной площадке собираются люди, интересующиеся бизнесом. Здесь можно найти наставника, перенять чужой опыт, узнать все тонкости. На самом деле, такие мероприятия дают колоссальный толчок.
- Вы стали амбассадором проекта «Популяризация предпринимательства». Почему он вам интересен?
- Здесь очень простая история. За последний год я существенно переосмыслил, скажем так, свою деятельность. Преподавая в бизнес-школе, я увидел, что отдавая знания, ты сам одновременно многому учишься. Наставничество — это двусторонний обмен. Поэтому, когда мне предложили стать амбассадором, я не очень долго думал.
- Насколько бизнес-наставничество может быть эффективно?
- Если бы у меня была возможность получить бизнес-наставника 20 лет назад, я бы избежал многих ошибок. Вот ты бродишь по огромному торговому центру в поисках нужного тебе товара, тратишь кучу времени. Будь у тебя чёткая схема, ты можешь пройти тот же путь, потратив гораздо меньше времени и денег. С наставником экономишь и время, и ресурсы.
Когда ты что-то постоянно поддерживаешь, то результат обязательно будет. Сейчас идёт целенаправленная поддержка предпринимательства в России. И это очень правильно! Надеюсь, мы увидим результаты таких проектов в списке успешных стартапов.
- Какой сегодняшний свой проект вы считаете ведущим? На чём сосредоточены сейчас в первую очередь?
- Есть несколько задумок, но пока рано обсуждать. Часть проектов я реализовал, и есть время подумать над тем, чем заняться в дальнейшем, такой небольшой творческий отпуск. Но один из проектов – это точно популяризация предпринимательства.