470 лет назад Казанское ханство было присоединено к Российскому царству
«Казань, царство татарское, отпало от Московии, ибо при покойном отце его она платила московитам дань, как бы признавая их власть. Когда казанцы отпали и подняли великий мятеж, то царь решил покорить их силою», - писал вскоре после тех событий Исаак Масса, голландский торговец, находившийся тогда в Москве.
Прошло почти пять веков, но история хранит следы царских походов. Какие-то свидетельства живы на уровне легенд – например, о том, как юный царь, проходя через Нижний Новгород, спрятал в недавно отстроенной твердыне кремля драгоценную библиотеку Софьи Палеолог. Спрятал так надежно, что никто ее найти не может. Иные свидетельства зримы и подтверждены письменно современниками тех славных событий. Немало тайн с тех времен хранит Гагинская земля.
Сон в руку
Итак, летом 1552 года московский царь Иван IV предпринял очередной поход на Казань, лично возглавив войско. Армия разделилась на две части. Маршрут основного войска пролегал через Коломну, Владимир, Муром и далее по южным районам Нижегородской области, вдоль рек Теши и Пьяны - по местам современного Гагинского района. Второе войско, «судовая рать», шло по Волге из Касимова. Они встретились, воссоединившись, у слияния рек Ежати и Пьяны, около нынешнего села Гагино. Там войска остановились на очередную стоянку. И там с двадцатидвухлетним царем произошло важное событие.
Вот что гласит запись в тетрадке священника погоста Сакмы А.В.Вознесенского.
«Когда царь Иван Грозный в 1552 году шел на Казань, то сделал остановку для дневки близ реки Пьяны у мордовской деревни Мушка, на горе ныне названной Троицкой. Тут к нему явились гонцы из-под Казани от князя Курбского и возвестили, что передовые его части, шедшие на Казань, потерпели поражение от татар и взято много воинов в плен. Царь опечалился и задумал вернуться обратно в Москву, но здесь в сонном видении явилась ему Божья Матерь в образе Тихвинской вместе с прапрадедом Дмитрием Донским и повелела ему идти на Казань и взять ее, пробудившись ото сна. Царь от радости приказал служить молебен Божьей Матери коленопреклоненно, пламенно молился сам, бояре и все воинство».
Сон тот был на Троицу.
А тут подошла и «касимовская» рать. Историки пишут: войско было так велико, что когда поили коней из Пьяны, река мелела.
Укрепившись духом, царь двинулся дальше на Казань, приказав на месте видения заложить храм во имя Святой Троицы и воздвигнуть монастырь.
Новые имена, новые города
После описанных событий, мотивирующих на победу, войско продолжило поход по Запьянской глуши. В непролазных лесных дебрях местные служили проводниками царскому войску. Как свидетельствуют летописные источники, население радушно встречало ратников, доставляя им пищу (хлеб, мед, мясо), помогая наводить мосты и переправы через реки. Это подтверждается участием в Казанском походе татар, мордвы и других представителей поволжских народов, перешедших на службу к царю.
После той стоянки проводником и переводчиком царского войска стал татарин Бахметка из деревни Пара на Пьяне, «весьма видный и красивый из себя». Вместе с войском он дошел до Казани и участвовал в штурме; кстати, отличился, первым взобравшись на крепостную стену, и обратил на себя особое внимание Ивана Грозного. Когда красавец, храбрец Бахметка крестился в православную веру, восприемником его стал сам царь. Он назвал крестника Юрием; отчество дал в честь себя, Иванович; фамилию же назначил Бахметьев, от прежнего татарского имени. Новоявленному Юрию Ивановичу Бахметьеву были пожалованы земли близ Пьяны. После Юрий Иванович служил при царе стольником. Его сын Юрий Юрьевич заседал в царской думе, а в 1612 году ходил с Пожарским и Мининым на поляков, за что царь Михаил Федорович пожаловал ему земли также на Пьянее, по левой стороне. Там Юрий основал свое поместье – сельцо Юрьево, существующее поныне.
Собственно земли Припьянья царь Иван Грозный стал раздавать служилым людям в награду за службу. Русские поселенцы обосновывались на новых и уже заселенных мордовских землях «казанского маршрута», где занимались землепашеством и несли дозорную службу. Таким образом в результатеказанского похода было положено начало многим городам Нижегородского края. Царю Ивану IV обязаны своим возникновением Арзамас, Ардатов, Княгинино, Воротынец, Сеченово, Горбатов, Большое Мурашкино, Дивеево и многие другие поселения, а также многочисленные храмы и монастыри.
