В Тоншаевском районе берегут наследие и культуру малого народа
Путешествие в северные районы Нижегородской области сродни с поездкой в заповедные места. Причем заповедны здесь не только уголки природы, но и уклад жизни, народные традиции, оставшиеся в наследство от предков и сохраняемые и возрождаемые потомками.
Тоншаевский район – край Нижегородской области, дальше – вятские земли. Названия здешних деревень заезжим туристам непонятны: Янгарка, Ширта, Пурлы, Шатташкем, Вякшенер. Слова эти и деревни исконно марийские, принадлежащие древнему народу, живущему в этих краях сотни лет.
Сегодня в Тоншаевском районе проживает около 2,5 тысячи марийцев. И это вторая, после русских, самая многочисленная национальность. Теперь старинные костюмы стали музейными экспонатами, народные песни – концертными программами, легенды – источником для изучения. Все вместе – большая часть общей российской культуры. Сохраненная по крупицам, она становится общим достоянием для людей всех национальностей.
Путешествие в северные районы Нижегородской области сродни с поездкой в заповедные места. Причем заповедны здесь не только уголки природы, но и уклад жизни, народные традиции, оставшиеся в наследство от предков и сохраняемые и возрождаемые потомками.
Тоншаевский район – край Нижегородской области, дальше – вятские земли. Названия здешних деревень заезжим туристам непонятны: Янгарка, Ширта, Пурлы, Шатташкем, Вякшенер. Слова эти и деревни исконно марийские, принадлежащие древнему народу, живущему в этих краях сотни лет.
Сегодня в Тоншаевском районе проживает около 2,5 тысячи марийцев. И это вторая, после русских, самая многочисленная национальность. Теперь старинные костюмы стали музейными экспонатами, народные песни – концертными программами, легенды – источником для изучения. Все вместе – большая часть общей российской культуры. Сохраненная по крупицам, она становится общим достоянием для людей всех национальностей.
Станислав Стремин,
глава МСУ Тоншаевского
муниципального района Нижегородской области
глава МСУ Тоншаевского
муниципального района Нижегородской области
Две веры на один народ
Как выяснили ученые, населяли первыми территорию нынешнего Тоншаевского района представители финно-угорской группы: марийцы, мордва, удмурты. Но основной народностью были северо-западные марийцы.
Они, терпеливые и трудолюбивые, превращали здешние луга в пашни, выращивали лен и ткали холсты, кормились дарами леса и рек. Защищали свои земли, молились языческим богам, приносили жертвы в священных рощах.
Как выяснили ученые, населяли первыми территорию нынешнего Тоншаевского района представители финно-угорской группы: марийцы, мордва, удмурты. Но основной народностью были северо-западные марийцы.
Они, терпеливые и трудолюбивые, превращали здешние луга в пашни, выращивали лен и ткали холсты, кормились дарами леса и рек. Защищали свои земли, молились языческим богам, приносили жертвы в священных рощах.
Но землю, ставшую частью российской империи, ждали перемены. Доподлинно известно, что первый русский крестьянин поселился в краю мари в деревне Ширта, и случилось это в правление императрицы Елизаветы Петровны. За ним потянулись другие. Появились первые русские поселения: Зотово, Богатыри, Березята, Втюринское, Тоншаево, Половинное.
Привлекали приезжих прежде всего налоговые смягчения: на новых местах с податями не теребили года 3, а то и 5 лет. Кому благоволило начальство на обустройство, могли получить и беспроцентную ссуду.
Массовое заселение района русскими началось уже при Александре I. Скоро русское население численно преобладало над марийским. Кроме того, марийские кланы стремились породниться с русскими семьями, чтобы упрочить свое положение. По 9-й ревизии 1857 года в Тоншаевской волости марийцев числилось 1619 душ, а русских было около 8 тысяч душ. К этому времени практически все мари приняли христианство.
Сохраняя свою идентичность, марийцы были настойчивы как ни один другой народ. Приняв христианство, они сумели сохранить и свою исконную языческую религию. К XVIII веку двоеверие стало обычным делом в марийских домах. В красных углах изб на почетном месте были христианские лики, а у печки вывешивали языческие обереги для защиты семейного очага. Научились молиться и тем, и другим богам.
Привлекали приезжих прежде всего налоговые смягчения: на новых местах с податями не теребили года 3, а то и 5 лет. Кому благоволило начальство на обустройство, могли получить и беспроцентную ссуду.
Массовое заселение района русскими началось уже при Александре I. Скоро русское население численно преобладало над марийским. Кроме того, марийские кланы стремились породниться с русскими семьями, чтобы упрочить свое положение. По 9-й ревизии 1857 года в Тоншаевской волости марийцев числилось 1619 душ, а русских было около 8 тысяч душ. К этому времени практически все мари приняли христианство.
Сохраняя свою идентичность, марийцы были настойчивы как ни один другой народ. Приняв христианство, они сумели сохранить и свою исконную языческую религию. К XVIII веку двоеверие стало обычным делом в марийских домах. В красных углах изб на почетном месте были христианские лики, а у печки вывешивали языческие обереги для защиты семейного очага. Научились молиться и тем, и другим богам.
Там, где мари слагали свои песни
В домах языческие обряды проводили тайно. В тот день нельзя было креститься на православные иконы. Чисто мыли дом, ходили в баню. Зажигали огонь на шестке у печки и на коленях молились марийским богам.
По большим православным праздникам ходили в церковь, которая в Тоншаевской волости была не хуже уездной. По большим языческим – приносили жертвы в своих храмах природы – священных рощах, которые окружали марийские деревни.
