Александр Прудник: «Нужен комплексный подход в решении демографических проблем»
«Как показывает практика, успешное решение даже самых сложных проблем достигается в том случае, если происходит институализация системы управления этой ситуации. Это означает, что необходимо не просто обозначить конкретную проблему в публичном пространстве и призывать население изменить свое поведение (в данном случае репродуктивное), а выстраивать комплексную систему мер, по изменению неблагоприятной ситуации, — сказал старший научный сотрудник Института политической психологии Александр Прудник, анализируя инициативу Владимира Путина помочь регионам с совершенствованием мер по поддержке семей.
- Репродуктивные установки в обществе определяются целой системой факторов, которые являются неотъемлемыми элементами современной социально-экономической модели общества. На разрушение устоев традиционной семьи и, как следствие, на падение рождаемости, работает целый ряд социальных институтов, а, значит, ответ на это тоже должен носить институциональный характер.
Начать такую работу следует с создания специального подразделения в системе государственного управления, которое непосредственно будет отвечать за поддержку семей, в первую очередь многодетных, и за повышение рождаемости. Прямое возложение такой обязанности на Агентство стратегических инициатив является правильным и необходимым первым этапом в рамках реализации государственной демографической политики.
Начинать работу этого агентства следует с анализа результативности уже существующих федеральных и региональных программ. Необходимо определить не только статистическую эффективность этих программ по соотношению финансовых затрат и полученного результата, но, что более важно, какое влияние принятые меры оказали на социальную, национальную, культурную и демографическую структуру общества.
Также следует провести инвентаризацию и оценку региональных программ, тиражируя на всю страну наиболее интересные и эффективные находки на местах.
Особого внимания требует комплексный подход в решении демографических проблем. Так, например, в реальном информационном пространстве наличие социальной рекламы и билбордов, пропагандирующих систему ценностей полной многодетной семьи будет неизбежно перебиваться информационном потоком с противоположными установками, внедряемыми через фильмы, шоу, развлекательные программы и так далее. Причем, многие из этих медиапродуктов напрямую финансируются государством. Получается абсурдная ситуация, когда государство одной рукой выделяет средства на поддержку многодетных семей, а другой — финансирует разрушение ценностей этой же семьи.
Не следует ожидать впечатляющих быстрых результатов от предпринимаемых мер. Социальные установки, которые формировались на протяжении десятилетий, не могут быть изменены за несколько лет. Мы в начале долгого пути. Главное, что выбранный государством путь является верным, а, значит, приведет к нужному результату».