Андрей Самсонов: «Саморазрушение олимпийского движения началось не вчера»
«Саморазоблачение и саморазрушение олимпийского движения и связанных с ним международных и прочих институтов началось не вчера», — сказал научный сотрудник Приволжского филиала ФНИСЦ РАН, ст. научный сотрудник АНО «Научно-исследовательский Институт проблем социального управления Андрей Самсонов, комментируя прошедшие в Париже Олимпийские игры.
«Возродившиеся на рубеже XIX и ХХ веков Олимпийские игры и олимпийское движение с самого начала имели довольно мало общего с декларируемыми принципами. Как только это явление оформилось во что-то более или менее значимое, его начали делить между собой две силы: национальные государства и большой бизнес.
С одной стороны, олимпийские игры превратились в «войну», где за первенство сражались «новые гладиаторы» — спортсмены национальных государств. С другой — большой бизнес, как национальный, так и международный, довольно быстро подключил свои ресурсы, превратив игры в важную рекламную площадку.
Такая система не могла быть любительской, поэтому олимпийский спорт очень быстро стал профессиональным во всех странах и видах. Оставались формальные правила и ограничения, но даже они существовали совершенно с другими целями, отличающимися от заявленных. «Хлеб» — одним, «зрелище» — другим.
Если изначально отказаться от лишней «романтизации» и внешнего флера зрелищности в оценке и восприятии, изнутри олимпийское движение всегда представляло собой сложный «клубок» договоренностей, бизнес-схем и интересов, финансовых потоков и прочего. Интересов, не имеющих никакого отношения к декларируемым ценностям и целям.
Это была скорее красивая обертка, в которую «упаковывали» соперничество современных гладиаторов перед зрителями, особенно в СССР. Как любая профессионально сделанная упаковка, до определенного времени именно она для многих и была «товаром», сыграв большую положительную роль в популяризации спорта.
Саморазоблачение и саморазрушение олимпийского движения и связанных с ним международных и прочих институтов началось не вчера и не в Париже. Но, по моему личному мнению, Париж, что символично для знающих историю ОИ, поставил точку, или скорее жирную кляксу.
В современном виде и с существующими институтами управления, организации, правилами игры и само движение себя исчерпали. Даже на уровне «упаковки», они перестали объединять зрителя и окончательно похоронили иллюзию.