Быль или «Чернобыль»? Почему американский сериал возмутил ликвидаторов катастрофы
Ночное небо озаряют ярко-оранжевые всполохи. Десятки людей целыми семьями покидают свои квартиры, чтобы посмотреть на необычное зрелище. С неба, кружась, падают белые хлопья. Люди радуются им, словно первому снегу, не подозревая, что эти «осадки» таят в себе смертельную опасность…
Так начинается один из самых резонансных проектов последнего времени – сериал «Чернобыль». Американский многосерийный фильм не только заставил вспомнить крупнейшую техногенную катастрофу XX века, но и спровоцировал бурную дискуссию – что же в этом фильме правда, а что – сомнительная выдумка сценаристов?
Катастрофа мирового масштаба
Сериал «Чернобыль» компании HBO без преувеличения можно назвать кинособытием последних лет. Он вышел одновременно с долгожданным финалом «Игры престолов» и даже превзошел его в зрительских рейтингах.
В основе сериала – реальные события: авария на Чернобыльской АЭС в 1986 году. Как отмечают те, кто уже посмотрел все серии, именно достоверность подкупает с первых же кадров. Унылые панельные хрущевки, маленькие кухни, отделанные плиткой, аскетичная мебель – чтобы воссоздать картинки советского быта, американские сценаристы пригласили консультантов из бывшего СССР и скупали мебель и антиквариат по всем странам Восточной Европы.
Сам сериал снимался хоть и не в Припяти, но в условиях, приближенных к реальности, – в Литве на закрытой Игналинской АЭС, построенной по тому же проекту, что и станция в Чернобыле. АЭС была закрыта в 2009 году – это стало одним из условий вхождения в ЕС прибалтийской республики. Там же, в Литве, была найдена и типовая панельная застройка, ставшая местом напряженного действия.
«Я считаю, что в таких проектах нет ничего важнее аутентичности!» – заявил режиссер Йохан Ренк, снимавший картину.
Само действие захватывает с первой же минуты и развивается по всем законам фильма-катастрофы. Происшествие на АЭС, которому поначалу не придают значения ни местные жители, ни работники станции, переросло в глобальную угрозу для всего человечества. Шаг за шагом перед зрителями открывается и масштаб бедствия, и ошибки тех, кто принимал решения, и героизм обычных граждан, участвовавших в ликвидации аварии.
Очевидцы чернобыльских событий признают – авторам сериала удалось достаточно точно воссоздать атмосферу тех дней. Конечно, не обошлось без бытовых ляпов – в сериале, например, герои не пьют, а «потягивают» водку. При том что купить её на месте аварии было практически невозможно. Единственное, что было доступно ликвидаторам, – это самогон, да и то в нём не было особой необходимости – от ужаса очень быстро наступало чувство «безразличия ко всему».
Или, например, академик Легасов ютится в обычной тесной двухкомнатной квартире. Хотя на самом деле он с семьей жил в загородном коттедже – академики в то время считались элитой.
Впрочем, если мелкие несостыковки лишь позабавили публику, то сам сериал расколол зрителей на два лагеря: тех, кто считает «Чернобыль» очень полезным, и тех, кто уверен, что его нельзя показывать ни при каких условиях.
После показа сериала «Чернобыль» количество туристов, желающих посетить зону отчуждения, выросло на треть.
Дикари или герои
Главный упрек сериалу – антисоветская и русофобская пропаганда, основанная на лжи.
«Если упростить сюжетную линию фильма до предела, то она будет похожа на пропагандистский плакат: «Бойтесь русских (украинцев, белорусов и прочих экс-советских граждан и их потомков), эти дикари коварны и непредсказуемы!».
Другой лозунг предназначен нам, бывшим советским людям, нашим детям и внукам: «СССР был империей грандиозной лжи и всеобщего страха!». Пожалуй, вбивание в наши головы этого старого пропагандистского тезиса для авторов «Чернобыля» и заказчиков сериала даже важнее», – заявил журналист Григорий Тельнов, сам побывавший тогда на месте аварии.
Он, как и некоторые другие ликвидаторы, считает, что вместо фильма о героях-добровольцах получилась история о запуганных властями и репрессиями «биороботах», которые готовы идти на ликвидацию аварии лишь под дулом автомата. В то время как на самом деле все были движимы одной целью – спасти людей и свою страну.