«Священные рощи в сознании верующих марийцев – посредники людей в общении с божествами и Богом. Они связывают земные и небесные миры. Для марийцев священная роща – это сакральная территория, в пределах которой возможен контакт человека с Богом», – объясняет директор районного краеведческого музея Владимир Кочнев.
В центре священной рощи располагаются почитаемые деревья, онапу, возле которых устанавливали своеобразные алтари, устроенные из жердей, покрытых пихтовыми лапами, разводили огонь, приносили в жертву домашних животных и птиц.
Сегодня в Тоншаевском районе 13 священных рощ, 11 самых почитаемых священных деревьев. Деревьями-целителями считаются священные липы Горинцевская, Романчинская, Большеашкатская.
В марийском пантеоне около 80 богов, и все они отождествляются с силами природы: Бог солнца, Бог луны, Богиня земли. Большие моления были связаны с важными периодами жизни земледельцев – перед началом посевных работ, после их окончания и после сбора урожая.
Как в любой другой религии, в язычестве марийцев противоборствуют два бога. Ош Поро Кугу Юмо – добрый великий светлый Бог, Керемет – черный бог, олицетворение зла, который за какие-то провинности был изгнан с небес на землю.
Хотя посвящены рощи светлым богам, испокон веков марийцы особенно задабривают дарами и молятся Керемету.
«Белый бог на небе, – рассуждали хитрые марийские предки. – Он далеко, и до него еще надо достучаться. А Керемет, дьявол, на земле, среди нас, он быстрее причинит зло или пошлет напасть, потому надо задобрить его, чтобы был снисходителен».
Жили марийцы общинами, и у каждой из них была своя роща для моления. В межобщинные рощи на моления съезжались марийцы со всей округи, и даже из других областей. Старожилы помнят, как на жертвоприношения приносились до 1000 гусей.
Христианские священники на двоеверие марийцев закрывали глаза, хотя, конечно, не одобряли. Впрочем, годы богоборчества не прошли даром для маленького народа. Сегодня в Тоншаевском районе нет ни одного карта – священника. Им по правилам может быть только мужчина. Были времена, когда моления проводили женщины, надев мужскую шапку, чтобы перед богом предстать в подобающем обличье, но этой традиции не стало. Сейчас на моления карт приезжает раз в год из соседней Республики Марий Эл.
По большим православным праздникам ходили в церковь, которая в Тоншаевской волости была не хуже уездной. По большим языческим – приносили жертвы в своих храмах природы – священных рощах, которые окружали марийские деревни.
«Священные рощи в сознании верующих марийцев – посредники людей в общении с божествами и Богом. Они связывают земные и небесные миры. Для марийцев священная роща – это сакральная территория, в пределах которой возможен контакт человека с Богом», – объясняет директор районного краеведческого музея Владимир Кочнев.
В центре священной рощи располагаются почитаемые деревья, онапу, возле которых устанавливали своеобразные алтари, устроенные из жердей, покрытых пихтовыми лапами, разводили огонь, приносили в жертву домашних животных и птиц.
Сегодня в Тоншаевском районе 13 священных рощ, 11 самых почитаемых священных деревьев. Деревьями-целителями считаются священные липы Горинцевская, Романчинская, Большеашкатская.
В марийском пантеоне около 80 богов, и все они отождествляются с силами природы: Бог солнца, Бог луны, Богиня земли. Большие моления были связаны с важными периодами жизни земледельцев – перед началом посевных работ, после их окончания и после сбора урожая.
Как в любой другой религии, в язычестве марийцев противоборствуют два бога. Ош Поро Кугу Юмо – добрый великий светлый Бог, Керемет – черный бог, олицетворение зла, который за какие-то провинности был изгнан с небес на землю.
Хотя посвящены рощи светлым богам, испокон веков марийцы особенно задабривают дарами и молятся Керемету.
«Белый бог на небе, – рассуждали хитрые марийские предки. – Он далеко, и до него еще надо достучаться. А Керемет, дьявол, на земле, среди нас, он быстрее причинит зло или пошлет напасть, потому надо задобрить его, чтобы был снисходителен».
Жили марийцы общинами, и у каждой из них была своя роща для моления. В межобщинные рощи на моления съезжались марийцы со всей округи, и даже из других областей. Старожилы помнят, как на жертвоприношения приносились до 1000 гусей.
Христианские священники на двоеверие марийцев закрывали глаза, хотя, конечно, не одобряли. Впрочем, годы богоборчества не прошли даром для маленького народа. Сегодня в Тоншаевском районе нет ни одного карта – священника. Им по правилам может быть только мужчина. Были времена, когда моления проводили женщины, надев мужскую шапку, чтобы перед богом предстать в подобающем обличье, но этой традиции не стало. Сейчас на моления карт приезжает раз в год из соседней Республики Марий Эл.
Прочитать зашифрованные марийскими народными кутюрье послания можно в клубе-мастерской села Большие Ашкаты. Ее заведующий Вячеслав Теркин, по национальности мариец, более 40 лет собирает коллекцию костюмов своего народа. Он утверждает, что его собрание самое полное в Нижегородской области и экземпляры самые редкие.
«Рубахи, кафтаны, другие элементы одежды попадали ко мне разными путями. Что-то приносили земляки, что-то я находил выброшенным на свалках. Доподлинная история каждого наряда мне неизвестна. Но вот за этот костюм могу ручаться – ему более 100 лет, его носила вторая жена моего деда», – Вячеслав Васильевич показывает тонкую вышивку по рукавам кафтана.
