Арзамасский район
Золотое стропило является знаком особого отличия района. Гусь и луковица – объекты гордости Арзамасской земли, источники процветания района на протяжении многих веков.
Червленый (красный) цвет – символ храбрости, мужества, любви и крови, пролитой при защите Родины.
Зелёный цвет – символ надежды, свободы, радости, а также луговых трав, представленных в крае в изобилии.
Червленый (красный) цвет – символ храбрости, мужества, любви и крови, пролитой при защите Родины.
Зелёный цвет – символ надежды, свободы, радости, а также луговых трав, представленных в крае в изобилии.
Особый характер
История юга нашей области всегда была очень непростой. Этот многонациональный край, где многие века бок о бок живут русские, мордва, чуваши и татары, не раз становился местом кровавых сражений и больших человеческих драм. Само освоение территории в Средние века шло главным образом силой оружия.
Например, нижегородские князья со своими дружинами не раз сюда ходили в боевые походы, а в ответ шли набеги мордовских племён или отрядов ханов Золотой Орды, считавших эти земли своими. Самым памятным в этом отношении стало сражение на реке Пьяне 2 августа 1377 года, когда татарские отряды внезапным ударом уничтожили войско нижегородского князя Ивана Дмитриевича, неосторожно зашедшее в здешние мордовские леса.
Впрочем, продвижение русских это не остановило – в конце XV столетия земли перешли под руку единого централизованного Русского государства. А окончательное присоединение произошло во времена Ивана Грозного, это уже середина века XVI. Именно царь Иван заложил здесь целый ряд крепостей, выросших потом в города, – самым известным из них стал Арзамас, ставший неформальной столицей юга сначала Нижегородского воеводства, а потом и губернии.
Случилось это летом 1552 года, когда царь Иван Грозный совершал свой третий поход на Казань. Основной отряд с царской дружиной двигался через Коломну, Владимир и Муром. Примерно 5–7 июня, следуя вдоль реки Теши, царь достиг мордовского села, расположенного на высоком холме, и расположил там «третий воинский стан от Мурома». Согласно преданию, стан находился на месте, где потом было село Ивановское (ныне микрорайон Ивановский). Тут же при царе начали расчистку леса, рытьё рва и основание острога. Затем для охраны Арзамасского края была основана казачья Выездная слобода (ныне посёлок Выездное), а вдоль реки Теши устроена засечная черта. Уже в 1580 году был основан знаменитый Свято-Николаевский монастырь...
Впрочем, на этом боевая история Арзамасской земли не закончилась.
Например, нижегородские князья со своими дружинами не раз сюда ходили в боевые походы, а в ответ шли набеги мордовских племён или отрядов ханов Золотой Орды, считавших эти земли своими. Самым памятным в этом отношении стало сражение на реке Пьяне 2 августа 1377 года, когда татарские отряды внезапным ударом уничтожили войско нижегородского князя Ивана Дмитриевича, неосторожно зашедшее в здешние мордовские леса.
Впрочем, продвижение русских это не остановило – в конце XV столетия земли перешли под руку единого централизованного Русского государства. А окончательное присоединение произошло во времена Ивана Грозного, это уже середина века XVI. Именно царь Иван заложил здесь целый ряд крепостей, выросших потом в города, – самым известным из них стал Арзамас, ставший неформальной столицей юга сначала Нижегородского воеводства, а потом и губернии.
Случилось это летом 1552 года, когда царь Иван Грозный совершал свой третий поход на Казань. Основной отряд с царской дружиной двигался через Коломну, Владимир и Муром. Примерно 5–7 июня, следуя вдоль реки Теши, царь достиг мордовского села, расположенного на высоком холме, и расположил там «третий воинский стан от Мурома». Согласно преданию, стан находился на месте, где потом было село Ивановское (ныне микрорайон Ивановский). Тут же при царе начали расчистку леса, рытьё рва и основание острога. Затем для охраны Арзамасского края была основана казачья Выездная слобода (ныне посёлок Выездное), а вдоль реки Теши устроена засечная черта. Уже в 1580 году был основан знаменитый Свято-Николаевский монастырь...
