Борьба за души
Завершившиеся на минувшей неделе в Киеве торжества, посвященные 1020-летию крещения Руси, положили начало новой линии раздора между Украиной и Россией. Или конца, это уж как посмотреть. Ясно одно — пожалуй, со времен того самого крещения Руси не стоял перед Киевом более судьбоносный религиозный выбор. И хотя тогда выбирали веру, а сейчас всего лишь (для кого-то!) пастырей, от этого выбора, как и от тогдашнего, могут проистечь столь же глобальные последствия. А именно — останется ли Украина в лоне Русской православной церкви или объявит о своей церковной независимости и уйдет под юрисдикцию Константинопольского патриархата, а фактически Ватикана и всего Запада.С одной стороны,президент Украины Виктор Ющенко сделал все от него зависящее и даже больше, дабы лишить всех православных Украины духовного окормления Московского патриарха. И, надо сказать, ему это почти удалось. Очередной церковный раскол стал реален как никогда, да и до сих пор не снят с повестки дня, а, пожалуй, еще и обострился.Хотя официально никто ни о каком расколе, естественно, не говорил. Говорили об объединении, причем сразу трех церквей. Объединиться, по плану президента Ющенко и экс-президента Кравчука, должны были Украинская православная церковь Московского патриархата (являющаяся единственно международно признанной православной церковью на Украине), Украинская православная церковь Киевского патриархата, отколовшаяся от РПЦ в 1992 году, и Украинская автокефальная церковь, созданная еще в 1917 году. Все эти церкви, по замыслу Ющенко, должны объединиться в единую Украинскую поместную церковь, независимую от РПЦ. Начало этому процессу и должны были положить события, ради которых и затевались все эти грандиозные торжества.Дело в том, что главным событием должен был стать не молебен с участием украинских и зарубежных иерархов, не речи и не концерты, а приезд Константинопольского патриарха Варфоломея, у которого Ющенко и собирался попросить благословения на создание единой Украинской поместной церкви. Константинопольский патриарх до сих пор считается первым среди всех остальных православных иерархов, несмотря на то что его паства насчитывает сейчас чуть более 2000 прихожан, и его мнение, юрисдикция, а главное влияние на священный синод, который и принимает решение о разделении или объединении церквей, до сих пор имеют значительное, а в некоторых вопросах принципиальное значение. Заручись Ющенко поддержкой Варфоломея, и его планы приобрели бы вполне реалистичный, если не сказать, законченный характер.И ведь здесь не нужно было бы даже согласие или каких-то там уступок ни с чей стороны. Достаточно было бы признать легитимными раскольные формирования, для чего всего-то нужно было снять анафему с их предстоятелей, и — готов путь к объединению и официальному признанию раскольнических церквей. Что гарантированно бы уводило из лона российской церкви от 15 до 30% православных украинцев и окончательно бы раскалывало страну. И Ющенко вполне был готов пойти на этот раскол, лишь бы ослабить влияние Русской православной церкви, а вместе с ней, как ему представлялось, и официальной Москвы.Вопрос был практически решен. Патриарх Варфоломей, давно известный своими экуменистическими устремлениями и поддерживающий Ющенко еще со времен «оранжевой революции», согласился приехать в Киев на в общем-то не обязательное для него мероприятие и тем самым как бы дал понять, что готов принять планы украинского президента. И тот настолько поверил в успех, что заранее заготовил и приветственную речь, с просьбой о благословении на свой проект, и речь благодарственную. Но случилось непредвиденное.С другой стороны,непонятно, на что Ющенко вообще рассчитывал. Ведь должен же он был понимать, что ни Русская православная церковь, ни официальный Кремль не будут спокойно сидеть и взирать, как у них из рук выбивается один из последних (наряду с Черноморским флотом) рычагов влияния на Украину. Оставим Богу — Богово и не будем сейчас спорить о собственно религиозной стороне конфликта, поскольку доминировали в нем все-таки не догматические споры или разногласия, а сугубо политические. Причем это именно Ющенко политизировал конфликт донельзя, пригласив от своего, президентского имени патриарха константинопольского без согласования с московским патриархом, чьей канонической территорией Украина вообще-то является, и вручив Варфоломею орден Ярослава Мудрого 1‑й степени, который по украинскому протоколу вручается лишь главам суверенных государств. И вот так вот, активно вмешиваясь в дела церковные, он решил, что российские власти останутся от них в стороне?! Ну, не смешно ли, граждане!