Да, женская верхняя одежда у марийцев тоже называлась кафтаном. Вышитыми узорами украшали и повседневную, и праздничную одежду. Так что жили хоть и небогато, но нарядно.
Вот по краю рубахи «бегут» крошечные дикие рогатые животные, значит клан марийки живет в лесном районе или кормится лесом. Вышитые утки – отражение марийского эпоса, в котором эти птицы прародительницы мира, принесшие в клюве землю.
Общими были солярные знаки-обереги. Значение имел даже вышитый завиток, которым заканчивался растительный орнамент на рубахе – он оберегал грудь кормящей матери.
А вот целый журавлиный клин вышит – это уже танга, родовой знак клана. Его вышивали не только на женской, но и на мужской одежде.
Головные уборы (сороки), поясные и нагрудные украшения были самыми нарядными. На белой холстине от вышивки не оставалось ни единого белого пятнышка. Уникальная косая стежка складывалась в орнамент-оберег, а убор становился гордостью его хозяйки.
Платок, который надевали поверх сороки, специально складывали так, чтобы были видны оба его конца с тонким орнаментом. Вышивали его особой двусторонней гладью, и узор не имел изнанки, обе стороны – лицевые. И ни единого узелка не найдете!
Нагрудное украшение марийских женщин, что современная выписка из банковского счета. Серебряные монетки в несколько рядов – значит, денег в этой семье куры не клюют. Мелочиться было не принято.
Сегодня в Тоншаевском районе традиционной марийской вышивкой никто не занимается. Ее возрождение и восстановление – дело будущего. Но уже можно попробовать свои силы в старинном ткачестве. Вячеслав Теркин собрал старинные станки, вернее то, что от них оставалось, отремонтировал. Сам путем проб и ошибок восстановил технологию, и теперь может научить ткать коврики «как у бабушки».
«Раньше на этих станках ткали холст, из которого шили рубахи и кафтаны. Сам процесс ткачества нетрудный. Сложнее наладить станок. Сначала основу сделать, потом ее в косу сплести, из косы накручивать на задний вал. Затем через петли, через каждый зуб надо заправить нитки. Всем этим в марийских семьях занимались женщины. Я иногда думаю, когда же моя мама спала? Такое хозяйство вести и всю семью обшивать», – рассказывает коллекционер.
И не просто обшивать, а украшать одежду такими узорами, что рубахи и кафтаны становятся музейными экспонатами и предметами народного искусства.
Песни без письменности
Марийское устное народное творчество может стать красотой от нас ускользающей. У западных марийцев нет своей письменности. А диалект настолько отличается от языка луговых марийцев, что, встретившись, представители двух народностей начинают общаться на общем русском. Так легче друг друга понять.
Песни и предания западных мари дошли до наших времен, передаваемые из уст в уста, от поколения к поколению. К чести тоншаевцев, в районе всегда существовали фольклорные коллективы, которые исполняли народные песни. В советские годы гремел на всю Россию детский ансамбль «Мариечка». Сейчас коллектив «Лекше Выт» (что означает исток, родник) выступает не только в Тоншаево, но и на фестивалях разного уровня.
Вячеслав – его давний участник. По его словам, в репертуаре народного ансамбля около 50 песен северо-западных марийцев. Их тексты Вячеслав записывает русскими буквами для остальных исполнителей - такой простой и народный прием увековечивания языка. Есть ли другой путь, если носителей диалекта становится все меньше, а дети на нем не разговаривают?
Сохраненное в фольклорных коллективах – крохи по сравнению с тем, что было в устных народных запасниках. Надо было записывать песни бабушек годах в 70-х прошлого века, масштабы наследия были бы совсем другими.
То, что сегодня делают в тоншаевских фольклорных коллективах, бесценно.
Марийские песни необычайно мелодичны, красивы и напевны. В Тоншаево их с удовольствием слушают люди всех национальностей. На межрегиональном фестивале культуры «Тошто марий пайрем», в старинный марийский праздник, говорят, ноги так и просятся в пляс.
О чем марийцы слагали песни? Как и все народы, о родине, природе, любви. О том, что никому и ни за что нельзя потерять.
История Тоншаевского округа интересна и таит в себе до сих пор много загадок. Приглашаем всех в гости для разгадки старых тайн и знакомства с новыми в маленьком уголке России – Тоншаевском муниципальном округе.
«Рубахи, кафтаны, другие элементы одежды попадали ко мне разными путями. Что-то приносили земляки, что-то я находил выброшенным на свалках. Доподлинная история каждого наряда мне неизвестна. Но вот за этот костюм могу ручаться – ему более 100 лет, его носила вторая жена моего деда», – Вячеслав Васильевич показывает тонкую вышивку по рукавам кафтана.
Да, женская верхняя одежда у марийцев тоже называлась кафтаном. Вышитыми узорами украшали и повседневную, и праздничную одежду. Так что жили хоть и небогато, но нарядно.
Вот по краю рубахи «бегут» крошечные дикие рогатые животные, значит клан марийки живет в лесном районе или кормится лесом. Вышитые утки – отражение марийского эпоса, в котором эти птицы прародительницы мира, принесшие в клюве землю.
Общими были солярные знаки-обереги. Значение имел даже вышитый завиток, которым заканчивался растительный орнамент на рубахе – он оберегал грудь кормящей матери.
А вот целый журавлиный клин вышит – это уже танга, родовой знак клана. Его вышивали не только на женской, но и на мужской одежде.
