Анна Митрофанова: «Любой человек может стать жертвой агрессии»
Газета "Нижегородская правда" №9 от 05.02.2020
Подписка на газетуВопиющий случай произошёл в Нижнем Новгороде. Таксист выкинул девушку из салона машины и избил её. А несколько месяцев назад нижегородские таксисты до смерти забили пассажира, который отказался платить за поездку. В чём причина такого агрессивного поведения и как от него защититься? Об этом размышляет психолог Анна Митрофановой.
– Мы все живём в обществе, находимся в сложной системе общественных и личных отношений, регулярно видим и слышим страшные и печальные новости, часто вынуждены терпеть нестабильное поведение начальника или кого-то из членов семьи. Но рано или поздно находится последняя капля, которая переполняет чашу терпения, и тогда возникают внезапные проявления злости, раздражения, желания любой ценой выпустить пар. А ещё огромные потоки информации, которые ежедневно проходят через нас, ток-шоу и сериалы на тему насилия… Всё это вносит свой вклад в глобальное понятие агрессии вокруг нас. И вот именно поэтому любой человек может и проявить агрессию, и стать её жертвой.
Чтобы защитить себя, нужно по возможности уйти подальше от агрессивного человека. Часто агрессивная вспышка гасится, если рядом нет того, на кого можно направить деструктивные эмоции и действия.
Не нужно пытаться успокоить агрессивно настроенного человека до того, как его эмоции и проявления начнут хотя бы немного стабилизироваться. Человек на пике таких эмоций просто не услышит ваши слова или воспримет их как попытку вступить в спор как нападение.
Старайтесь сохранять доброжелательность и говорить максимально спокойным, но твёрдым голосом, чуть медленнее, чем обычно. А ещё при сохранении общей доброжелательности не нужно улыбаться, так как улыбка может быть воспринята как насмешка.
Сохранять дистанцию, не подходить к агрессивному человеку слишком близко. Это может быть физически опасно, а ещё может быть воспринято как попытка вторгнуться в личные границы и спровоцировать нападение.
Не проявлять встречную агрессию в такой же форме, чтобы избежать усиления негативных проявлений.
Если ситуация даёт возможность диалога, можно попробовать задать какой-то неожиданный вопрос, чтобы отвлечь агрессора или сказать, что вы понимаете его злость, что вы тоже были в подобной ситуации (вам тоже поцарапали машину, наступили на ногу в автобусе и т. д.). Это может помочь человеку остыть.
Ну и в опасных ситуациях надо звать на помощь.