Крестный отец интеллигенции

Как писатель Боборыкин обновил известное слово

В поисках собственной идентичности нижегородцы обнаружили, что обогатили русский язык, придав непривычные значения многим знакомым россиянам словам. Уже многие понимают, что убираться – это помещаться, а «жду на Свободе» – встретимся на одноименной площади. Это из того лексикона, который «нигде, кроме Нижнего». Но был в нижегородской истории человек, благодаря которому обновленным словом пользуются во всем мире. Писатель Петр Боборыкин – один из тех, кто назвал «интеллигенцией» особый социальный слой и обозначил им истинно русское общественное явление.

Мимо дома, где провел детство и юность Петр Дмитриевич, проходил каждый нижегородец. Ведь среди нас нет таких, кто не гулял по главной улице города – Большой Покровской. Здесь в доме, у которого ныне №23, в семье генерал-майора Петра Григорьева в 1836 году родился будущий романист, беллетрист и журналист. Учась в Нижегородской гимназии, написал свой первый юмористический рассказ. Отсюда уехал дальше в свои университеты, Казанский, а потом в Дерптский. По русской традиции, образование получил вполне приземленное и практическое – изучал химию и медицину, даже составил руководство по физиологической химии. Но… в студенчестве опубликовал в журнале первую комедию, и главной его профессией стала литература. Сотрудничал с лучшими литературными журналами, издавал собственный – «Библиотека для чтения».

Сегодня имя писателя Боборыкина малоизвестно широкому кругу читателей, а с 60-х годов XIX века он был весьма популярен. Автора многочисленных рассказов, пьес, больших романов ценили за детальное и правдивое бытописание жизни разных классов общества. В то же время за излишнюю фактологию и сиюминутность тем его осуждали коллеги-писатели.

Классиком в полном смысле этого слова Петр Боборыкин не стал, но свой след в литературе, безусловно, оставил.

В своих романах он описывал и крестьян, и рабочих, и купцов, и студентов, и чиновников. Но его особое внимание занимал новый общественный слой. Сам себя писатель называл крестным отцом понятия интеллигенции, как людей, не только имеющих соответствующее образование, но и «высокой умственной и этической культуры». Так, в романе «Солидные добродетели» герои-интеллигенты те, кто пренебрегает житейскими благами ради духовных, строит жизнь по своему идеалу. В начале XX века Петр Дмитриевич в своей публицистической статье назовет интеллигенцию… самым просвещенным, деятельным, нравственно развитым и общественно подготовленным классом граждан». С этим смыслом слово приняли на Западе, и оно стало считаться русским.

Современные исследователи доказали, что все-таки термин интеллигенция в его нравственно-этическом значении был введен еще до Боборыкина другими философами и литераторами. Но нельзя отрицать роль писателя в популяризации и самого понятия, и нового социального слоя, оказавшего огромное влияние на развитие российского общества. Да и разве можно не согласиться с Петром Дмитриевичем, что «русская интеллигенция состояла из людей высшей умственной и этической культуры», вспоминая наш нижегородский круг: Николая Добролюбова, Милия Балакирева, Андрея Карелина.
На главной улице районного поселка Вознесенское стоит памятник полхов-майданской матрешке. Яркий объект высотой в человеческий рост сделан из армированного бетона и расписан известной художницей Еленой Горюновой.

Матрешку в Вознесенском районе называют кормилицей: делают ее там почти сто лет, украшая самыми яркими цветами полхов-майданской росписи, причем с перестроечных времен занимаются этим исключительно на дому.

Поэтому все расписные изделия получаются разные.