Впрочем, на этом боевая история Арзамасской земли не закончилась.
Самое начало XVII века, великая русская Смута. Территория города и окрестностей превратилась в места многочисленных сражений и стычек между враждующими воинскими отрядами, одни из которых поддерживали «царя» Лжедмитрия, а другие – «законного государя» Василия Шуйского. Арзамас не раз переходил из рук в руки. «Отрезвила» людей начавшаяся в 1611 году прямая и открытая интервенция поляков, возжелавших посадить на русский престол польского королевича Владислава. Арзамасцы отбросили все прежние идеологические разногласия, объединились и приняли активное участие в создании народного ополчения Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, которое освободило Москву.
Середина того же века. На Волге бушует крестьянская война под предводительством донского казачьего атамана Степана Разина. «Прелестные грамоты», то есть воззвания Разина с призывом к восстанию, летели с гонцами во все концы страны. В сентябре 1670 года разинцы взяли Симбирск и вышли в пределы Нижегородского края. Многие крепости и городки пали под ударом повстанцев. Не сдались лишь Макарьевский монастырь да Арзамас. Именно под Арзамасом и была решена судьба разинского мятежа – в 20 верстах от города, возле села Паново, воинские отряды князя Долгорукого разбили ударные силы повстанцев, после чего начался беспорядочный отход разинцев, закончившийся их полным поражением.
Нельзя в этой связи не сказать несколько слов о знаменитой Алёне Арзамасской, которая возглавляла один из разинских отрядов и которую историки прозвали «русской Жанной д'Арк». Конечно, к этой женщине, которая родилась в известной своими давними воинскими традициями казачьей Выездной Слободе, можно сегодня относиться по-разному. Однако нельзя не восхищаться её отвагой, обострённым чувством справедливости, которое и толкнуло её, монахиню одного из арзамасских монастырей, возглавить местных повстанцев-крестьян.
Алёну взяли в плен, жестоко пытали, а потом обвинили в колдовстве и приговорили, как еретичку, к сожжению в срубе. Гордая женщина и здесь не склонила головы. Стоя на краю сруба, внутри которого пылал костёр, она не стала дожидаться, когда палач сбросит её в огонь. Сама шагнула навстречу своей мучительной смерти, успев крикнуть: «Если б все воевали, как я, несдобровать бы боярам и воеводам!»...
Середина того же века. На Волге бушует крестьянская война под предводительством донского казачьего атамана Степана Разина. «Прелестные грамоты», то есть воззвания Разина с призывом к восстанию, летели с гонцами во все концы страны. В сентябре 1670 года разинцы взяли Симбирск и вышли в пределы Нижегородского края. Многие крепости и городки пали под ударом повстанцев. Не сдались лишь Макарьевский монастырь да Арзамас. Именно под Арзамасом и была решена судьба разинского мятежа – в 20 верстах от города, возле села Паново, воинские отряды князя Долгорукого разбили ударные силы повстанцев, после чего начался беспорядочный отход разинцев, закончившийся их полным поражением.
Нельзя в этой связи не сказать несколько слов о знаменитой Алёне Арзамасской, которая возглавляла один из разинских отрядов и которую историки прозвали «русской Жанной д'Арк». Конечно, к этой женщине, которая родилась в известной своими давними воинскими традициями казачьей Выездной Слободе, можно сегодня относиться по-разному. Однако нельзя не восхищаться её отвагой, обострённым чувством справедливости, которое и толкнуло её, монахиню одного из арзамасских монастырей, возглавить местных повстанцев-крестьян.
