Действительный в любые времена
«Великое наследие великого поэта» – так называлась лекция послучаю очередного дня рождения Пушкина, которая состоялась на минувшей неделе в«Медиа Страйк Холле».Лектор – известный кинодраматург, почётный лекторУниверситета старшего поколения Георгий Молокин.Аудитория – не только наиблагодарнейшая (слушатели этогосамого университета), но и самая что ни на есть подходящая, ведь, как сказалодин известный писатель, «если Пушкин приходит к нам с детства, то мыпо-настоящему приходим к нему лишь с годами». Так что успех лекции, точнее –литературному кинопутешествию (в программе – фильм кинорежиссёра-документалистаЮрия Беспалова по сценарию Георгия Молокина «Болдинская бессонница»), былгарантирован. До начала фильма Молокин рассказал о том, как дорог ему поэт,однажды изменивший его взгляды на жизнь и творчество, о том, что горы книг оПушкине в сотни раз превышают то, что он написал.Осень 1830 года, которую поэт провёл в Болдине (она и стала темой фильма), тоже разобрана «по косточкам». Да, Пушкин впервые ощутил себя тогда на перепутье, в той точке, где кончается прошлое и начинается будущее. Болдинское ли уединение тому виной, предстоящая ли женитьба или печаль от того, что лета уже «клонят к суровой прозе»? Бог весть… Да, стихи и прозу той осенью он писал с такой лёгкостью и быстротой, будто они слагались сами собой, а он лишь успевал их записывать. За каких-то три месяца – 50 (!) произведений, не похожих по жанру и тональности.Университет старшего поколения регулярно проводит бесплатныелекции для пожилых людей.Но о чём думалось поэту в глуши, в мучительные часы без снаи огня? Почему не только в каждом событии, но даже в шёпоте ночи искал онскрытый внутренний смысл? Какие мысли дали импульс к созданию «Скупого рыцаря»,«Моцарта и Сальери», «Каменного гостя»? Из каких глубин, наконец, вырвалисьпосвящённые жизни строки: «Я понять тебя хочу, смысла я в тебе ищу…»?Об этом «Болдинская бессонница» – фильм, проникнутый, как исама та давняя осень, каким-то волшебством, дающий трепетное ощущение того, кактогда поэту писалось и жилось…Из Болдина Пушкин выехал другим человеком, как будтовернувшимся к самому себе. Думается, и зрители три десятилетия спустя увидели«Болдинскую бессонницу» другими глазами.Не менее интересным получился и рассказ о фильме, егосоздателях, встречах с Юрием Лотманом (выдающийся пушкинист был консультантомкартины), работе главного актёра Иннокентия Смоктуновского (он произноситавторский текст, говорит от лица поэта, предстаёт в образах его героев –Моцарта, Сальери, Дон Гуана). С удовольствием послушали собравшиеся и байки околоритной старушке бабе Кате, у которой квартировал Смоктуновский, и прочихперипетиях съёмочной жизни.«Поэт унёс с собой какую-то великую тайну. И вот мы теперьэту великую тайну разгадываем», – уверен Георгий Молокин. Неудивительно, чтоПушкин так и остался действительным на все времена.