Чем помочь пострадавшему бизнесу: отвечает начальник Волго-Вятского ГУ Банка России
Газета "Деловая Газета НП" №32 от 27.04.2020
Подписка на газетуМногие уже называют сегодняшнюю ситуацию коронакризисом. Малый и средний бизнес – одни из наиболее уязвимых секторов экономики. Некоторые предприятия переформатируют свою работу, но некоторым пришлось приостановить деятельность. На какие меры поддержки со стороны государства могут рассчитывать представители бизнеса? На вопросы предпринимателей отвечает начальник Волго-Вятского ГУ Банка России Лариса Павлова.
– У меня есть небольшой бизнес. Сейчас моё предприятие теряет прибыль, нет денег, чтобы платить взносы по ранее взятым кредитам. Могу ли я получить отсрочку по кредитным платежам?
Л. П.: Если деятельность малого и среднего предприятия относится к утверждённому Правительством РФ перечню отраслей экономики, в наибольшей степени пострадавших в результате пандемии, оно может обратиться к своему кредитору (банку, кредитному потребительскому кооперативу, микрофинансовой организации) с заявлением об отсрочке платежей по договору кредита (займа) сроком до шести месяцев.
Кредитор обязан рассмотреть заявление в срок, не превышающий пяти календарных дней, и сообщить заёмщику об изменении условий кредитного договора (договора займа).
В течение льготного периода не допускается начисление неустойки (штрафа, пени) за просрочку платежей по кредиту (займу), предъявление требования о досрочном погашении и (или) обращение взыскания на предмет залога или ипотечный залог (жильё). После установления льготного периода обязательства кредитора по предоставлению денег заёмщику приостанавливаются на весь срок действия льготного периода. Однако заёмщику будет начислена процентная ставка по кредитному договору за период каникул, и эта сумма должна быть выплачена после окончания каникул в соответствии с обновлённым графиком платежей.
– Деятельность моей компании не относится к категории наиболее пострадавших отраслей экономики. Как я могу договориться с кредитором?
Л. П.: Банк России рекомендовал банкам реструктурировать займы, не подходящие под требования нового закона о кредитных каникулах. У большинства кредитных организаций уже есть программы реструктуризации. Банки могут предлагать перенос сроков платежа, снижение его размера и другие варианты, чтобы сделать выплаты посильными. Кредиторы подходят к каждому заёмщику индивидуально, оценивая его способность проводить выплаты с учётом снижения доходов.
– По каким правилам кредитные каникулы предоставляются индивидуальным предпринимателям?
Л. П.: Для ИП установление льготного периода платежей по кредиту имеет ряд особенностей.
Во‑первых, если ИП относится к категории пострадавших отраслей экономики, он может получить кредитные каникулы как юридическое лицо. Если его доход снизился за последний месяц больше чем на 30% по сравнению со среднемесячным доходом в 2019 году, он может получить каникулы как физическое лицо. Но воспользоваться кредитными каникулами по обоим вариантам одновременно ИП не может.
Во‑вторых, индивидуальный предприниматель может просить либо полного приостановления платежей на льготный период, либо уменьшения их размера до посильного уровня.
И в‑третьих, кредитор обязан принять от индивидуального предпринимателя заявление об установлении льготного периода по телефону, известному кредитору, или онлайн.
– Куда жаловаться на отказ кредитора в предоставлении кредитных каникул?
Л. П.: Согласно новым законодательным изменениям кредиторы не вправе отказывать в предоставлении льготного периода по заявлению заёмщика, если оно соответствует всем условиям и требованиям, установленным законом.
При нарушении прав субъекта малого и среднего предпринимательства как потребителя финансовых услуг порядок действий такой:
– прежде всего попробуйте решить вопрос, обратившись к кредитору;
– если кредитор отказывается идти навстречу, обратитесь за помощью в деловое объединение, в котором состоите (Торгово‑промышленная палата, «Деловая Россия», «Опора России» и др.).
По договорённости Банка России с кредиторами и бизнес-объединениями они будут оказывать предпринимателю содействие в коммуникации;
– если решить проблему не удалось, обращайтесь в Банк России через интернет-приёмную на сайте cbr.ru или задайте вопрос по телефону: 8 – 800-300‑30‑00.