Держитесь, братцы-кролиководы!
Стоит только упомянуть в разговоре про кроликов, как тут же лица собеседников расплываются в улыбке: слишком уж нарицательной стала уморительная реприза двух талантливых юмористов. Даже напоминать не стоит: «Кролики не только ценный мех…» Ну это ладно, оставим на потребу веселой публике. А если серьезно… Молодые энергичные ребята принципиально нового поколения российских предпринимателей, ничего общего уже не имеющие с пресловутой волной первоначальных скорохватов мутного рынка, тем более с плеядой назначенных олигархов, всего два года назад отважно взялись за реализацию амбициозного, но до деталей, до тонкостей просчитанного проекта. И в открытом поле, на голом месте начали его осуществлять. От бывшего зверосовхоза «Румстиха», что в Дальнеконстантиновском районе, им в наследство достались лишь мрачного вида блочный ангар да старая контора. От некогда процветающей зверофермы давно не осталось и следа, а прекрасные специалисты надолго оказались не у дел. И несказанно обрадовались, когда на прежней площадке стали стремительно возводиться уникально технологичные мини-фермы, в свое время разработанные профессором И. Н. Михайловым. Его метод впоследствии и был назван по имени ученого — «Михайловское акселерационное кролиководство». Предельно унифицированные, требующие минимальных затрат ручного труда, к тому же учитывающие природные инстинкты кроликов домики-клетки всего за одно лето 2007 года выросли на подготовленной площадке в четыре гектара. А к осени их уже заселили шустрые симпатичные зверушки. И прагматики, и романтики Мы можем сразу удивить читателей, сообщив, кто же это взялся за реализацию проекта чисто аграрного направления, да еще в столь сложной и по опыту прошлых лет рискованной отрасли. Кролик — создание нежное, легко подверженное многочисленным напастям, антисанитарным, температурным, питательно-рационным, болезнетворным и прочим. Глаз да глаз. Так вот, оказывается, за дело принялись ребята, которых без натяжки можно назвать интеллектуалами-гуманитариями. Генеральным директором вновь созданного ООО «Ферма «Румстиха» является Евгений Анатольевич Корнишин, закончивший Нижегородский филиал Высшей школы экономики, другие учредители заканчивали иняз, политех. Управляющим директором стал Артем Сергеевич Павлов, выпускник той же Высшей школы экономики. Разумеется, для непосредственной организации производственного процесса требовались специалисты соответствующего биологического профиля. И они нашли опытнейшего профессионала в этой отрасли. Владимир Ильич Некрасов в свое время работал главным ветеринарным врачом бывшего зверосовхоза, когда же предприятие прекратило свое существование, возглавил всю ветеринарную службу Дальнеконстантиновского района. Получив предложение стать ведущим специалистом вновь создающейся агрофирмы, колебался недолго. И отнюдь не высокой зарплатой прельстился (тут он ничего не выгадал, если не сказать, проиграл), просто посчитал, что возвращается к своему привычному живому делу. А в нашем с ним разговоре даже как-то смущенно, мол, не сочтите за наигранный патриотизм, вскользь заметил: «Малую долю, да вносим в возрождение села». И мнения у руководителей ООО о Некрасове самые положительные. Кстати, имея перспективный план развития производства (о чем ниже), новые хозяева заранее думают о привлечении новых специалистов — тех же ветеринарных врачей, зооинженеров, технологов по переработке продукции. На недавней ярмарке вакансий, проходившей в Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии, А. С. Павлов знакомился со студентами выпускных курсов. Как говорится, подбирал кадры для своего столь успешно развивающегося предприятия. И кандидатуры уже вырисовываются. Сейчас ремонтируют здание бывшей конторы зверосовхоза, в котором разместится общежитие, в том числе и жилплощади для малосемейных. Ну а в будущем — строительство домов коттеджного типа. Однако вернемся к истокам рождения новой Румстихи. Ранее друзья-единомышленники занимались различными видами бизнеса, не связанными с сельским хозяйством. Собственно, их московские партнеры им занимаются и сейчас. Но логика развития рынка диктовала и иные пути выгодного приложения капиталов. Познакомившись с работниками Нижегородской торгово-промышленной палаты (ТПП), побывав на нескольких семинарах, ребята стали вынашивать мысль о перспективности приложения сил в какую-то из отраслей сельского хозяйства. Начали изучать аграрный рынок, на уровне научного маркетинга просчитывать варианты. Быстро убедились, что с их возможностями в промышленное птицеводство, в свиноводство, в молочное животноводство доступ практически закрыт. Там сфера крупного бизнеса. И постепенно пришли к идее освоения свободной ниши экономики.