Андрей Дахин: «Страх блокирует настрой на многодетность и вообще на брак»
«Вопросы совершенствования региональных программ повышения рождаемости, а также мер и практик, касающихся поддержки беременных женщин, многодетных семей и иных категорий семей с детьми возникают не на «ровном месте», — напомнил д.ф.н., профессор Нижегородского института управления – филиала РАНХиГС Андрей Дахин, анализируя инициативу Владимира Путина помочь регионам с совершенствованием мер по поддержке семей.
- С 2016 года заметно и устойчиво снижается рождаемость коренного населения России, с 2019 года заметно и устойчиво повышается смертность. По данным Счетной палаты РФ семей с одним ребенком в России — 8,4 млн, то есть 55% от совокупности; 5 млн семей — с двумя детьми, это 33%; и с тремя детьми — 1,8 млн, или 11%. Поэтому публично обсуждаются меры повышения процента и количества семей второй и третьей группы.
Комплексный характер сферы семейной жизни исключает одномерные и только «федеральные» решения. Комплексность требует приближения механизмов выработки решений на региональный и даже на муниципальный уровень, где приоритетные задачи государственной политики обретают конкретные имена, с которыми и предстоит иметь дело. Поэтому в список помощников регионам, наряду с АСИ и правительством РФ, надо включить также и местные объединения родителей-активистов, которые мотивированы на мониторинг проблемных ситуаций и на поиск решений в диалоге с властями.
Проблемные ситуации связаны не только с «жилищным вопросом» и не только с денежными выплатами. Беспокойство и страх неопределённости в семьях с детьми вызывают инициативы по вакцинации детей (вакцинация от ВПЧ для девочек в Кемеровской области и т.п.), цифровизация в школе (принудительное внедрение экспериментального проекта «Сферум»), вызванная чувством супружеской любви, — озабоченность жён положением мужей в зоне СВО (обращения к руководству Минобороны), навязывание биометрии для детей и внедрение «рейтинга учащихся» (Казань, Ижевск и др.), проявления «ювенальной юстиции» (случаи в Прокопьевске, Кемеровской области и т.п.) и пр.
Все подобного рода ситуации, возникая в «шаговой доступности» значительного числа семей, — даже если нововведения и иные меры действительно необходимы, — должны разъясняться до полной доверительности или редактироваться для достижения доверительного согласия с семьями и сообществами семей. В противном случае, как и в случае попыток право-принудительного воздействия, эти меры и обстоятельства воспринимаются как источник угрозы, рисков для детей.
Обращение президента РФ к АСИ с предложением помочь регионам – это, как видно, не то, что потребует привычной процедуры «обобщения опыта», сколько то, что потребует менее привычной для АСИ процедуры применения «общих алгоритмов» к конкретным ситуациям. В этом состоит конкретное направление «клиенто-центричности» региональных властей, продвижение по которому в последние годы стало пробуксовывать».