Антон Фортунатов: «В любой ситуации Пушкин становится советчиком»
Мы продолжаем проект «Читаем Пушкина», в котором известные нижегородцы читают произведения главного русского поэта. И сегодня у нас сразу три героя – представители трёх поколений семейства Фортунатовых. Пушкинист с мировым именем, заслуженный профессор ННГУ, Николай Михайлович Фортунатов, его сын — заведующий кафедрой социально-политических коммуникаций, доктор философских наук, профессор Антон Николаевич Фортунатов и его дочь Ольга, ученица 9 класса, победитель олимпиад по гуманитарным дисциплинам. Ольга ещё и музыкант – она исполнила «Французскую сюиту N 2» Баха, звучащую в ролике, в котором Фортунатовы вместе читают стихотворение «Не пой, красавица, при мне…». Почему именно Баха? Об этом, о тайнах знаменитого пушкинского стихотворения и о семейном творческом трио нам рассказал Антон Фортунатов.
Источник вдохновения
«Пушкинские стихи в нашей семье звучат постоянно. Практически в любой ситуации Пушкин становится и советчиком, и весёлым иллюстратором каких-то житейских историй, и провидцем. Хрустальная прозрачность его стиха – это предмет неустанных и, я бы сказал, вдохновенных исследований многих филологов. Помню, как студентом я слушал лекции легендарного Всеволода Алексеевича Грехнёва об этом. А потом мы с отцом долго и с каким-то заворожённым чувством причастности к великому таинству разбирали «Бесов» — поразительную тождественность структуры, невероятную зеркальную симметрию строф. После этого Пушкин для меня ассоциируется с Бахом в музыке: так же, как и у немецкого гения, у него нет ничего лишнего в его произведениях, все потрясает простотой и красотой. Когда родилась дочь Ольга, участница нашего трио, я, начиная буквально с её первого года читал ей, как мантру, «Золотого петушка». Дочь постепенно начинала повторять стихи, хмурилась и грозила пальцем девице, которая «не боится, знать, греха». Мне кажется, именно пушкинская сказка выработала в ней чувство красоты родной речи, ощущение свежести и потрясающей глубины русского языка».
Тайна героини
«Стихотворение «Не пой, красавица, при мне…» было выбрано нами не случайно. Дело в том, что традиционное литературоведение привыкло объяснять его минорный лад тем, что поэт был влюблён не то в Анну Оленину, исполнявшую мелодию Глинки перед поэтом, не то в Марию Волконскую, жену друга Пушкина (что особенно странно звучит). Однако структурный анализ пушкинских текстов дал возможность моему отцу, Николаю Михайловичу Фортунатову, сделать точный вывод: адресатом является Амалия Ризнич, трагически погибшая в Италии, после её отплытия туда из Одессы с недавно родившимся ребёнком. Литературоведы слишком прямолинейно (как часто, к сожалению, случается в нашей науке) воспринимали эпитет «бедная». На самом деле это вовсе не о богатстве, а о несчастной судьбе. Конечно же, гений Пушкина шире и масштабнее любых интерпретаций. Неспроста в его строках каждый находит созвучное ему настроение. Упомянутый метод «структурного анализа текста художественной литературы», опираясь не только на литературоведческие, но и на музыковедческие принципы, даёт возможность любоваться этой красотой как бы объективно, оценивая шедевр как драгоценность, как истинное произведение искусства, а не просто как «выплеск эмоций» в связи с сиюминутными житейскими переживаниями.
Впрочем, Пушкин – на то и гений, что не оставляет никого равнодушным. Достаточно лишь с открытой душой, с распахнутым сердцем прикоснуться к его произведениям. И ты тогда получаешь неистощимый источник какого-то потрясающе возвышенного, радостно-тёплого состояния, которое и есть – стихия родного русского языка, созданного великим поэтом».
Ранее на сайте pravda-nn.ru сообщалось, что в рамках спецпроекта «Читаем Пушкина» директор Нижегородского театра юного зрителя, депутат городской Думы Инна Ванькина прочитала «У Лукоморья дуб зелёный».