Чтобы дети не пропали в Сети

«Дурной пример заразителен» — это, пожалуй, лучше всего характеризует то, что происходит с людьми, живущими виртуальной жизнью в Интернете даже больше, чем реальной. И в первую очередь это касается детей и подростков. Поэтому опасность попадания их под чьё-либо деструктивное влияние в социальных сетях сегодня чрезвычайно актуальна. Примеров тому масса.

 

Самые громкие из последних — это нападения школьников на учителей и учеников с применением холодного оружия, случившиеся в разных городах России с разницей всего в несколько дней. Эксперты утверждают, что это не что иное, как подражание печально знаменитому кровавому инциденту в США ещё в конце прошлого века, последователи которого в том числе и во Всемирной паутине объединяются в сообщества. Ещё раньше в открытую заговорили об опасности попадания подростков в группы суицидальной направленности в соцсетях.

Как оградить своего ребёнка от опасностей, таящихся в Сети, как распознать угрозу его психике, жизни и здоровью, как уберечь от необдуманных шагов?

На эти и другие схожие вопросы пытались на днях ответить в специальном ресурсном центре «Дети и сети: поможем подростку выжить в Интернете». Он был создан на базе Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Дзержинска. Там прошёл семинар-практикум для социальных педагогов.

В ходе семинара его участники обсудили значимость профилактики интернет-рисков и угроз жизни детей и подростков, признаки критической ситуации, требующей вмешательства, и правила конструктивного реагирования в экстренных ситуациях. Социальные педагоги также познакомились с принципами организации системной психолого-педагогической работы с детьми «группы риска».

Однако эти элементарные, в общем-то, знания не будут лишними и для каждого родителя, чей ребёнок является активным пользователем Интернета. А таких в определённом возрасте подавляющее большинство. Все они на самом деле просты и тривиальны, тем не менее будет нелишним их напомнить.

Во-первых, живите жизнью своего ребёнка, разговаривайте с ним, общайтесь как можно чаще, обсуждайте то, что его волнует, и с малых лет разъясняйте, «что такое хорошо и что такое плохо». Во-вторых, учите ребёнка мыслить критически: анализировать информацию, почерпнутую из Интернета и не только, формировать собственное мнение. В-третьих, следите за изменениями в поведении ребёнка или подростка. Если он внезапно изменил своё поведение, для взрослых это реальный повод задуматься о том, что происходит в его жизни, но при этом не нарушать его личные границы. Поэтому доверительные отношения в семье очень важны. Частью их может стать любое сов­местное времяпрепровождение, любой досуг, включая семейные ужины и обеды. В-четвёртых, не запрещайте ему категорически пользование Интернетом — любой запретный плод, как известно, сладок. Предложите лучше альтернативу, то есть придумайте ребёнку занятие. Если новое увлечение действительно его затянет, ему не придётся искать единомышленников в соцсетях. И, наконец, не бойтесь в критических ситуациях обращаться к специалистам.

В Дзержинске это, например, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ул. Гастелло, д. 5а, тел. 26−02−11). Есть у нас в городе и специальный детский телефон доверия — 005. А также всероссийский телефон доверия 8−800−200−01−22, куда можно обратиться с подобными проблемами. Если же вам трудно говорить об этом по телефону, можно пообщаться со специалистом-психологом в специальном чате на сайте всероссийского телефона доверия www. telefon-doveria.ru.

 

Арина НОВИКОВА

Источник: «Дзержинские ведомости»