Головные уборы (сороки), поясные и нагрудные украшения были самыми нарядными. На белой холстине от вышивки не оставалось ни единого белого пятнышка. Уникальная косая стежка складывалась в орнамент-оберег, а убор становился гордостью его хозяйки.
Платок, который надевали поверх сороки, специально складывали так, чтобы были видны оба его конца с тонким орнаментом. Вышивали его особой двусторонней гладью, и узор не имел изнанки, обе стороны – лицевые. И ни единого узелка не найдете!
Нагрудное украшение марийских женщин, что современная выписка из банковского счета. Серебряные монетки в несколько рядов – значит, денег в этой семье куры не клюют. Мелочиться было не принято.
Сегодня в Тоншаевском районе традиционной марийской вышивкой никто не занимается. Ее возрождение и восстановление – дело будущего. Но уже можно попробовать свои силы в старинном ткачестве. Вячеслав Теркин собрал старинные станки, вернее то, что от них оставалось, отремонтировал. Сам путем проб и ошибок восстановил технологию, и теперь может научить ткать коврики «как у бабушки».
«Раньше на этих станках ткали холст, из которого шили рубахи и кафтаны. Сам процесс ткачества нетрудный. Сложнее наладить станок. Сначала основу сделать, потом ее в косу сплести, из косы накручивать на задний вал. Затем через петли, через каждый зуб надо заправить нитки. Всем этим в марийских семьях занимались женщины. Я иногда думаю, когда же моя мама спала? Такое хозяйство вести и всю семью обшивать», – рассказывает коллекционер.
И не просто обшивать, а украшать одежду такими узорами, что рубахи и кафтаны становятся музейными экспонатами и предметами народного искусства.
Песни без письменности
Марийское устное народное творчество может стать красотой от нас ускользающей. У западных марийцев нет своей письменности. А диалект настолько отличается от языка луговых марийцев, что, встретившись, представители двух народностей начинают общаться на общем русском. Так легче друг друга понять.
Песни и предания западных мари дошли до наших времен, передаваемые из уст в уста, от поколения к поколению. К чести тоншаевцев, в районе всегда существовали фольклорные коллективы, которые исполняли народные песни. В советские годы гремел на всю Россию детский ансамбль «Мариечка». Сейчас коллектив «Лекше Выт» (что означает исток, родник) выступает не только в Тоншаево, но и на фестивалях разного уровня.
Вячеслав – его давний участник. По его словам, в репертуаре народного ансамбля около 50 песен северо-западных марийцев. Их тексты Вячеслав записывает русскими буквами для остальных исполнителей - такой простой и народный прием увековечивания языка. Есть ли другой путь, если носителей диалекта становится все меньше, а дети на нем не разговаривают?
Сохраненное в фольклорных коллективах – крохи по сравнению с тем, что было в устных народных запасниках. Надо было записывать песни бабушек годах в 70-х прошлого века, масштабы наследия были бы совсем другими.
То, что сегодня делают в тоншаевских фольклорных коллективах, бесценно.
Марийские песни необычайно мелодичны, красивы и напевны. В Тоншаево их с удовольствием слушают люди всех национальностей. На межрегиональном фестивале культуры «Тошто марий пайрем», в старинный марийский праздник, говорят, ноги так и просятся в пляс.
О чем марийцы слагали песни? Как и все народы, о родине, природе, любви. О том, что никому и ни за что нельзя потерять.
История Тоншаевского округа интересна и таит в себе до сих пор много загадок. Приглашаем всех в гости для разгадки старых тайн и знакомства с новыми в маленьком уголке России – Тоншаевском муниципальном округе.
Где реальность сплетается с легендами
Есть в Тоншаевском районе особо почитаемые языческие святые места, история которых переплетается с реальностью и легендами. Так одна из рощ около деревни Ромачи посвящена Ош Пандаше – Суртану (Белая борода – султан) – Никите Ивановичу Бай-бороде. Этот марийский князь стал одним из 12 легендарных обожествлённых героев народа. В XIV веке он пытался создать свое марийское государство на землях Поветлужья. Для укрепления своего положения отдал замуж за русских князей сначала своих дочерей, потом племянниц. Затем подружился с татарами настолько, что ходил вместе с ними в походы на русских. Последние этого не простили и пошли войной на самого Бай-бороду. Сбежав из Поветлужья, Никита Иванович поселился в Тоншаевских землях, где умер в деревне Ромачи. Благодарный марийский народ своего героя канонизировал.
С защитниками и отважными воинами связаны самые красивые легенды тоншаевских марийцев. Сохранились в районе предания о великане – богатыре Святогоре, по-марийски – Онаре, высыпавшем во время остановки из своих сапог землю, отчего возникли два больших холма. По другому преданию, раненый Святогор возвращался домой в Железные горы и решил отдохнуть: сложил доспехи и оружие в одну сторону, а сам лёг рядом. Во сне Святогор умирает от ран, время и ветер сделали своё дело – появляются два огромных холма; позднее на одном из них возникла священная марийская роща Грозная, а рядом с другой – русская деревня Богатыри. Часто над двумя холмами видна радуга, недаром мари называют радугу в старинных легендах Воротами Онара.
