Андрей Дахин: «Программы кандидатов образуют пространство политического выбора»
«Программы кандидатов в президенты отражают два системных аспекта текущей публичной политики, и оба отражают российскую специфику прямых и всеобщих президентских выборов, — сказал д.ф.н., профессор Нижегородского института управления – филиала РАНХиГС Андрей Дахин, комментируя стратегию и тактику избирательных кампаний кандидатов и их программы.
- Один аспект этой специфики в том, что все участники и их программы отражают содержание большого общероссийского консенсуса, ориентированного на приоритет стратегической победы России в СВО, на достижение стратегической безопасности и благоприятных условий для стратегического развития России. Поэтому в программах кандидатов есть нечто общее, каждый из них подбирает свои слова и выражения для того, чтобы отразить дух этого большого общероссийского консенсуса.
Второй аспект состоит в том, что каждый кандидат выделяет свои специфические приоритетные ориентиры, в которых видится базовое условие социально-экономического развития в горизонте ближайших шести лет. В. Даванков рассматривает в качестве приоритета развитие малого и среднего бизнеса, прежде всего, в «шаговой доступности» граждан: чем больше клиенто-ориентированных товаров и услуг, тем выше потенциал развития. В. Путин делает акцент на политике поддержки многодетной семьи, молодёжи, демографической политики в сочетании с новой политикой цифровизации. Л. Слуцкий, сохраняя преемственность программных приоритетов своей партии, обозначает приоритеты в области политики национальных отношений. Н. Харитонов выдвигает в качестве приоритета отмену пенсионной реформы, однозначный переход к прогрессивной шкале налогообложения.
Уже столь краткий и схематичный обзор программ кандидатов позволяет заключить, что различие программ кандидатов достаточно существенно, что программы кандидатов в президенты РФ образуют реальное пространство политического выбора. Теперь «мяч» на стороне избирателя: 15 – 17 марта ему необходимо сделать свой выбор».