Чудесная гора
Не забыл царь и о заложенном по его воле Троицком храме с монастырем. После победы обители было пожаловано «множество пашни, лугов и лесу при реке Пьяне, и рыбные ловли в последней». По царскому велению в Тихвине была написана явившаяся ему во сне икона Божьей Матери, и монахи во главе с первым настоятелем монастыря, Иовом, доставили ее на руках от самого Тихвина на Троицкую гору. Территория стала развиваться и меняться: близ монастыря появились села Ройка, Воронцово, Курбатово и другие. Развернулась и миссионерская работа.
Место, где царю приснился вещий сон, оказалось чудодейственным, и до Октябрьской революции там не переводились паломники.
По свидетельствам местных жителей, Троицкая гора, как и полагается месту силы, словно притягивает к себе «небесный огонь». Так, от молнии в 1610 году сгорела сооруженная Грозным церковь - но икона Тихвинской Божией Матери осталась невредима. Церковь Успения Богородицы выстроил уже упоминавшийся боярин Юрий Юрьевич Бахметев, а позже его сын Иван воздвиг там каменный храм в честь Пресвятой Троицы. На строительстве того храма трудился, в числе прочих, упомянутый Иов, уже старец, чей возраст перевалил за сто лет.
После екатерининской реформы 1764 года монастырь был упразднен и обращен в погост.
Тут в историю вошло еще одно село нынешнего Гагинского района – Ветошкино.
Землями погоста и святыней – иконой Божьей Матери - пожелал завладеть ветошкинский помещик Василий Пашков. Для этого требовалось упразднить погост, и Пашков сделал соблазнительно щедрое предложение служившему там священнику Кондорскому перевод в село Ветошкино, бесплатное жилье и сверх церковного дохода - тысячу рублей от себя лично. В итоге погост закрыли по ходатайству Пашкова и Кондарского. Каменная монастырская церковь была разобрана, чтимая икона перевезена в Ветошкинскую церковь... Однако участники сделки не смогли воспользоваться полученными выгодами. Священник вскоре умер, даже не успев переехать в Ветошкино, а Пашкову, после долгих судебных разбирательств, так и не разрешили забрать вожделенные земли.
Сейчас о некогда существовавшей обители напоминает только камень с могилы старца Иова. Говорят, что после революции этот камень, покрытый старинными письменами, не раз пытались увезти, да ничего не получалось: моторы глохли, механизмы ломались, словно какая-то неведомая сила охраняла его. Сейчас на горе стоит небольшая часовенка и крест. И еще видны монастырские тропы...
«Казань, царство татарское, отпало от Московии, ибо при покойном отце его она платила московитам дань, как бы признавая их власть. Когда казанцы отпали и подняли великий мятеж, то царь решил покорить их силою», - писал вскоре после тех событий Исаак Масса, голландский торговец, находившийся тогда в Москве.
Прошло почти пять веков, но история хранит следы царских походов. Какие-то свидетельства живы на уровне легенд – например, о том, как юный царь, проходя через Нижний Новгород, спрятал в недавно отстроенной твердыне кремля драгоценную библиотеку Софьи Палеолог. Спрятал так надежно, что никто ее найти не может. Иные свидетельства зримы и подтверждены письменно современниками тех славных событий. Немало тайн с тех времен хранит Гагинская земля.
Сон в руку
Итак, летом 1552 года московский царь Иван IV предпринял очередной поход на Казань, лично возглавив войско. Армия разделилась на две части. Маршрут основного войска пролегал через Коломну, Владимир, Муром и далее по южным районам Нижегородской области, вдоль рек Теши и Пьяны - по местам современного Гагинского района. Второе войско, «судовая рать», шло по Волге из Касимова. Они встретились, воссоединившись, у слияния рек Ежати и Пьяны, около нынешнего села Гагино. Там войска остановились на очередную стоянку. И там с двадцатидвухлетним царем произошло важное событие.
Вот что гласит запись в тетрадке священника погоста Сакмы А.В.Вознесенского.
«Когда царь Иван Грозный в 1552 году шел на Казань, то сделал остановку для дневки близ реки Пьяны у мордовской деревни Мушка, на горе ныне названной Троицкой. Тут к нему явились гонцы из-под Казани от князя Курбского и возвестили, что передовые его части, шедшие на Казань, потерпели поражение от татар и взято много воинов в плен. Царь опечалился и задумал вернуться обратно в Москву, но здесь в сонном видении явилась ему Божья Матерь в образе Тихвинской вместе с прапрадедом Дмитрием Донским и повелела ему идти на Казань и взять ее, пробудившись ото сна. Царь от радости приказал служить молебен Божьей Матери коленопреклоненно, пламенно молился сам, бояре и все воинство».
Сон тот был на Троицу.
А тут подошла и «касимовская» рать. Историки пишут: войско было так велико, что когда поили коней из Пьяны, река мелела.
Укрепившись духом, царь двинулся дальше на Казань, приказав на месте видения заложить храм во имя Святой Троицы и воздвигнуть монастырь.
