Если за первую половину прошлого года в Нижегородской области было зарегистрировано 5482 случая мошенничества с использованием IT-технологий, то в этом году – 6722. Об этом сегодня, 15 августа, сообщил заместитель начальника Управления по организации деятельности участковых уполномоченных и подразделений по делам несовершеннолетних ГУ МВД по региону Владислав Скотин на пресс-конференции в Нижегородском областном информационном центре.
Мошеннические схемы не раз описаны, о них рассказывают жителям и полицейские, и журналисты, но многие всё равно продолжают верить, что им действительно звонят сотрудники службы безопасности банков, прокуратуры, полицейские, следователи, родственники, якобы попавшие в ДТП, и так далее. Мошенники, не давая собеседнику времени на раздумье, убеждают, что надо срочно передать определённую сумму, чтобы выручить близкого человека из беды, или нужно спасать деньги на счёте, а то они пропадут.
Обманутые люди, к сожалению, снова и снова переводят мошенникам деньги. Но в последнее время их также начали самих вслепую использовать для совершения преступлений. Владислав Скотин рассказал о недавнем случае в одном из районов области. Обманутая женщина 58-ми лет перевела мошенникам 865 тысяч рублей, после чего её убедили, что её деньги похитили сотрудники банка и их надо наказать: изготовить коктейль Молотова, с бутылкой смеси пойти к отделению банка и бросить. Женщина так и сделала. Теперь она мало того, что денег лишилась, так ещё и сама оказалась под следствием по статье «Умышленное уничтожение или повреждение имущества».
Также мошенники действовуют по многим другим сценариям. Как рассказала на пресс-конференции финансовый журналист Наталья Халезова, член Общественного совета при городском Управлении МВД, одна из популярных схем обмана – разбрасывание по почтовым ящикам объявлений о вызове на дом мастера по ремонту бытовой или компьютерной техники. Доверчивые граждане звонят по указанному телефону, описывают свою ситуацию Им говорят, что ремонт якобы будет стоить 300 рублей. А на деле «специалист», проведя у клиента до нескольких часов, называет за свой «кропотливый труд» сумму более 10 тысяч рублей. И техника при этом всё равно не работает. Но напуганные агрессивным поведением визитёра люди подписывают документы и платят. Это ошибка. Разумнее в таком случае вызвать полицию.
Среди распространённых схем также такая: собеседника убеждают, что ему нужно вложить свои средства в какие-то якобы выгодные проекты. Прибыль обещают баснословную. Человек в итоге теряет деньги. И тут ему звонит «юрист»: «Потеряли деньги? Поможем вернуть! Надо только налог заплатить». Человек перечисляет, сколько ему говорят, и снова становится жертвой обмана.
Эксперты посоветовали не брать трубку, если звонок поступил с неизвестного номера, или же, если незнакомый собеседник заводит разговор о деньгах, немедленно прекращать разговор. «Если догадались, что общаетесь с мошенником, не нужно думать: сейчас я ему подыграю, посмеюсь над ним, - посоветовала Наталья Халезова. –И опомниться не успеете, как начнёте выполнять указания. Мошенники используют приёмы нейролингвистического программирования. Там целые команды работают: юристы, экономисты, психологи».
Для защиты от обмана эксперты дали ещё несколько советов. Будет полезно установить в своей кредитной истории самозапрет на онлайн-кредит, для чего нужно обратиться в банк. Также можно подключить в мобильном приложении услугу «Проверка операций близкого». Это позволит просматривать сведения об операциях в банке и подтверждать или отклонять их. Кроме того, обратившись в МФЦ, можно оформить запрет на сделки с недвижимостью без участия собственника. Это поможет обезопасить себя и своё имущество от мошеннических действий.