Героиней марийских легенд стала девушка Ирга, искусная охотница, метко стрелявшая из лука и ловко орудовавшая острогой. Жила с дедом, ухаживала за ним, вела домашнее хозяйство. Однажды Ирга в лесу увидела большой отряд разбойников и предупредила об этом односельчан, большая их часть укрылась в глухом лесу. Ирга, помогая старикам, не успела укрыться сама и была поймана, подвергнута издевательствам и пыткам. Отважная девушка не выдала своих соплеменников, за что разбойники повесили её на высокой сосне. По легенде, мужчины поклялись отомстить разбойникам, они настигли их и всех перебили.
По стежкам и половикам
Русскую пословицу про встречают по одежке к марийскому народному костюму применить можно буквально. Сегодня тоншаевцы шутят, что на рубахах, кафтанах, головных уборах марийцы куар-коды прятали. По вышитым, тонким орнаментам и узорам, украшениям можно узнать: как жила обладательница наряда, насколько богат был ее род, сколько у женщины детей.
Есть в Тоншаевском районе особо почитаемые языческие святые места, история которых переплетается с реальностью и легендами. Так одна из рощ около деревни Ромачи посвящена Ош Пандаше – Суртану (Белая борода – султан) – Никите Ивановичу Бай-бороде. Этот марийский князь стал одним из 12 легендарных обожествлённых героев народа. В XIV веке он пытался создать свое марийское государство на землях Поветлужья. Для укрепления своего положения отдал замуж за русских князей сначала своих дочерей, потом племянниц. Затем подружился с татарами настолько, что ходил вместе с ними в походы на русских. Последние этого не простили и пошли войной на самого Бай-бороду. Сбежав из Поветлужья, Никита Иванович поселился в Тоншаевских землях, где умер в деревне Ромачи. Благодарный марийский народ своего героя канонизировал.
С защитниками и отважными воинами связаны самые красивые легенды тоншаевских марийцев. Сохранились в районе предания о великане – богатыре Святогоре, по-марийски – Онаре, высыпавшем во время остановки из своих сапог землю, отчего возникли два больших холма. По другому преданию, раненый Святогор возвращался домой в Железные горы и решил отдохнуть: сложил доспехи и оружие в одну сторону, а сам лёг рядом. Во сне Святогор умирает от ран, время и ветер сделали своё дело – появляются два огромных холма; позднее на одном из них возникла священная марийская роща Грозная, а рядом с другой – русская деревня Богатыри. Часто над двумя холмами видна радуга, недаром мари называют радугу в старинных легендах Воротами Онара.
Героиней марийских легенд стала девушка Ирга, искусная охотница, метко стрелявшая из лука и ловко орудовавшая острогой. Жила с дедом, ухаживала за ним, вела домашнее хозяйство. Однажды Ирга в лесу увидела большой отряд разбойников и предупредила об этом односельчан, большая их часть укрылась в глухом лесу. Ирга, помогая старикам, не успела укрыться сама и была поймана, подвергнута издевательствам и пыткам. Отважная девушка не выдала своих соплеменников, за что разбойники повесили её на высокой сосне. По легенде, мужчины поклялись отомстить разбойникам, они настигли их и всех перебили.
По стежкам и половикам
Русскую пословицу про встречают по одежке к марийскому народному костюму применить можно буквально. Сегодня тоншаевцы шутят, что на рубахах, кафтанах, головных уборах марийцы куар-коды прятали. По вышитым, тонким орнаментам и узорам, украшениям можно узнать: как жила обладательница наряда, насколько богат был ее род, сколько у женщины детей.
Тайны, клады и секреты самого края Нижегородской области
Культурное наследие – удел профессиональных историков, искусствоведов, культурологов. Так, или примерно так, скорее всего, думает большинство из нас. Мы не задумываемся, что сбереженные многими поколениями ценности можно найти и в рассказах дедушки из соседнего дома, и на кухне большой дружной семьи. В Тоншаевском районе легенды и секреты своего края берегут и, как водится, передают по наследству. Ими также щедро делятся в районном краеведческом музее, Центре марийской культуры, клубе-мастерской деревни Большие Ашкаты. У каждого, кто интересуется историей, есть шанс разгадать тайны прошлого и открыть для себя семейные рецепты.
Где ж эта елочка?
Скромную елочку на Вайской дороге в Тоншаевском районе ищут вот уже без малого 100 лет. Ищут местные «черные копатели» и заезжие. Кладоискатели все еще надеются найти добро, нажитое непосильным трудом, одного из тоншаевских олигархов.
В начале прошлого века село Тоншаево процветало. Вокруг были богатые на зверя, грибы-ягоды и деревья разных пород леса. И жили тоншаевцы на самом перекрестке дорог – транспортной развязке, как сказали бы мы сейчас. С севера на юг вел сухопутный путь, с запада на восток – речной, по Унже в Ветлугу, по Пижме в Вятку.
Культурное наследие – удел профессиональных историков, искусствоведов, культурологов. Так, или примерно так, скорее всего, думает большинство из нас. Мы не задумываемся, что сбереженные многими поколениями ценности можно найти и в рассказах дедушки из соседнего дома, и на кухне большой дружной семьи. В Тоншаевском районе легенды и секреты своего края берегут и, как водится, передают по наследству. Ими также щедро делятся в районном краеведческом музее, Центре марийской культуры, клубе-мастерской деревни Большие Ашкаты. У каждого, кто интересуется историей, есть шанс разгадать тайны прошлого и открыть для себя семейные рецепты.
Где ж эта елочка?
Скромную елочку на Вайской дороге в Тоншаевском районе ищут вот уже без малого 100 лет. Ищут местные «черные копатели» и заезжие. Кладоискатели все еще надеются найти добро, нажитое непосильным трудом, одного из тоншаевских олигархов.