Под знаком огня

Недавно в Нижегородском государственном художественном музее блеснуло «Неистово-малиновое чудо» - выставка полхов-майданской росписи.
Иван Мартынов,
глава МСУ Вознесенского муниципального района Нижегородской области
Главный цветок полхов-майданской росписи, присутствующий в любой композиции – ярко-алый цветок, ассоциируемый с дикой розой, шиповником. Шиповник, в свою очередь, напрямую связан с легендой об Алене Арзамасской, воевавшей на стороне Стеньки Разина. После поражения своего войска Алена была сожжена в срубе. На месте, где погибла народная героиня, вырос большой куст алого шиповника – или, как его тогда называли, розовый куст, и центральным элементом росписи стала дикая роза.

Обилие фиолетового цвета, нарочито контрастные сочетания розового и зеленого, желтого и синего – тоже характерный признак стиля.

Если композиция крупная, распознать полхов-майданский стиль еще проще: эти мастера, в отличие от всех прочих, пишут сюжеты. Известен еще один «сюжетный» расписной промысел Нижегородчины – городецкий, но те сюжеты строго канонизированы и ограничены по темам. А в полхов-майданской традиции каждый художник творит, как Бог на душу положит. Создают сельский пейзаж с досконально выписанными домами, дорогой, водоемами, плодоносящими садами, часто – с парочкой влюбленных, а когда пошли атеистические послабления, художники стали включать в композицию еще и церковку. Долгожданная встреча или прощание, посиделки, танцы, чаепитие на полянке – эти и многие другие истории рассказывают народные мастера, обрамляя их цветочными узорами. И обязательно – обязательно! – дают фоном ярко пламенеющее небо. Так что, оказывается, влюбленных на фоне заходящего солнца придумали вовсе не в Голливуде…

- Какой еще закат? Заря! – уверенно говорит директор Вознесенского историко-краеведческого музея Елена Сазонова. – Это идет от артели «Красная заря», образовавшейся в Полхов-Майдане в 1929 году.

Действительно, в вопросе времени суток на пейзажах исследователи к единому мнению пока не пришли. Пока сошлись на компромиссе: заря. Но - вечерняя.


А ручки где?

Канон, правило в народном творчестве – вещь очень относительная. В данном случае это можно объяснить практически на пальцах.

Считается, что, канонически, полхов-майданская матрешка – без рук. То есть классическая матрешка, естественно, никаких рук не имеет, но у полхов-майданской их не должно быть даже в росписи. Действительно, многие куколки укрыты платком по самый пояс и ручки подразумеваются где-то под платком.
Этот промысел - одно из самых веселых, самых искренних и самых щедрых проявлений народной души, народной культуры, народной традиции. Так говорит Ирина Маршева - заведующая отделом отечественного искусства НГХМ. Рафинированный искусствовед, большой знаток академической традиции, она явно и очевидно симпатизирует этому жизнерадостному народному стилю, в своей непосредственности совершенному, как весенняя песня без слов.
Ирина Владимировна констатирует: полхов-майданская роспись непохожа ни на какую другую. И специально для «НН» рассказывает о ней.

- Особое внимание на искусство Полхов-Майдана обратили внимание интеллигенты в 60-е годы прошлого века. В тот период была мода на все наивное и народное, так что эта роспись подошла в самый раз. Ее добродушная яркость, броскость рисунка, крупные запоминающиеся цветы – все это выдавало подлинное искусство «от корней» и отличало полхов-майданскую роспись от некоторых других, к тому времени поставленных на поток, в производство и приблизившихся к искусству профессиональному.

Сначала в Полхов-Майдане опирались на опыт подмосковных игрушечников, позже мериновских и семеновских мастеров, затем постепенно выработали свой стиль.

В процессе поиска технологии, которая должна была быть простой, незатратной и одновременно эффективной, поначалу бельё – деревянные заготовки, сошедшие с токарного станка - подвергали обжигу. Этот способ обработки деревянных поверхностей известен на Руси в давних времен под названием «подкуривание»: огонь удаляет с поверхности материала всю влагу и уничтожает споры грибков и бактерий. В случае с игрушками делалось это также в связи с технологией нанесения рисунка – на «неподготовленном» дереве краска расплывается. Характерная смуглота изделий стала фирменным знаком, по которому полхов-майданское изделие нетрудно отличить от любого другого.