Впрочем, Виктору Андреевичу было не до смеха. Сначала на торжества в Киев отказался приехать католикос Грузии Илия II. Официальное объяснение отказа было весьма корректно, но всем было ясно, что Илия не пожелал открыто ссориться с Московским патриархатом. Отклонил приглашение Ющенко и кипрский патриарх Хризостом II. Отказался прибыть и александрийский патриарх Феодор II. Вообще же из высших предстоятелей канонических православных церквей помимо Варфоломея и Алексия II в Киев прибыли только архиепископ Албанский Анастасий и архиепископ афинский Иероним. Массового торжества в Киеве не случилось, и массовой поддержки православными иерархами своих затей Ющенко не добился. Почему так?Дело в том, что свою роль сыграли не только церковные связи и влияние Московского патриархата, но и весьма активные действия российских властей, буквально накануне киевских торжеств инициировавших оживленные переговоры с лидерами тех государств, в которых находятся ведущие поместные православные церкви. Так, 19 июля Владимир Путин поговорил с греческим премьером Костасом Караманлисом. В тот же день российский премьер связался со своим турецким коллегой Реджепом Эрдоганом. 21 июля Дмитрий Медведев разговаривал с президентом Египта Хосни Мубараком. Предметом переговоров могло быть все что угодно, но обращает на себя сам факт таких знаковых совпадений.Особенно стоит обратить внимание на переговоры Владимира Путина с Реджепом Эрдоганом. Дело в том, что патриарх Варфоломей является гражданином Турции. И даже служил в свое время в турецкой армии. И сейчас имеет статус государственного служащего. И значит, в определенной степени находится в зависимости от турецкого руководства. А турецкому руководству ссориться с российским сейчас как-то не с руки. Вот Эрдоган и пошел навстречу своему российскому коллеге и наверняка повлиял определенным образом на одного из своих подданных — константинопольского патриарха. Таким образом, что тот не только не благословил Ющенко на создание поместной церкви, но и принципиально выступил против раскола как РПЦ, так и самой Украины. Вот что значит — правильно поработать.Между прочим, политика политикой, но и интересы, чувства и представления простых верующих прихожан никто еще не отменял. А ведь именно от них в конечном итоге зависит и судьба ющенковского проекта, и судьба Церкви и церквей, и судьба самой Украины. Именно интересами этих самых простых прихожан оправдывают и объясняют свои действия власть имущие, и именно на них они уповают в своих планах и представлениях. Так что же они?! Как они себя повели во время всех этих церковно-политических мероприятиях?По-разному. Были, разумеется, и сторонники Ющенко, и сторонники безусловного отделения от Москвы и создания собственной поместной церкви. Сдирали со стендов портреты патриарха Алексия II, вешали портреты президента и Варфоломея. Собирались на выступление патриарха константинопольского, кричали приветственные речи. Очевидцы, правда, утверждают, что всех этих сторонников раскола специально свозили на Майдан по госзаказу, но готов допустить, что значительная часть оных была и вполне искренна в своих побуждениях.Были и другие. Были те, кто пришел на встречу не константинопольского патриарха, а патриарха московского. И те, кто кричал: «Алексий — наш патриарх!». И не заметно было, чтобы этих людей свозили по гос. или какому-то там еще заказу. Явились сами, добровольно, чувствуя, видимо, незримую связь не только с православием, но и с Россией. И не зря так неистово аплодировали митрополиту Кириллу, вещавшему со сцены на Крещатике, что «Россия, Украина и Беларусь — это и есть Святая Русь! И Святая Русь — это не империя! Святая Русь — это не какой-то союз, бывший или будущий. Святая Русь — это идеал красоты, добра и правды!» Чувствовали, видимо, что-то свое, что-то глубинное и исконное в этих словах. И не зря тысячи украинцев, белорусов и русских притащились на рок-концерт, устроенный на Крещатике в те же дни Юрием Шевчуком и диаконом Кураевым. Пришли вопреки всем препонам украинских властей. И пока будут ходить, вряд ли у Ющенко получится оторвать Украину от России.