Тонкинский район
Червленый (красный) олень символизирует принадлежность Тонкинского муниципального района к Нижегородской области.
Волнистая лазоревая (голубая) полоса символизирует богатые водные ресурсы района и речной массив.
Деревья лиственной и хвойной пород указывают на развитые отрасли лесоводства и деревообрабатывающей промышленности.
Два колоса пшеницы символизируют сельское хозяйство как одну из основных отраслей экономики Тонкинского района.
Золото (желтый цвет) в гербе олицетворяет поля спелой ржи. Золото в геральдике – символ знатности, богатства, величия и уважения.
Лазурь (голубой цвет) – символ благородства, чести, чистоты.
Зеленый цвет – символ природы, а также надежды, здоровья и жизненного роста.
Червленый цвет – символ мужества, отваги, силы, любви, труда и праздника.

Ветлуга, кровью умытая
Наверное, никто не будет спорить с тем, что Нижегородская земля является неотъемлемой частью России – и не только территориально, но и исторически. Потому что любое важное событие нашего прошлого всегда в той или иной степени затрагивало наш регион. Например, на районы, которые находятся за Волгой, – Варнавино, Ветлуга, Тонкино, Урень, Красные Баки, Семёнов – свой зловещий отблеск отбросила шедшая 100 лет назад кровавая Гражданская война.

В августе–сентябре 1918 года в этих местах вспыхнуло мощное антибольшевистское крестьянское восстание, вызванное многими причинами, – и грабительской продразвёрсткой, и преступными злоупотреблениями местных советских руководителей, и классовыми противоречиями. Повстанцев активно поддержали находившиеся в подполье белогвардейцы. Восстание приобрело столь широкий характер, что на его подавление советской власти пришлось бросить силы регулярной Красной армии.

И даже подавление восстания не загасило Гражданской войны в здешних краях – ушедшие в леса повстанцы перешли к полупартизанским методам борьбы, совершая нападения на советские учреждения и уничтожая представителей власти, сотрудников милиции, ЧК, бойцов продовольственных отрядов и просто лиц, сочувствующих советской власти. По словам очевидцев, красная власть здесь до 1921 года существовала только в уездных центрах, а по деревням фактически царствовали повстанцы, которые постепенно из идейных борцов с коммунизмом превращались в жестоких бандитов...

Ярким и драматическим эпизодом того противостояния стала трагедия красного продовольственного отряда Василия Сироткина, случившаяся ровно 100 лет назад в январе 1919 года. Вот как об этом пишет нижегородский историк-журналист Сергей Скатов:

«Дней десять продотряд под командой Василия Сироткина провёл в Урень-крае в Карповской волости. Затем перешёл в Вахрамеевскую. Остановились на ночлег в починке Ларионовском, расквартировавшись по 2-3 человека на дом. А ночью нагрянула хмельная банда. Бандитов – раза в два с лишним поболее, да и взяли сонных.

В нижнем белье, босых, выгнали продотрядников на мороз. Долго били – кулаками, ногами, прикладами. Ледяной водой из колодца окатывали. Потешились вволю. Притомившись, протрезвев на морозе, погнали пленников в лес. Вёрст десять гнали. Там, в лесу, пристрелив, бросили. Но не сразу, а вновь потешились. Ремни на спинах резали, лампасы на ногах. Командира отряда Василия Сироткина, привязав к дереву, сожгли. Заживо.

В те же часы напали на починок Вахрамеевский. Убили заведующего ссыпным пунктом Ивана Матасова, участкового милиционера и четырёх продотрядников. Дочь Матасова Варвару искололи штыками... Варвара Матасова вообще на починке была случайно – навещала отца... Варвара чудом выжила, на всю жизнь оставшись инвалидом. Выжили и два бойца из отряда Сироткина – И.Г.Сухарев и И.В.Зайцев. Они-то позже и рассказали...».


Для расследования совершённого преступления была создана специальная комиссия Костромского революционного трибунала (эти места в 1919 году входили в состав Костромской губернии). Комиссию возглавил председатель губернской ЧК Яков Кульпе, на которого само место убийства произвело очень тяжкое впечатление. Как позже вспоминал Кульпе:

«8 февраля 1919 г. я выехал на место, где были убиты товарищи. Это в двух верстах от починка Ларионовского... На месте убийства были видны в разных местах кровь, куски одежды, часть черепа, замёрзшие мозги, ободранные валенки, на них стёртые лапти. Каждая раскопка в снегу открывала всё более страшную картину убийства. Там же видна была берёза, у которой сожгли заживо связанного инструктора продотряда Сироткина. Только 12 февраля удалось получить данные от одного из извозчиков, перевозивших с места убийства 19 трупов. У всех были связаны мочалом руки за спиной. Труп же Сироткина без одежды был весь сожжён. На место убийства Матасова с группой выехал товарищ Булочников. Там нашли пять трупов. Трупы были изуродованы до неузнаваемости, многие добиты топорами. Из убитых самый младший – это мальчик 14 лет, только недавно окончивший школу и принятый Матасовым в отряд в качестве писца».

Ответ большевиков оказался «адекватным», вполне в духе того страшного времени. Явился карательный отряд, который на месте расстрелял 15 местных жителей, причастных к расправе (летом 1920 года в ходе борьбы с бандитизмом были изловлены ещё шесть участников этого убийства – пятерых из них решением НижГубЧК приговорили к расстрелу: как за продотряд, так и за другие бандитские «подвиги»)...

…Сегодня можно много спорить о том, кто прав был в той братоубийственной войне, и, наверное, у каждого будет своя правда. Но очевидно одно – все персонажи той трагедии были только рядовыми участниками великого противостояния, и они точно не заслужили такой лютой смерти. Это сегодня очень хорошо понимают жители заволжских районов. В дни трагического юбилея они провели целый ряд памятных мероприятий, посвящённых этой дате, – возложение цветов к памятнику павших продотрядников, траурный молебен, исторические чтения местных краеведов...

На этих мероприятиях не звучали политические призывы, не было требований считать одних участников войны героями, а других – преступниками. Нет, основой здесь была скорбь по погибшим и стремление извлечь нужные уроки из случившегося. Чтобы более никогда на Ветлуге-реке (да и вообще по всей России) брат не шёл на брата, а последнее слово в качестве политического аргумента не оставалось бы только за товарищем Маузером. И гарантией тому может служить только наша общая Память о Гражданской войне. Память, в которой на самом деле никто не забыт и ничто не забыто!

Вадим АНДРЮХИН.