Как в Голливуде, только лучше

Еще одна особенность применения этой росписи в том, что ее практически не увидишь на посуде. Яркие букеты расцветают на декоративных предметах – вазах, блюдах, шкатулках - и тарарушках (игрушках, по-местному): грибках, бочатах, каталках, балалайках, свистульках, копилках, сувенирных расписных яйцах... Не обходится, конечно, и без матрешек, обладающих вполне узнаваемым стилем.
Знаменитая художница Елизавета Майорова, придумавшая образ мериновской матрешки и развивавшая впоследствии матрешку семеновскую, в документальном фильме о матрешках рассказывает, что в 1948 году ей довелось побывать в Полхов-Майдане со специальной миссией.

«У них матрешки были без рук. Союз посылал меня их переучивать. Но они не захотели – показалось трудно и не понравилось», - говорит она, посмеиваясь.

Однако, например, памятник матрешке в Вознесенском – очень даже с руками. Есть и роспись, где из-под платка выглядывают кисти рук…

- У нас матрешки всякие могут быть! – с некоторым вызовом произносит директор Вознесенского музея Елена Сазонова. В музее каких только кукол нет: высотой в человеческий рост, с множеством вкладышей, тридцать три богатыря, пятнадцать республик - пятнадцать сестер, и многие другие, все – разные.

Действительно. Кто укажет народному художнику, «как правильно»?
Факт

Исследователи включают полхов-майданскую роспись в тройку самых знаменитых промыслов росписи по дереву Нижегородской земли.

Полхов-майданская роспись считается самым молодым народно-художественным промыслом региона.
Заповедник сказов

Старинное село Полховский Майдан расположено на речке Полховка в Вознесенском районе Нижегородской области. В 1667 году на эти земли прибыли казаки, высланные за участие в крестьянской войне под предводительством Степана Разина. Они и стали основателями Полховского Майдана.

Что означает это название? Старинное слово персидского происхождения «майдан» - «собрание», «сход». Реку назвали «Полховка» оттого, что на ней поселились люди «всполошные» (взбудораженные, беспокойные).

Помимо села, давшего название знаменитому промыслу, в районе есть еще немало достопримечательностей.

В Старой Курихе, в лесу сорок дней кряду молилась на камне Анастасия Логачева, повторившая подвиг Серафима Саровского. Сейчас там возрождается монастырь

В Троицком храме села Аламасова есть икона Иверской Божьей Матери, которая считается животворящей. После Октябрьской революции большевики хотели ее увезти, но кони встали и никак не хотели идти. Тогда большевики, четверо крупных мужчин, пытались унести икону, но не смогли даже сдвинуть ее с места. Тут, как рассказывают, прибежала сухонькая старушка, местная жительница, хвать икону – и унесла ее, уберегла в тяжелые времена.

В Вознесенском остались руины усадьбы братьев Баташовых. Там, на реке Варнаве, был выстроен железоделательный завод, выкопан пруд, существующий и поныне.

В этом заповедном уголке Нижегородской области очень развит фольклор. Сохранились интересные архаические обряды и приемы.

Например, по сей день там поют по-особому – гортанным пением.

В семьях сохранилось немало старинных костюмов, которые используются по назначению.

На Духов день в Вознесенское приезжает множество гостей, фольклорных коллективов, организуется большое двухдневное гулянье. В качестве главного развлечения устраивают «проводы Дуняши» - героини легенды о несчастной любви. Торжественно и весело, с песнями и танцами несут к реке чучело, обряженное в старинный костюм. На берегу раздевают – нарядов-то жалко старинных – и погружают чучело в воду, а девушки завивают березовые венки и бросают их в реку, загадывая на замужество.
Неистово-малиновое чудо