А манекенщицам — за 60
Не зря говорят, что можно и в 20 лет казаться стариком, и в 80 — щеголем. Про Арзамасский театр моды, где в дефиле участвуют дамы бальзаковского возраста, я не раз слышала, а на одном модном показе даже побывала. Дефиле здесь, правда, особые. Демонстрируют неюные манекенщицы не новомодную дизайнерскую одежду, а ту, что им по духу, настроению, возрасту, наконец, близка. Одни прикиды носились вчера, другие точно никто никогда не наденет (ну очень авторские), третьи вызовут в зале не только аплодисменты, но и смех. Да и сшиты они своими руками, можно сказать, из ничего. А смотрятся арзамасские модницы все равно щеголихами.Старость — в радостьА началось все 6 лет назад с ярмарки социальных и культурных проектов «Социальное партнерство», в которой Арзамасский Центр соцобслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов пригласили поучаствовать — Проект «Старость — в радость», конечно, не сразу родился, — вспоминает директор центра Елена Юрьевна Круглова. — Очень хотелось придумать идею, которая бы взорвала все возрастные стереотипы, показать, что и немолодые люди могут жить свежо, активно, радостно. А Юлия Павловна Жукова — будущий руководитель Театра моды — в это время как раз у нас культорганизатором работала, так что все свои придумки мы на ней проверяли. Театр моды ее больше всего воодушевил. А потом мы за этот проект грант получили.Будущих артисток по городу не искали. Труппу попросили набрать Лидию Ивановну Клячину, старосту с отделения дневного пребывания, естественно, из своих же, отдыхающих.- Если честно, я подружек своих (мы все из одного микрорайона, третьего, и в хоре вместе поем), конечно, агитировала, а куда — сама толком не знала, — признается Лидия Ивановна. — И показывать первую коллекцию боязно было. Вдруг не понравится? Воодушевились, только когда аплодисменты услышали.Этот первый модный показ «Золотой вечер» они до сих пор вспоминают. Валентина Васильевна Балаева — как из ажурных колготок перчатки по локоть сшила и какую розочку в разрез платья черного в пол вставила — она ее из золотой бумаги сделала. Мария Семеновна Моргунова (знатная вышивальщица) — как свое черное платье золотом вышила и сумочку красную, что к нему сшила, тоже золотом отделала. А супруги Лиловы — как впервые «Чарли» станцевали: он в костюме а‑ля Чарли Чаплин, а на ней — зеленое платье с лисой, короткое, с разрезом, и, разумеется, туфли на шпильках.Про шпильки, кстати, бывалые (теперь уже) артистки из Театра моды говорят с особым воодушевлением. Им, мол, и на каблуках 8 см на сцену выйти «не в лом» (потом, правда, почему-то босиком походить хочется).- А немцы, что в гостях у нас были, представьте, на слово не поверили — подол платья приподнять попросили и ножку показать, — улыбается Мария Семеновна. — И все фотографировали нас, фотографировали и даже на камеру снимали.И не только немцы. Про то, что их Театр моды по центральному телевидению показывали, весь Арзамас знает. Корреспонденты из съемочной группы ОРТ, кстати, еще любопытней зарубежных гостей оказались — все норовили в комнату, где модели переодевались, заглянуть. И заглянули-таки.- Представляете, мне сын из Санкт-Петербурга звонит и говорит: «Мама, мы всей семьей на тебя, артистку, в красивом наряде, посмотреть собрались, а тебя в одной сорочке показали», — смеется Лидия Ивановна Клячина.Они с удовольствием рассказывают, как Юлия Павловна Жукова учила их ходить «от бедра», как туфли старинного фасона по знакомым да на барахолке искали, а после их красили, бусинками украшали, пуговицами, как костюмы из старых занавесок, бумаги оберточной и даже… сеток для лука шили, а тапочки и шляпки — из конфетных фантиков, как каждый модный показ неизменно превращался в праздник, а сколько таких праздников было, уж и не сосчитать.Но три коллекции вспомнили сразу. Во-первых, историческую. Бальные платья 18-го века сами, конечно, не шили — в Арзамасском театре старенькие напрокат взяли, своими руками лишь до ума доводили. А Марии Семеновне Моргуновой и просить ничего не пришлось — старинный русский костюм ей по наследству от мамы достался. Она его только чуток усовершенствовала, кокошник бусами елочными украсила, шарфиком дополнила.Во-вторых — цветочную коллекцию. Здесь каждая модница своим цветком нарядилась и перед зрителями под музыку продефилировала, а потом уж они всей толпой, клумбой то есть, вышли. Ничего себе получилась клумбочка! Валентина Алексеевна Чеснокова — фиалка синяя, а Валентина Васильевна Балаева — голубая, Галина Васильевна Войнолович — астра, Мария Семеновна Моргунова — ромашка, а Лидия Ивановна Клячина — сентябринка. Особенно хорош был подсолнух — Владимир Борисович Лилов — в жилетке из клеенки в подсолнухах, шляпе из рогожи (собственного изготовления), рубахе навыпуск, пояском берестяным подпоясанной и сапогах из… обычных пакетов, в подсолнухах, разумеется. А жена его, Валентина Григорьевна, всех своей маковой красотой покорила.Последней вспомнили шуточную коллекцию. Про нее разговор особый.АдреналинщицыВ том, что внешний вид и поведение очень даже зависит от того, как вы на жизнь смотрите, я лично нисколько не сомневаюсь. Модницы из Арзамаса, похоже, все же чаще звездами любуются, нежели на землю грешную смотрят. Их шуточная коллекция — лучшее тому подтверждение. Ну разве может приземленная немолодая дама выйти на подиум в костюме мадам Брошкиной — с чернобуркой на плечах, разрезе выше некуда — в общем, вся блин такая-растакая, или Веркой Сердючкой одеться — в юбочке выше колен, беретке, с воротником богатым. А супруги Лиловы такое отмочили! Мало им было ролей Остапа Бендера и мадам Грицацуевой — в «Татушек» нарядились: и косички, и юбочки коротенькие, и гольфики, и туфельки — все при них, даже песенки. Скажете, без комплексов семейная парочка? А они все без комплексов. Может, потому им и старость в радость.Один знакомый, которому я про эту коллекцию рассказала, неожиданно заявил:- Адреналинщицы твои бабушки! Внуки адреналин в компьютерных играх ищут, а они — на сцене, тоже фактически играя.- Может и так. Но тогда все, кто в клубы ходят, тоже адреналинщики, — возразила я. — Кто-то в поисках драйва в хоре поет, кто-то кадриль танцует, кто-то подушки вышивает. А им театр подавай! С таким вот ассорти образов.Скажете, в детство впали? Не думаю. Скорее, сознательно и радостно к нему… вернулись. И не к детству скорей, а к молодости с ее жизнеутверждающим: «Я и это могу, и это». Раз могут, значит есть еще порох в пороховницах.- Знаете, почему мы этим делом так увлеклись? Потому что собрались здесь все стоячие, а не сидячие (в смысле семечки на скамейке лузгать не любим), призналась на прощание одна из модниц. — Думаете, у нас других забот нет? Есть и дети, и внуки, и правнуки, с которыми порой сидеть приходится, но и в театр, и на репетицию в хор родные всегда без обид отпускают. Понимают, что мы живем этим, отсюда и силы свои черпаем, здесь и от хворей стариковских лечимся. Сердце не любит, когда оно одно.