В начале прошлого века село Тоншаево процветало. Вокруг были богатые на зверя, грибы-ягоды и деревья разных пород леса. И жили тоншаевцы на самом перекрестке дорог – транспортной развязке, как сказали бы мы сейчас. С севера на юг вел сухопутный путь, с запада на восток – речной, по Унже в Ветлугу, по Пижме в Вятку.
Нигде, кроме Тоншаево
Появились в селе и свои олигархи. Василий Фалолеевич Уланов, местный хлебный магнат, разбогател на торговле зерном. Личностью Уланов был примечательной. Родом из бедной крестьянской семьи, он, став обеспеченным человеком, не изменял своим привычкам. Жил скромно, одежду носил с заплатами, ездил на простом тарантасе или телеге. Прозвище тоже сохранил с молодых лет – Вася Стул.
Чего скрывать, не только предприимчив был Вася Стул, но, вероятно, и жаден. В погоне за богатством не гнушался ничем. Большие прибыли имел на том, что стал давать в долг не только деньги, но и зерно. Хитрая схема Васи Стула на деле была похожа на мошенничество. В долг крестьянам Уланов давал отсыревшее зерно – накануне в амбар заезжали телеги с бочками воды. Пропитанные влагой рожь и пшеница весили тяжелее. В день расплаты Вася Стул от мужиков принимал только сухое зерно, которое было легче. Вот на этой разнице и было сколочено состояние хлебного магната. Так или иначе, зерновая торговля Уланова шла «на ура». Он уже считался самым богатым человеком Ветлужского уезда Костромской губернии (к которому тогда относилось Тоншаево), а за товаром к нему приезжали купцы с Яранска, Ветлуги, Вятки и Костромы.
Его положение не пошатнула даже Великая Октябрьская революция, потому что в должниках у Васи Стула было большинство тоншаевцев. А когда была принята новая экономическая политика, так и вовсе Василию Фалолеевичу представились новые возможности. Он даже два новых магазина открыл в самом Тоншаево и в деревне Письменер. К тому же уездный олигарх еще одну аферу провернул.
Бумажные деньги тогда обесценивались быстро, в цене оставались золотые и серебряные монеты. С товарами в лавках Уланова начались перебои. Собрал Василий Фалолеевич мужиков и объяснил, что надо дескать ехать товары закупать в дальние уезды, вот только незадача – запаса мелких денег нет совсем. Так что выручайте, мужики, тащите свои запасы серебряных монет, а я вам их на ассигнации обменяю. Да еще бумажных денег дам вдвое больше! А если много мелочи принесете, то обменяю один к трем.
Так и пошло. Принесет малограмотный крестьянин 20 рублей серебром, а получит 60 бумажных рублей, которые уже ничего не стоили. Собрал Васька Стул золото и серебро со всей округи. Но прожил с этим счастьем богач недолго.
Закончилась эпоха НЭПа, предпринимательство и частная собственность были объявлены вне закона. В 1928 году из Нижнего Новгорода раскулачивать классового врага приехали сотрудник ОГПУ и наряд милиции. На ночевку остановились в Тоншаево, чтобы спозаранку отправиться арестовывать Василия Уланова в его доме в деревне Письменер. Все-таки были у мироеда друзья, предупредили, и утром милиционеров ждали только пустые стены и в доме, и магазине бывшего богатея.
Как сумел Вася Стул вывезти в одиночку столько золота, серебра, дорогой посуды, непонятно до сих пор. Как неизвестно и место, где он все спрятал. А ведь 4 воза добра, по современным меркам 1,5 тонны груза, – не иголка, в стоге не утаишь.
Выведать тайну у самого Уланова огэпэушники не смогли даже на допросах с пристрастием. То ли от пыток, то ли от горя Вася Стул вроде в уме повредился. На все вопросы он отвечал: «Вывез добро и спрятал на старой Вайской дороге под ёлочкой».
Следы улановского богатства нечаянно обнаружились в 60-х годах. Под крыльцом дома, где располагался магазин Васи Стула, нашли деньги. Историки предполагают, что это касса, и попытались реконструировать события. Пока Уланов грузил и отправлял подводы, он забыл про деньги в кассе. Когда вспомнил, засунул их под крыльцо, надеясь вернуться. Но случиться этому было не суждено.
Так и лежат где-то под елочкой 1,5 тонны добра, нажитого непосильным трудом Васькой Стулом.
Чего скрывать, не только предприимчив был Вася Стул, но, вероятно, и жаден. В погоне за богатством не гнушался ничем. Большие прибыли имел на том, что стал давать в долг не только деньги, но и зерно. Хитрая схема Васи Стула на деле была похожа на мошенничество. В долг крестьянам Уланов давал отсыревшее зерно – накануне в амбар заезжали телеги с бочками воды. Пропитанные влагой рожь и пшеница весили тяжелее. В день расплаты Вася Стул от мужиков принимал только сухое зерно, которое было легче. Вот на этой разнице и было сколочено состояние хлебного магната. Так или иначе, зерновая торговля Уланова шла «на ура». Он уже считался самым богатым человеком Ветлужского уезда Костромской губернии (к которому тогда относилось Тоншаево), а за товаром к нему приезжали купцы с Яранска, Ветлуги, Вятки и Костромы.
Его положение не пошатнула даже Великая Октябрьская революция, потому что в должниках у Васи Стула было большинство тоншаевцев. А когда была принята новая экономическая политика, так и вовсе Василию Фалолеевичу представились новые возможности. Он даже два новых магазина открыл в самом Тоншаево и в деревне Письменер. К тому же уездный олигарх еще одну аферу провернул.