Сами инициаторы, проявив профессиональную предпринимательскую хватку, неоднократно ездили изучать опыт работы крупных кролиководческих хозяйств. В том числе побывали в хозяйствах под Казанью и в Касимове на рязанщине. Организаторы решительно принялись за дело. Только за эти два прошедших года вложили в проект более 70 миллионов рублей заемных средств. Отрадно, что и в районе к начинанию первопроходцев не отнеслись безучастно. Помогали решать ту же кадровую проблему, давали квалифицированные советы. В нашем разговоре руководство фермы выразило благодарность за помощь районным руководителям, в первую очередь начальнику райсельхозуправления Н. К. Денисову. А еще заместителю директора по развитию и реализации услуг филиала «Нижновэнерго» ОАО «МРСК Центра и Приволжья» С. В. Ананьеву, который оперативно организовал работы по энергообеспечению нового предприятия.«Кроль Король» Именно так поименована торговая марка нового предприятия. Если хотите, по-современному бренд. И королями своих кролей здесь величают не напрасно. Красивые ушастые создания с умильными подвижными мордочками. Так и хочется погладить их мягкую нежную шерстку. Они пугливы, но любопытны. И, демонстрируя зверушек перед фотоаппаратом, работницы фермы легко приманивали их. Здесь выращивают четыре самые распространенные породы — «Серый великан», «Белый», «Серебристый». А еще — «Советскую шиншиллу». Соответствующая у них и окраска. Шкурки кроликов отличаются высокой прочностью, эластичностью. Отлично сохраняют тепло. Благодаря вскармливанию материнским молоком, до трех месяцев в волосяном покрове акселератов содержится много серосодержащих аминокислот, что способствует повышению прочных свойств. Так что годны шкурки для пошива шапок и даже шуб. А если их использовать в качестве утеплительных подстежек, так и износа нет. Естественно, шкурки здесь тщательно готовят, мездрят, высушивают на специальных растяжках и реализуют. Спрос есть и среди частников, и среди меховых фабрик. Экономисты подсчитали, что только за счет продажи шкурок покрываются расходы на содержание и кормление кроликов. Но, разумеется, большая часть дохода приходится на реализацию мяса кроликов. Менеджер фермы по сбыту Галина Владимировна Евдокимова, немало поработавшая в этой отрасли, о достоинствах кроличьего мяса рассказывала с увлечением настоящего профессионала. Получилась своеобразная мини-лекция. И впрямь любопытно. Во-первых, кролики отличаются многоплодием. Матка может дать в год 3 — 5 окролов, и в каждом помете — 8 — 12 крольчат. При соблюдении строгих санитарных условий содержания и рационального кормления здесь достигают сохранности приплода до четырех месяцев (срок оптимального откорма до забоя) 85 — 90 процентов. Получается, что за год крольчиха производит столько мяса своего потомства, которое в 30 раз превышает ее собственную массу. Из других видов животных только птица способна превзойти этот показатель. Само мясо кроликов-акселератов является высокопитательным диетическим продуктом, содержащим 90 процентов легкоусвояемого белка (в говядине 65 проц.), и отличается полным отсутствием холестерина. При регулярном использовании такого мяса в пищу оно проявляет мощный лечебный эффект по отношению к целому спектру заболеваний взрослых и детей. Особую ценность продукт представляет для больных сердечно-сосудистыми недугами и различными видами аллергий. А уж печень кролика вообще уникальный деликатесный продукт, обладающий превосходными вкусовыми, питательными и лечебными свойствами. Помимо всего используется и кроличий жир. Большей частью как парфюмерный продукт для приготовления различных кремов, косметических и лечебных препаратов. Вот тебе и кролик! А не только герой мультиков и предмет для юмористических экзерсисов.Остается только добавить: в качестве иллюстрации безотходного производства отрасли, что на ферме уже в ближайшее время начнется переработка органических отходов (помета кроликов) в ценное концентрированное удобрение — биогумус. Еще с осени прошлого года складируемые на специальной площадке бурты органики «заселены» гумусными червями. Естественно, спросили мы Галину Владимировну, отвечающую за сбыт готовой продукции, как идет ее реализация. Оказывается, весьма успешно налажены взаимовыгодные контакты с сетевыми компаниями, как местными, так и федеральными, международными. Среди них «Ашан», «Магнит», «Перекресток», «Карусель», ТЦ «Андреевский», «Евроспар» и «Олсон», универсам «Нагорный», сеть магазинов «Мяснов», Мытный, Автозаводский и Заречный рынки. И даже на вопрос «А не повлиял ли отрицательно на ваши отношения с торговлей кризис?» Галина Владимировна Евдокимова ответила определенно: «Нисколько. Мы регулярно, без единого сбоя, поставляем в сети продукцию согласно жестким графикам, а там ее реализуют полностью».Цена килограмма кроличьего мяса в рознице — 300 — 350 рублей. Вполне доступная, учитывая исключительную ценность продукта не только для обеспеченных покупателей, но и для пенсионеров, людей, страдающих определенными заболеваниями. И уж тем более — для детишек с аллергическими реакциями. — Сейчас мы в месяц, — продолжает Г. В. Евдокимова, — производим три тонны кроличьего мяса, а уже к июлю текущего года производство его увеличим вдвое. Только сойдет снег, начнем установку дополнительных комплектов мини-ферм. Вот такой, признаться, несколько неожиданный получился расклад. Вполне серьезный и поучительный. Так что держитесь, братцы-кролиководы. И, как намечено, уже к концу нынешнего года ваша «Румстиха» станет крупнейшим кролиководческим хозяйством России.