Site icon Нижегородская правда

«Держится так, словно нет инвалидности»: нижегородец-колясочник сам зарабатывает на реабилитацию в Крыму

Александр Примаков

С жителем села Саваслейка Александром Примаковым беда случилась в январе 2009 года. Из-за травмы он, 20-летний, стал инвалидом. Врачи говорили: будет лежачим – без движений, речи, мыслей. Но ценой неимоверных усилий, собственных и своих родителей, Александр стал возвращаться к жизни. Более того, он решил сам заработать себе на реабилитацию в Крыму.

Страшный удар

Александр работал на Кулебакском металлургическом заводе. Что произошло той январской ночью почти 12 лет назад, до сих пор остаётся неясным. Парень возвращался после смены, но опоздал на последний автобус. В Кулебаках живёт сестра, решил позвонить маме, предупредить, что останется. И – всё, в памяти – темнота.

Утром маме Александра Татьяне Егоровне позвонили: вашего сына нашли в сугробе с пробитой головой. Он в коме, в реанимации.

Задержали парня, который сказал, будто вдвоём выпивали, Примаков полез в драку, он защищался и стукнул того по голове.

– Я уверена: было не так, – говорит Татьяна Егоровна. – Задержанный давал противоречивые показания. У сына пропали деньги, телефон. Но главное, в его крови не оказалось алкоголя!

Приговор преступнику был – 6,5 лет. Семье Александра он должен выплатить 700 тысяч рублей. Перечислил за все годы пока около 100 тысяч.

Но всё это будет потом, а тогда родители Саши были просто ошарашены случившимся. Татьяна Егоровна целый месяц буквально жила в коридоре больницы.

– Спрашивала врачей: сколько времени понадобится на восстановление? Три года? Пять? – вспоминает Сашина мама. – Отвечали: скажите спасибо, что вообще жив остался.

Саша лежал, не мог двигаться, стонал от боли. Отец, Сергей Васильевич, уволился с работы. Ежедневно он часами делал сыну массаж, разминая каждый сустав.

Любовь и терпение сделали чудо. Через шесть лет Саша даже смог встать с инвалидной коляски. В одной из комнат поставили тренажёры, на которых он каждый день подолу стал заниматься.

Отец соорудил в доме приспособления, чтобы сын мог передвигаться, держась за них. Понемногу стала возвращаться речь.

Сила любви

А потом в жизни Саши появилась Ира. Правда, поначалу их разделяли 3600 километров. Ира жила в Кемерове. Летним днём на пляже, просматривая в мобильнике соцсети, она случайно увидела фото Саши Примакова из Саваслейки, о которой даже никогда не слышала.

– Это была любовь с первого взгляда, – рассказывает Ира. – Я помню, когда ему написала: 5 июня 2016 года. С того момента не было дня, чтобы мы не писали друг другу.

А потом Ира, бросив всё, оставив в недоумении родителей (они приняли решение дочери не сразу) уехала за тысячи километров к инвалиду I группы Саше. И вышла за него замуж. Их сыну Дане сейчас три года.

– Я понимала, что меня ждёт. Но я просто люблю своего мужа. Благополучие моей семьи для меня – смысл жизни, – говорит Ирина.

В прошлом году Ира даже взялась за дело, которое казалось неприподъёмным. Знакомые удивлялись: везти человека в инвалидной коляске в Сочи? Но Ира всё выяснила, заказала специальное купе, и незабываемая поездка состоялась. Причём и Саша, и Ира на море оказались впервые.

Веник в помощь

Тогда же, год назад, появилась идея отправиться на реабилитацию в Крым – в город Саки. На такую поездку нужно много денег. Заработать решили сами.

Саша с отцом вяжут банные веники: берёзовые, можжевеловые, липовые, кленовые, с добавлением веток сирени, смородины – разные. Они полюбились жителям многих городов – даже на Камчатку отправляют товар.

А ещё вся семья заготавливает травы – иван-чай и другие. Делают смеси для травяных чаёв: с яблоками, малиной, мятой, мелиссой – самые разнообразные.

Травы также идут на изготовление подушечек для хорошего сна. Их наполняют луговым сеном, ромашкой, цветами одуванчика, шишками хмеля, листьями дуба, мелиссой, мятой – аромат успокаивает, помогает заснуть. Саша во всех делах активно участвует.

– Он вообще держится так, словно нет никакой инвалидности, – говорит Ира. – Саша очень мужественный человек.

В начале ноября Ира купила машину для вышивания. Узнала, что в 21 регионе, в том числе в Нижегородской области, запустили такой проект – социальный контракт. Малоимущие семьи заключают договор с органом соцзащиты, и им помогают в поиске работы, профобучении, развитии домашнего хозяйства, открытии своего дела. На покупку оборудования можно получить до 250 тысяч рублей. Ирина продала за 150 тысяч свой старый автомобиль. Ещё 250 тысяч получила по социальному контракту, купила машинку и зарегистрировалась в налоговой инспекции как самозанятая. Так месяц назад появилась «Студия вышивки Александра Примакова».

Ира готовится освоить программу, с которой можно будет вышивать по Сашиным эскизам, – он хорошо рисует, правда, ему приходится левой рукой держать правую, чтобы сдерживать дрожь. Через год Ира должна будет по социальному контракту отчитаться, что семья перестала быть малоимущей.

Родные верят, что Саше удастся поехать в Крым и его здоровье улучшится. Саша мечтает об этом. Ему ещё сына растить.

Exit mobile version