Отдельное возмущение вызвало то, как в сериале показаны военные.
«Вот он заходит, прапорщик, в деревню под Чернобылем, там старушка доит корову», – рассказывает председатель организации «Союз ветеранов чернобыльской катастрофы» Владимир Карпекин. «Он подходит к ней: у нас приказание, вы собираете вещи, уезжаете, здесь радиация… Она молчит – слепая, не понимает, что происходит – продолжает доить корову. Он достаёт пистолет и убивает эту корову. Корова падает. Бабушка сидит, бедная. Это русский солдат так сделал? Это фашисты так делали! Такие детали – доказательство, что продолжается глобальная борьба в плане агитации. Делается всё, чтобы показать, какие мы плохие, страшные люди».
Не лучше в сериале изображены и многие представители власти, которые стремятся скрыть масштабы катастрофы и лишь в последний момент вспоминают о жителях.
Впрочем, как говорит непосредственный участник тех событий, генерал-майор Николай Тараканов, эти эпизоды в фильме появились небезосновательно. В частности, ответственность за задержку эвакуации, по его мнению, несёт зампред Совета министров СССР Борис Щербина.
«Ровно 36 часов народ не оповещали. И люди, конечно, работали. Школьники – все в школах. Шли свадьбы. Рыбаки шли на рыбалку. Я считаю, в этом вина лично – хоть я близко его знал – Бориса Евдокимовича», – заявил Тараканов.
Он также негативно оценил поведение в критической ситуации генерального секретаря Михаила Горбачёва, который даже не приехал на место катастрофы, а сидел в Москве в ожидании доклада, что «авария» и её последствия ликвидированы. «В нём не было мужского стержня», – констатировал генерал-майор.
А вот героические эпизоды с участием простых людей ни у кого не вызвали нареканий. Так, например, в одной из сцен трое сотрудников электростанции соглашаются спуститься в радиоактивную воду, чтобы открыть шлюз и предотвратить взрыв. На гибель идут и тульские шахтеры, которые должны прорыть туннель и создать пространство для охладителя. Под станцией настолько невыносимо жарко, что шахтеры снимают одежду и работают голыми.
Ликвидаторы признают: такие подвиги действительно имели место. Но воспринимались как нечто само собой разумеющееся – иначе было просто нельзя.
«Я никогда не считал ни себя, ни друзей, с которыми мы работали на месте аварии, героями, – говорит инженер Олег Соломеин. – Если бы мы были там вдвоем, или если бы там была только наша рота… Но в ликвидации участвовали порядка 800 тысяч человек! Какие же мы герои? Мы были военнообязанные, выполняли спецзадание. Это была наша война. Но после того как я посмотрел сериал, я задумался о том, что каждый из нас сделал вклад в великое дело. У меня даже самооценка повысилась».
Тайна академика
Отдельную дискуссию вызвала судьба одного из главных героев сериала – академика Валерия Легасова. Участник комиссии по ликвидации, именно он в августе 1986 года в Вене на специальном совещании Международного агентства по атомной энергетике (МАГАТЭ) докладывал всему миру, что же произошло в Чернобыле. А спустя два года после катастрофы Легасов покончил жизнь самоубийством. По ходу расследования причин аварии он делал записи на диктофон, и часть этих записей, как говорят, потом была утеряна…
С эпизода смерти Легасова и начинается фильм. А дальше показываются события, которые привели к трагическому финалу. По сюжету, Валерий Легасов дает показания на суде, предоставляя свою версию причин катастрофы на Чернобыльской АЭС. После этого его задерживает КГБ, ему запрещают говорить с кем-либо об аварии и лишают награды за заслуги в ее ликвидации. Кроме того, лично Горбачёв вычеркивает его из списка представленных к званию Героя Социалистического Труда.
Впрочем, сам Михаил Сергеевич назвал этот эпизод выдумкой. А вот близкие Легасова до сих пор уверены – ученого погубила система. В последние годы он подвергался настоящей травле, причем даже со стороны своих коллег. Сказались и последствия лучевой болезни – Легасову с каждым днем становилось хуже, и он прекрасно знал, что ждет его дальше…
Как бы то ни было, его история органично ложится на сюжетную канву, в которой главное на самом деле одно: судьбы чернобыльских героев, которые спасли миллионы человеческих жизней, часто – ценою своей.
Лариса Плахина