Алёну взяли в плен, жестоко пытали, а потом обвинили в колдовстве и приговорили, как еретичку, к сожжению в срубе. Гордая женщина и здесь не склонила головы. Стоя на краю сруба, внутри которого пылал костёр, она не стала дожидаться, когда палач сбросит её в огонь. Сама шагнула навстречу своей мучительной смерти, успев крикнуть: «Если б все воевали, как я, несдобровать бы боярам и воеводам!»...
В последний раз страшное крыло войны задело юг нашей области 100 лет назад, в годы Гражданской войны. Летом 1918 года образовался Восточный фронт молодой Советской республики, который лидер большевиков Ленин провозгласил главным для судеб революции. Когда под ударом белых пала Казань, Нижегородская земля стала последним рубежом на пути их продвижения к красной Москве. Именно в Арзамас, на целых полгода, был тогда переведён штаб Восточного фронта Красной армии.
Штаб фронта во время Гражданской войны – это не только тыловая рутинная работа. Это ещё и чрезвычайное военное положение, это и жестокая борьба с различными контрреволюционными выступлениями. Арзамас не стал исключением. Так, благодаря бдительности арзамасских чекистов в городе была разоблачена опасная белогвардейская организация, филиал известной организации «Союз защиты родины и свободы», который в июле 1918 года поднял вооружённые мятежи в Ярославле и в Муроме. Такой же мятеж планировался и в Арзамасе, но его вовремя пресекли – задержанные организаторы были расстреляны.
Не менее страшная борьба шла и в окрестностях города, где полыхали крестьянские выступления на почве недовольства продразвёрсткой и военной мобилизацией. Да, красные проявляли в этой войне жестокость, но не менее жестокими были и повстанцы – известен случай, когда захваченного председателя одного из сельсоветов они живьём сожгли на костре...
Конечно же, даже из приведённых примеров видно, что военная история юга нашей области была во многом трагичной. Но вот на что хотелось бы обратить внимание.
Несмотря на довольно сложные межнациональные отношения в Средние века, всё же потом, после образования единого государства, люди здесь быстро перестали делиться по национальному признаку. И что бы потом ни творилось на Арзамасской земле, межнациональных конфликтов здесь не было никогда – крестьяне могли ненавидеть своих помещиков или красные рубиться с белыми, но люди не убивали друг друга по национальному признаку, хотя все проживающие здесь народы сохранили свой уникальный национальный уклад. А ведь это и есть одно из самых замечательных наследий здешней земли, которому кое-где в России не грех и сегодня поучиться.
Кроме того, нелёгкая история выковала свой особый арзамасский характер. Да, здесь люди традиционно вольнолюбивые, как Алёна Арзамасская, может быть, даже и своенравные, далеко не всегда соглашающиеся с мнением высокого начальства, но зато очень закалённые и целеустремлённые при достижении поставленных задач. И проявлялось это не только в годину многочисленных русских смут и потрясений.
В годы больших военных испытаний арзамасцы дружно вставали на защиту своего Отечества – так было во время Отечественной войны 1812 года, Первой мировой войны и, конечно же, Великой Отечественной: в 1941–1945 годах за боевые подвиги более 8000 арзамасцев были награждены орденами и медалями, а 10 человек стали героями Советского Союза.
Ну и, конечно же, арзамасский характер всегда проявлялся в мирном труде. Сложно ещё где-либо найти столь большое количество сохранившихся народных ремёсел и промыслов, которые веками переходят от отца к сыну. Особая страничка в истории Арзамаса – это, конечно же, церковное строительство, прославившее город на всю Россию. Здешние крестьяне всегда были классными плотниками, каменщиками и штукатурами, а арзамасские иконостасные мастера славились далеко за пределами Нижегородской губернии. XVIII век не зря здесь прозвали золотым веком – арзамасцы тогда активно разбирали старые деревянные храмы и заменяли на новые, каменные. И то, что в других городах создавалось веками, в Арзамасе вырастало за каких-нибудь 20 лет! За этот период было построено целых 25 церквей, каждая из которых уникальна!
