Трамвай истории: как на путях пригодился метод народной стройки
Первый трамвай в Нижнем Новгороде пошёл в 1896 году. Событие приурочили к проведению Всероссийской промышленной и художественной выставки. Неудивительно, что первоначально линии были открыты рядом с Ярмаркой и местом проведения выставки, нынешним парком 1 Мая. По официальным данным, уже в 1897 году на трамваях и элеваторах перевезли более 3 млн пассажиров. Транспорт оказался невероятно популярным.
Все последующие годы нижегородский трамвай активно развивался. Разве что в период военного лихолетья строительство трамвайных путей приходилось откладывать. Однако именно трамвай часто играл решающую роль. Так, в годы Великой Отечественной войны всю продукцию, производимую горьковскими предприятиями, необходимо было срочно отправлять на фронт. На железнодорожных узлах скопилось огромное количество составов. Однако железнодорожного моста через Оку в то время ещё не было. Чтобы отправить эшелоны, в городе принимают беспрецедентное решение – пустить поезда по трамвайным путям Окского (сегодня Канавинского, Авт.) моста. Получилось не сразу. Первый состав с танками и орудиями прошёл только с третьей попытки. Но ведь получилось же. Так, до победы всю военную технику, которую делали в Горьком, отправляли в обход Московского узла.
В 50‑е развитие трамвайной сети продолжилось. И тут ещё один интересный факт – строили не только специализированные предприятия, но и сами жители, так называемым «методом народной стройки».
Именно таким образом было завершено строительство Сормовского кольца, по которому сегодня ходят трамваи №№ 6 и 7. Первые воскресники начались в 1956 году, когда на улицах ещё лежал снег. На расчистку улиц от снега и льда выходило до 18 тысяч человек. А в майские воскресники вышло 35 тысяч сормовичей.
«Объём работ был велик. Решили проложить трамвайную трассу по густо населённой территории, а для этого требовалось перенести на новое место 13 домов… уложить около 1000 тонн рельсов, забить 55 тысяч костылей. Было решено взять рельсы из шихты заводов, компенсировав её металлоломом, который собирала молодёжь района», — сообщала областная газета «Горьковская правда».
Как и положено, между коллективами участков разгорались социалистические соревнования.
«Десятки тысяч человек отработали добровольцами на строительстве трамвайной линии. И вот упорный труд позади. Жители отдалённых посёлков: Орджоникидзе, Кооперативного, улиц Коммуны, Пятилетки, Вождей революции получили к своим услугам трамвай», — писали в «Горьковской правде».
Сегодня метод народной стройки не в моде, в отличие от трамвая со 125-летней историей. За последние годы трамвайная сеть претерпела существенные изменения — какие-то участки были закрыты, какие-то оказались нерентабельны. Однако сбрасывать электротранспорт со счетов никто не собирается. Напротив, запланированы реконструкция, модернизация и строительство сети. Так, сормовичи ждут прокладки новой ветки из центра Сормова до 7 микрорайона. На это потребуется не менее 4 млрд рублей.
Благодаря новой ветке жители города смогут доехать до метро, и в рамках пересадочного тарифа добраться до верхней части. Кроме того, это существенно сократит время в пути в часы пик. Для сравнения – строительство метро в 7 микрорайон обойдётся в 40 млрд рублей.