Борис Кайнов: «Я мечтал стать клоуном»
Многие театры мечтают узнать его секрет. Кажется, что этомучеловеку удаётся всё: вывозить свой театр на гастроли, принимать в Нижнемтеатры со всех концов страны, получать призы на самых престижных театральныхфестивалях и составлять репертуар так, что в кассе не остаётся билетов.Письмо Никулину– Родился я в Урене, был уличным мальчуганом, в садик неходил, воспитывала меня бабушка, – вспоминает директор Нижегородского театрадрамы, Заслуженный работник культуры Борис Кайнов, который на днях отметит свойюбилей. – Всё детство прошло на улице – речка, дом, лес. А перед школойзародилась во мне театральная бацилла – я стал во дворе собирать детвору иорганизовывать концерты для соседей. Мы часто с родителями ездили в Ленинград.Как-то пошли в цирк, на представление Юрия Никулина. Я ему написал письмо, онответил, и у нас завязалась переписка!– Неужели он сам отвечал на письма детей?– Сам! Мы несколькими письмами перебросились, а его циркменя очаровал. Я мечтал пойти учиться на клоуна. Разыгрывал во дворе цирковыепредставления, натягивал проволоку. Ничего не получалось, я падал, но мои маскии костюмы смешили зрителей. А когда учился во втором классе, Никулин мнеприслал альбом «Советский цирк» с дарственной надписью. К сожалению, когда ябыл в армии, мой племянник его «зачитал».Нас приравняли к бане: мы «оказываем услуги». Напридумываликритериев – ну как ценить по ним искусство? Разве что «оказание услуг попомывке душ».Тайна шифра– Что же вам помешало стать клоуном?– В школе я пошёл в районный Дом культуры, стал заниматься втеатре кукол. Память была превосходной – в школе постоянно посылали на конкурсычтецов. Мне нравилось быть официальным прогульщиком, учёбу я запустил. Мамавыслушивала крики классной руководительницы про то, как Кайнов плохо себяведёт. Я пожалел родителей и ушёл из школы. И тут меня пригласили в народныйтеатр. Как-то на репетицию пришёл худощавый мужчина. Посмотрел на нас ипредложил репетировать с ним. Так в Урене появился репрессированный режиссёр,возглавивший театр, артист театра Ермоловой Борис Максимович Эверт. Их забралис репетиции с Ростиславом Пляттом. Плятт вернулся, а Эверт пошёл по этапу иосвободился без права жить в столице. У него я сыграл во многих спектаклях.«Последний срок» даже показали по нижегородскому телевидению. Михаил Мараш снимал.А потом я ушёл в армию.– Говорят, вы шифровальщиком были…– Я не хотел оставаться в образцовой части, освоилаппаратуру связи, получил допуск первой степени, шифровал телефонные разговоры– легко мне это давалось.– Значит, «шифровку из Москвы» разгадаете…– Запросто! Особенно если дадут старую аппаратуру, – смеётсяКайнов.По прозвищу «папа»– После армии вернулся в Урень, был клубным работником,руководил детским театром, – продолжает Борис Петрович. – С женой мыпознакомились на картофельном поле. С 1978 года женаты. Сегодня у нас дведочери, два зятя, две внучки и внук! А в 1979‑м я поступил в театральноеучилище на актёра театра кукол. Я был самым древним, и кликуха у меня была«Папа». Накануне экзаменов у меня родилась первая дочь. В училище ездили навыезды, изготавливали кукол, даже основали свою фирму «ЭКВАТОР»-«Эти КайновВасильев Афанасьев Тетюрин Отличные Ребята». Нас награждали поездками в Ереван,Ригу, Магнитогорск. Так сложилось, что вся организационная деятельность впоездках ложилась на меня. Это заметила педагог по мастерству актёра в живомплане народная артистка РСФСР Лидия Степановна Дроздова, и на третьем курсепредложила прийти в театр драмы на должность главного администратора.– Из актёров в администраторы?– У меня была семья, ребёнок, уезжать в другой город вкоммуналку не хотелось. Я посоветовался с женой и согласился. Так 34 года назадя переступил порог театра драмы и не расстаюсь с ним до сих пор. Я благодаренсудьбе, что всё так сложилось, что я застал мастодонтов театра и стараюсьсохранить их традиции. В профессию меня ввела ас своего дела – Лидия НиколаевнаРезникова. Я занимался всем: рекламой, поездками, билетами, сельскимигастролями. Я всё это прошёл, и в 2003 году был назначен директором театра.В основе – труд– Как вам удаётся держать театр на плаву в любой ситуации ине допускать конфликтов?– В основе всего лежит труд. Если у актёров есть работа, уних нет времени бунтовать и строить козни.– Как во время, когда большинство театров не в состояниипоехать в соседний город, вы постоянно выезжаете на гастроли и фестивали? И непросто выезжаете, но и привозите множество наград.– Я не сдаю нашу сцену в аренду. Мы работаем шесть дней внеделю свой репертуар. Гастролёрам отдаю наш выходной – понедельник. Поверьте,свой спектакль приносит больше дохода, чем аренда. Я не сторонник антреприз,они слишком низкого качества. Пускаю только тех, кого видел сам. Любойнекачественный показ на сцене нашего театра – плевок в сторону театра, а непрокатчика. А гастроли… Я всегда сам езжу с труппой на гастроли и фестивали.Общение с коллегами даёт очень многое. Плюс я по натуре кочевник.– Как это?– Когда-то даже хотел стать проводником. Брат бабушкиработал на железной дороге, я часто ночевал у него, очень любил шум поездов. Амама рассказывала, что, когда была мной беременна, ей очень нравился запахкреозота, которым пахли шпалы. Может, поэтому я люблю путешествовать, узнаватьновые города. Семья свыклась с поездками и с тем, что я с утра до ночи втеатре.– А кто формирует репертуар театра?– Я совместно с литчастью. Плюс у нас огромное количестворежиссёров. На днях Линас Зайкаускас приедет. Они предлагают своё.– Когда у театра появится постоянный режиссёр?– Я только «за»! Но он должен считать театр своим роднымдомом. Не разрушать то, что есть.– Что ждёт театр в ближайшее время и что за раскопки идутвокруг?– Гардеробам больше 30 лет, они стали протекать. Намвыделили денег на ремонт, всё изолируют, и будет сухо. А планы – работать вграфике. Мы выпускаем по пять спектаклей в год, участвуем в фестивалях. В этомгоду съездили на семь, сегодня показываем спектакль в Рязани. Потом на«Золотого Витязя» в Москву 1 декабря везём спектакль «Павел I». Я рад, что наштеатр смог вернуться на театральную карту страны.С женой и внучкамиВ роли Михаила в спектакле «Последний срок» по пьесе ВалентинаРаспутина в народном театре