Бумажные деньги тогда обесценивались быстро, в цене оставались золотые и серебряные монеты. С товарами в лавках Уланова начались перебои. Собрал Василий Фалолеевич мужиков и объяснил, что надо дескать ехать товары закупать в дальние уезды, вот только незадача – запаса мелких денег нет совсем. Так что выручайте, мужики, тащите свои запасы серебряных монет, а я вам их на ассигнации обменяю. Да еще бумажных денег дам вдвое больше! А если много мелочи принесете, то обменяю один к трем.
Так и пошло. Принесет малограмотный крестьянин 20 рублей серебром, а получит 60 бумажных рублей, которые уже ничего не стоили. Собрал Васька Стул золото и серебро со всей округи. Но прожил с этим счастьем богач недолго.
Закончилась эпоха НЭПа, предпринимательство и частная собственность были объявлены вне закона. В 1928 году из Нижнего Новгорода раскулачивать классового врага приехали сотрудник ОГПУ и наряд милиции. На ночевку остановились в Тоншаево, чтобы спозаранку отправиться арестовывать Василия Уланова в его доме в деревне Письменер. Все-таки были у мироеда друзья, предупредили, и утром милиционеров ждали только пустые стены и в доме, и магазине бывшего богатея.
Как сумел Вася Стул вывезти в одиночку столько золота, серебра, дорогой посуды, непонятно до сих пор. Как неизвестно и место, где он все спрятал. А ведь 4 воза добра, по современным меркам 1,5 тонны груза, – не иголка, в стоге не утаишь.
Выведать тайну у самого Уланова огэпэушники не смогли даже на допросах с пристрастием. То ли от пыток, то ли от горя Вася Стул вроде в уме повредился. На все вопросы он отвечал: «Вывез добро и спрятал на старой Вайской дороге под ёлочкой».
Следы улановского богатства нечаянно обнаружились в 60-х годах. Под крыльцом дома, где располагался магазин Васи Стула, нашли деньги. Историки предполагают, что это касса, и попытались реконструировать события. Пока Уланов грузил и отправлял подводы, он забыл про деньги в кассе. Когда вспомнил, засунул их под крыльцо, надеясь вернуться. Но случиться этому было не суждено.
Так и лежат где-то под елочкой 1,5 тонны добра, нажитого непосильным трудом Васькой Стулом.
Гастрономия с особым подходом
Национальный характер отражают легенды и эпосы, где образцом доблести, чести, отваги предстают народные защитники. Но в палитре национального характера, есть и другие краски. Пусть и не такие героические, но очень важные для каждого народа, и еще более важные для тех, кто его окружает. Своих друзей и соседей мы ценим и за гостеприимство и дружелюбие, которые сконцентрированы в хлебосольстве и национальной кухне.
В Тоншаевском районе гастрономической достопримечательностью стали блюда горных мари, которые исконно населяли этот край.
В них нет высоких изысков, но каждый заметит стремление накормить досыта и удивить вкусом. Если блины, то трехслойные, если пельмени, то с ладонь размером, если свадебный пирог, то наполненный мясом. Ну а то, что для приготовления большинства из них требуется дровяная печь, придает им статус раритетных.
Название марийских блинов – коман мелна переводится как слоеный блин. В этом и есть их суть. Каждый блин состоит их трех слоев, за это их сейчас еще называют трехэтажными. Готовят их на праздники и к языческим молениям, а значит, должны быть коман мелна вкусными и сытными. Когда-то марийские хозяйки такое изысканное и одновременно простое блюдо готовили из ржаной и овсяной муки да из овсяной крупы.
Национальный характер отражают легенды и эпосы, где образцом доблести, чести, отваги предстают народные защитники. Но в палитре национального характера, есть и другие краски. Пусть и не такие героические, но очень важные для каждого народа, и еще более важные для тех, кто его окружает. Своих друзей и соседей мы ценим и за гостеприимство и дружелюбие, которые сконцентрированы в хлебосольстве и национальной кухне.
В Тоншаевском районе гастрономической достопримечательностью стали блюда горных мари, которые исконно населяли этот край.
В них нет высоких изысков, но каждый заметит стремление накормить досыта и удивить вкусом. Если блины, то трехслойные, если пельмени, то с ладонь размером, если свадебный пирог, то наполненный мясом. Ну а то, что для приготовления большинства из них требуется дровяная печь, придает им статус раритетных.
Название марийских блинов – коман мелна переводится как слоеный блин. В этом и есть их суть. Каждый блин состоит их трех слоев, за это их сейчас еще называют трехэтажными. Готовят их на праздники и к языческим молениям, а значит, должны быть коман мелна вкусными и сытными. Когда-то марийские хозяйки такое изысканное и одновременно простое блюдо готовили из ржаной и овсяной муки да из овсяной крупы.
Для первого слоя замешивали пресное крутое тесто из ржаной муки, сырых яиц и соли. Выпекали из него тонкий блин в печи, затем на подрумянившийся слой наливали густое тесто для второго «этажа». Для него делали тесто из овсяной муки на простокваше, кефире или сметане. Когда и этот блин покрывался коричневой корочкой, наносили третий слой. Для последнего «этажа» тесто готовили загодя. Овсяную крупу не меньше 8 часов вымачивали в сметане. Получившуюся кашицу распределяют по всему блину. Запекают до готовности. Готовый блин щедро смазывают маслом.
