Александр Архангельский: переводчик с птичьего
Для всех литераторов, филологов, любителей Слова первый летний месяц особенно значим. Ведь июнь подарил миру Поэта. И именно в июне проходят самые интересные мероприятия, читаются самые интересные лекции, посвящённые Александру Сергеевичу Пушкину. Этот год не исключение: в Болдино приезжает литературовед и телеведущий Александр Архангельский. О себе, о Пушкине, современной литературе он рассказал в эксклюзивном интервью «Нижегородской правде» накануне приезда.Пульс литературы– Александр Николаевич, с чего начался ваш профессиональныйинтерес к Пушкину, ведь сначала вам было ближе творчество Пастернака?– Человек в юном возрасте зависит от того, кто ему положилруку на пульс литературы. В институте я встретился с Валентином ИвановичемКоровиным, специалистом по XIX веку, автором школьных учебников. Он стал «моимВалентином Ивановичем», открывшим для меня Пушкина. Так всё и началось.А дальше нас начали дрессировать. Если ты занимаешьсяПушкиным, то должен знать всё про эту эпоху: хлебные рынки, соотношениесеребряных денег и ассигнаций, взаимоотношения политических элит, историю войн.– На филфаках студентам при выборе темы для курсовой работыили диплома часто заявляют: никакого Пушкина, там всё уже давно вытоптано –исследуйте малоизвестного писателя, можно ныне живущего.– Пушкин – живой писатель в той мере, в которой он аукаетсяс современной литературой. Он не ушёл в сферу античности, как Гомер. Да и Гомерне ушёл! Изучайте! Я не понимаю, как можно всерьёз исследовать живущих. Это неакадемический материал. Критика – да, но не литературоведческие исследования.Контурная карта «Пушкин»– О чём программа, с которой вы выступите в Болдине 18 июня?– Говорить мы будем о внутренней логике. За одну лекцию, словнос высоты птичьего полёта, можно увидеть лишь контуры, понять, к чему всёдвижется. Показать, как творчество Александра Сергеевича связано с еговнутренним миром. Летом всё видно далеко: света много. И если комары с мухами,про которых поэт иронично писал, не помешают – «контурная карта «Пушкин» вполнебудет нам видна.– Вы назвали лекцию «Пушкин для неверующих». Отчего?– Для сегодняшнего поколения Пушкин не очевиден. Было время,о нём многое знали не только филологи, но и военные, рабочие. Тогда произошлатакая возгонка знаний о Пушкине, что в деталях разбирались многие, читалиЛотмана и Эйдельмана. Сегодня этот контекст разрушен. Сказать «Эйдельман писал»– не сказать ничего, потому что кто это такой, почти никто не знает. Приходитвремя, когда вещи очевидные стали неочевидными. Мы – филологи, нам хорошо всвоём кругу на своём птичьем языке разговаривать. А надо нам с птичьего-топереходить на человеческий. Поверьте, говорить просто сложнее, чем говоритьсложно.Главное – живой– Давайте немного о современности. Сейчас выпускается такоеколичество книг, что можно просто утонуть в море литературных лиц ипроизведений. На ваш взгляд, кто из авторов действительно писатель и какие изкниг, выпущенных в последние годы, вы бы рекомендовали прочитать?– Есть выдающийся роман Владимира Маканина «Асан» – очеченской войне, где действует герой с известной фамилией Жилин. В нём что-тоот толстовского образа.В 2000‑е была выпущена роскошная книжка Майи Кучерской«Современный патерик», где она с лёгкой иронией работает в жанре средневековойлитературы. «Лёгкие миры» Татьяны Толстой… И чудовищно затянутый, но живойроман Захара Прилепина «Обитель». Первые его семь или восемь страниц, пропрадеда, я включил бы в школьный учебник литературы: после них понятнеестановится «Детство» Горького.Роман «Лавр» Евгения Водолазкина помогает осознать «Повестьо Петре и Февронии». Книга Дмитрия Быкова «Борис Пастернак» – интеллектуальныйроман о любви писателя Быкова к писателю Пастернаку, это не исследование, аживой роман!Средняя линия– Вы автор учебников и пособий по литературе. Как оцениваетесегодняшний уровень учебной литературы в целом?– Литература не предполагает единственно правильного ответа.Я бы выбрал среднюю линию. Учитель знает детей и должен чувствовать, что комуважнее. Не надо навязывать всё сверху: процентов семьдесят должно быть единым,а остальное пусть течёт.– Программы всё больше делают уклон в современнуюлитературу, выкидывая из неё поэтов и писателей XVII – XIX веков. Насколько этооправданно?– XVII век – языковое изнасилование, если изучать тексты, непереведённые на современный язык. Представьте не склонного к литературешкольника в неспециализированной школе, читающего «Повесть о Фроле Скобееве».Ребёнок же возненавидит русскую литературу! Тут лучше изучить отрывок. Нознаковые произведения – скажем, «Недоросля» или «Войну и мир» – убрать нельзя,иначе разрушится культурная традиция. Сейчас как раз вычитываю вёрсткисоставленных мной вместе с директором малаховской гимназии Татьяной Смирновойучебников с 5‑го по 9‑й класс и думаю: кого я выкинул? Да никого! Но исовременная литература должна быть – от подростковой до взрослой. К примеру,Державина можно куда лучше понять, прочитав роман Тынянова о Пушкине.Сегодня школьники стали меньше знать и больше понимать. Ипервые два курса высшего образования превратились в восполнение знаний среднегообразования.Наполнить систему– У вас четверо детей. Каков ваш метод исподволь приучитьребёнка к чтению – действенный, но без принуждения?– Мой сын увлекается кино. Я мотивирую его на книгу черезкино: смотрим экранизации, обсуждаем. Дочери ближе общественные науки, ейинтересно, как в книге отражена эпоха. С точки зрения литературоведениянеправильный подход, а с точки зрения жизни вполне годится. Можно и подкупать,но только когда ничего другого не остаётся!– ЕГЭ идёт по стране. Споры о такой проверке знаний неутихают, особенно в сфере гуманитарных наук. Многие уверены, что, если ничегоне изменится, образованию придёт конец.– В истории есть простое правило: не делай ошибок – небудешь их исправлять. Я был убеждённым противником изъятия сочинения (как видашкольной работы. – Авт.) из программы. Но когда его внезапно вернули, безподготовки детей, и заставили писать девятиклассников, началось невообразимое.Если сейчас ЕГЭ резко отменить, система рухнет. Надо наполнить её новымсодержанием. Удастся ли это – увидим.Досье «НП»Александр Николаевич Архангельский. Литературовед, критик, писатель, телеведущий. Членобщественного Совета по культуре при Президенте Российской Федерации. Окончилфакультет русского языка и литературы Московского гуманитарного педагогическогоинститута. Кандидат филологических наук. Награждён орденом Дружбы за большиезаслуги в развитии отечественного телерадиовещания и культуры. За цикл программ«Тем временем» удостоен премии Правительства Российской Федерации в областисредств массовой информации. Профессор факультета медиакоммуникаций Высшейшколы экономики.