Новые имена, новые города
После описанных событий, мотивирующих на победу, войско продолжило поход по Запьянской глуши. В непролазных лесных дебрях местные служили проводниками царскому войску. Как свидетельствуют летописные источники, население радушно встречало ратников, доставляя им пищу (хлеб, мед, мясо), помогая наводить мосты и переправы через реки. Это подтверждается участием в Казанском походе татар, мордвы и других представителей поволжских народов, перешедших на службу к царю.
После той стоянки проводником и переводчиком царского войска стал татарин Бахметка из деревни Пара на Пьяне, «весьма видный и красивый из себя». Вместе с войском он дошел до Казани и участвовал в штурме; кстати, отличился, первым взобравшись на крепостную стену, и обратил на себя особое внимание Ивана Грозного. Когда красавец, храбрец Бахметка крестился в православную веру, восприемником его стал сам царь. Он назвал крестника Юрием; отчество дал в честь себя, Иванович; фамилию же назначил Бахметьев, от прежнего татарского имени. Новоявленному Юрию Ивановичу Бахметьеву были пожалованы земли близ Пьяны. После Юрий Иванович служил при царе стольником. Его сын Юрий Юрьевич заседал в царской думе, а в 1612 году ходил с Пожарским и Мининым на поляков, за что царь Михаил Федорович пожаловал ему земли также на Пьянее, по левой стороне. Там Юрий основал свое поместье – сельцо Юрьево, существующее поныне.
Собственно земли Припьянья царь Иван Грозный стал раздавать служилым людям в награду за службу. Русские поселенцы обосновывались на новых и уже заселенных мордовских землях «казанского маршрута», где занимались землепашеством и несли дозорную службу. Таким образом в результатеказанского похода было положено начало многим городам Нижегородского края. Царю Ивану IV обязаны своим возникновением Арзамас, Ардатов, Княгинино, Воротынец, Сеченово, Горбатов, Большое Мурашкино, Дивеево и многие другие поселения, а также многочисленные храмы и монастыри.
Чудесная гора
Не забыл царь и о заложенном по его воле Троицком храме с монастырем. После победы обители было пожаловано «множество пашни, лугов и лесу при реке Пьяне, и рыбные ловли в последней». По царскому велению в Тихвине была написана явившаяся ему во сне икона Божьей Матери, и монахи во главе с первым настоятелем монастыря, Иовом, доставили ее на руках от самого Тихвина на Троицкую гору. Территория стала развиваться и меняться: близ монастыря появились села Ройка, Воронцово, Курбатово и другие. Развернулась и миссионерская работа.
Место, где царю приснился вещий сон, оказалось чудодейственным, и до Октябрьской революции там не переводились паломники.
По свидетельствам местных жителей, Троицкая гора, как и полагается месту силы, словно притягивает к себе «небесный огонь». Так, от молнии в 1610 году сгорела сооруженная Грозным церковь - но икона Тихвинской Божией Матери осталась невредима. Церковь Успения Богородицы выстроил уже упоминавшийся боярин Юрий Юрьевич Бахметев, а позже его сын Иван воздвиг там каменный храм в честь Пресвятой Троицы. На строительстве того храма трудился, в числе прочих, упомянутый Иов, уже старец, чей возраст перевалил за сто лет.
После екатерининской реформы 1764 года монастырь был упразднен и обращен в погост.
Тут в историю вошло еще одно село нынешнего Гагинского района – Ветошкино.
Землями погоста и святыней – иконой Божьей Матери - пожелал завладеть ветошкинский помещик Василий Пашков. Для этого требовалось упразднить погост, и Пашков сделал соблазнительно щедрое предложение служившему там священнику Кондорскому перевод в село Ветошкино, бесплатное жилье и сверх церковного дохода - тысячу рублей от себя лично. В итоге погост закрыли по ходатайству Пашкова и Кондарского. Каменная монастырская церковь была разобрана, чтимая икона перевезена в Ветошкинскую церковь... Однако участники сделки не смогли воспользоваться полученными выгодами. Священник вскоре умер, даже не успев переехать в Ветошкино, а Пашкову, после долгих судебных разбирательств, так и не разрешили забрать вожделенные земли.
Сейчас о некогда существовавшей обители напоминает только камень с могилы старца Иова. Говорят, что после революции этот камень, покрытый старинными письменами, не раз пытались увезти, да ничего не получалось: моторы глохли, механизмы ломались, словно какая-то неведомая сила охраняла его. Сейчас на горе стоит небольшая часовенка и крест. И еще видны монастырские тропы...
Павел КОНДАКОВ,
глава МСУ Гагинского муниципального района Нижегородской области.
глава МСУ Гагинского муниципального района Нижегородской области.
Вокруг Гагина:
путем Ивана Грозного
путем Ивана Грозного