Жизнь идет – и все изменяется. В тесто для коман мелна начали добавлять пшеничную муку. Став вкуснее и сдобнее, марийские блины сохранили свою идентичность, а в Тоншаево теперь угощают картофельными трехслойными блинами. Первый слой делают из теста, как для пельменей: вода, соль, мука. Выпекают блин на сковороде в печи. Второй слой – блинное тесто с добавлением масла и сметаны. Третий слой делают из взбитых яиц. Между «этажами» кладут тонкий слой картофельного пюре. Получаются трехслойные блины тонкими, толщиной не больше 8 мм. Складывают их в стопку, разрезают на части и угощают. Щедрые хозяева обязательно достанут из погреба соленых рыжиков, с шляпками не больше пятирублевой монеты, поставят сметаны густоты «ложка стоит». Ешь и понимаешь: «Нигде, кроме Тоншаево!»
Если доведется попробовать марийские пельмени, то, прежде чем приступать к дегустации, нужно пройти курс начинающего едока. Размер пельменей, которые называют падкагыль, впечатляет – с ладонь. Мясо для начинки мелко-мелко рубят вместе с луком. А потом добавляют секретный ингредиент – ...воду, которая превратится в бульон. Лепят пельмени, отваривают, на тарелку к ним положат масло. Вот тут и требуется к марийским пельменям особый подход. Откусываете пельмень с одного края и быстро, не потеряв ни одной насыщенной капли, выпиваете бульон. Получилось? Доедайте весь падкагыль. Интересно, сколько марийских пельменей у вас получится съесть за один раз.
Жизнь идет – и все изменяется. В тесто для коман мелна начали добавлять пшеничную муку. Став вкуснее и сдобнее, марийские блины сохранили свою идентичность, а в Тоншаево теперь угощают картофельными трехслойными блинами. Первый слой делают из теста, как для пельменей: вода, соль, мука. Выпекают блин на сковороде в печи. Второй слой – блинное тесто с добавлением масла и сметаны. Третий слой делают из взбитых яиц. Между «этажами» кладут тонкий слой картофельного пюре. Получаются трехслойные блины тонкими, толщиной не больше 8 мм. Складывают их в стопку, разрезают на части и угощают. Щедрые хозяева обязательно достанут из погреба соленых рыжиков, с шляпками не больше пятирублевой монеты, поставят сметаны густоты «ложка стоит». Ешь и понимаешь: «Нигде, кроме Тоншаево!»
Если доведется попробовать марийские пельмени, то, прежде чем приступать к дегустации, нужно пройти курс начинающего едока. Размер пельменей, которые называют падкагыль, впечатляет – с ладонь. Мясо для начинки мелко-мелко рубят вместе с луком. А потом добавляют секретный ингредиент – ...воду, которая превратится в бульон. Лепят пельмени, отваривают, на тарелку к ним положат масло. Вот тут и требуется к марийским пельменям особый подход. Откусываете пельмень с одного края и быстро, не потеряв ни одной насыщенной капли, выпиваете бульон. Получилось? Доедайте весь падкагыль. Интересно, сколько марийских пельменей у вас получится съесть за один раз.
Гастрономическая вершина марийской кухни – пирог, который называют кыравец. Это блюдо по особенному поводу. Его готовят на свадьбу, на долгожданную встречу всей семьи – «вот такой ширины и вот такой высоты». Начинка, как визитная карточка хлебосольного народа, накормит досыта всех гостей.
Пекут кыравец из разного теста. Кто-то к яйцам, соли, муке добавляет сметану, кто воду. Главное – тесто должно быть мягким и раскатываться. Из него делают две лепешки. Одной выкладывают дно и стенки сковороды с высокими краями. На дно слоями кладут начинку: крупно нарубленное мясо, лук и перловую крупу, которую предварительно замачивают. Выложили по одному слою начинки, повторят действие еще раз. Любят марийцы многоэтажность!
Как дошла начинка до верха стенок сковороды, накрывают пирог второй лепешкой и защипывают края. Теперь кыравец ждет томительное путешествие в горячую печь. Отправляют его туда не меньше, чем на три часа.
Кыравец от едоков тоже требует особого подхода. Сначала снимают крышку из теста. Тут, конечно, у всех дух захватывает от ароматов! Затем разрезают пирог и раскладывают гостям. Пропитанное мясным соком тесто, вязкая сытная каша, тающее во рту мясо… Крышку-то не забудьте – с ней начинка еще вкуснее будет.
За таким столом, с трехслойными блинами, пельменями и пирогом, можно рассказать о доблестных героях то ли сказочных, то ли реальных, затянуть всей семьей песню о любви и родине, запомнить этот счастливый момент и передать его по наследству своим детям и детям своих детей.
Как дошла начинка до верха стенок сковороды, накрывают пирог второй лепешкой и защипывают края. Теперь кыравец ждет томительное путешествие в горячую печь. Отправляют его туда не меньше, чем на три часа.
Кыравец от едоков тоже требует особого подхода. Сначала снимают крышку из теста. Тут, конечно, у всех дух захватывает от ароматов! Затем разрезают пирог и раскладывают гостям. Пропитанное мясным соком тесто, вязкая сытная каша, тающее во рту мясо… Крышку-то не забудьте – с ней начинка еще вкуснее будет.
За таким столом, с трехслойными блинами, пельменями и пирогом, можно рассказать о доблестных героях то ли сказочных, то ли реальных, затянуть всей семьей песню о любви и родине, запомнить этот счастливый момент и передать его по наследству своим детям и детям своих детей.