Но и в советское время здешние люди проявили свой недюжинный созидательный характер. После Великой Отечественной войны здесь открылись новые производства.
Быстрорастущий потенциал региона заметили на самом верху, и 6 января 1954 года была даже образована отдельная Арзамасская область, куда вошли города Арзамас, Выкса, Кулебаки, выделенные из состава Горьковской области. И хотя спустя три года область ликвидировали (по причине ухудшения основных экономических показателей Горьковской области), сам этот исторический факт прямо говорит о том, что Арзамас занимает далеко не последнее место не только на карте земли Нижегородской, но и по стране в целом. И тут действительно есть кем и чем по-настоящему гордиться!
Вадим АНДРЮХИН.
Не менее страшная борьба шла и в окрестностях города, где полыхали крестьянские выступления на почве недовольства продразвёрсткой и военной мобилизацией. Да, красные проявляли в этой войне жестокость, но не менее жестокими были и повстанцы – известен случай, когда захваченного председателя одного из сельсоветов они живьём сожгли на костре...
Конечно же, даже из приведённых примеров видно, что военная история юга нашей области была во многом трагичной. Но вот на что хотелось бы обратить внимание.
Несмотря на довольно сложные межнациональные отношения в Средние века, всё же потом, после образования единого государства, люди здесь быстро перестали делиться по национальному признаку. И что бы потом ни творилось на Арзамасской земле, межнациональных конфликтов здесь не было никогда – крестьяне могли ненавидеть своих помещиков или красные рубиться с белыми, но люди не убивали друг друга по национальному признаку, хотя все проживающие здесь народы сохранили свой уникальный национальный уклад. А ведь это и есть одно из самых замечательных наследий здешней земли, которому кое-где в России не грех и сегодня поучиться.
Кроме того, нелёгкая история выковала свой особый арзамасский характер. Да, здесь люди традиционно вольнолюбивые, как Алёна Арзамасская, может быть, даже и своенравные, далеко не всегда соглашающиеся с мнением высокого начальства, но зато очень закалённые и целеустремлённые при достижении поставленных задач. И проявлялось это не только в годину многочисленных русских смут и потрясений.
В годы больших военных испытаний арзамасцы дружно вставали на защиту своего Отечества – так было во время Отечественной войны 1812 года, Первой мировой войны и, конечно же, Великой Отечественной: в 1941–1945 годах за боевые подвиги более 8000 арзамасцев были награждены орденами и медалями, а 10 человек стали героями Советского Союза.
Ну и, конечно же, арзамасский характер всегда проявлялся в мирном труде. Сложно ещё где-либо найти столь большое количество сохранившихся народных ремёсел и промыслов, которые веками переходят от отца к сыну. Особая страничка в истории Арзамаса – это, конечно же, церковное строительство, прославившее город на всю Россию. Здешние крестьяне всегда были классными плотниками, каменщиками и штукатурами, а арзамасские иконостасные мастера славились далеко за пределами Нижегородской губернии. XVIII век не зря здесь прозвали золотым веком – арзамасцы тогда активно разбирали старые деревянные храмы и заменяли на новые, каменные. И то, что в других городах создавалось веками, в Арзамасе вырастало за каких-нибудь 20 лет! За этот период было построено целых 25 церквей, каждая из которых уникальна!
Но и в советское время здешние люди проявили свой недюжинный созидательный характер. После Великой Отечественной войны здесь открылись новые производства.
Быстрорастущий потенциал региона заметили на самом верху, и 6 января 1954 года была даже образована отдельная Арзамасская область, куда вошли города Арзамас, Выкса, Кулебаки, выделенные из состава Горьковской области. И хотя спустя три года область ликвидировали (по причине ухудшения основных экономических показателей Горьковской области), сам этот исторический факт прямо говорит о том, что Арзамас занимает далеко не последнее место не только на карте земли Нижегородской, но и по стране в целом. И тут действительно есть кем и чем по-настоящему гордиться!
Вадим АНДРЮХИН.