Site icon Нижегородская правда

Дети онлайн: разбираем плюсы и минусы дистанционного дополнительного образования

Из-за пандемии коронавируса не только школы были вынуждены перейти в онлайн-режим - все, кто занимается с детьми вне класса, также оказались в затруднительном положении. Художественные и театральные кружки, детские психологи и репетиторы - им всем пришлось приспосабливаться к новым условиям. Узнаем, какой выход из сложившейся ситуации нашли представители этих профессий?

 

Очевидным ответом кажется «заниматься онлайн, как же ещё!» Однако в отличие от школьных уроков, внеклассные занятия требуют личного присутствия. Ведь тяжело заниматься художественным рисунком, когда не можешь помочь ребёнку его дорисовать и не всегда увидеть, что и как он изобразил.  Что же говорят сами преподаватели и психологи о занятиях онлайн?

 

Елена Шульгина, руководительница театра-студии «Синий краб»:

«Одна из сложностей перехода в онлайн режим в том, что во время такой работы возникает сенсорное голодание, нехватка тактильных ощущений. Когда они отсутствуют особенно тяжело удерживать внимание с творческой работой. В точных науках, например в математике, есть более осязаемые вещи, такие, как цифры. А в творчестве пропадает эмоциональный оборот, из-за чего тяжелее удерживать внимание ребёнка.

 

 

Из плюсов, можно сказать, что дистанционные занятия подходят для вспомогательных вещей. Например, работать с теми, кто приболел и не может прийти, а очень хочется задействовать ребенка, или с тем, кто в отъезде. Хорошо получается индивидуальная работа, при условии, что преподаватель умеет устанавливать контакт, будить сенсорику, чтобы оставалось ощущение чувства тела — предложить ребёнку попрыгать, потянуться или понюхать.

На 95% я бы не стала заниматься в таком формате после окончания режима самоизоляции, но оставила бы возможность для занятий, когда есть ценность встречи, но нет возможности. Например, встреча со старшими для разбора текста, чтобы на занятии уже пробовать телесно. Кому-то проще работать в таком формате, это сберегает часть энергии, все люди разные, но лично для меня всё-таки ценность живого общения важнее.»

 

Репетитор 7-9 классов Юлия Харитонова:

«Преимущества онлайн-формата в том, что нет границ, ученики со всей страны, а недостатки - все же низкий КПД. Я не могу отследить вовлеченность каждого ученика и скорректировать урок по ходу занятия. Постоянно так работать я, конечно, не буду, но формат групповых занятий на краткосрочных интенсивах оставлю».

 

Детские психологи говорят, что основная сложность дистанционных занятий — отсутствие возможности взаимодействовать с людьми и предметами «физически, в режиме реального времени».

 

«Главная сложность для меня в том, что исчезает возможность использовать те аспекты занятия, которые позволяют делать его более интересным и комфортным. - говорит психолог Светлана Минитина, работающая как со взрослыми, так и с маленькими детьми. - Во-первых, это возможность работать с живым реквизитом. Понятно, что приходится что-то готовить для общей деятельности мне и ребёнку заранее, например, пластилин, но в целом это всё равно снижает качество занятия, потому что иногда ребёнок может только посмотреть на реквизит, но не может его трогать и с ним взаимодействовать.

Вторая сложность  - отсутствие возможности использовать разные зоны, потому что в режиме оффлайн это даёт возможность перемещаться, переключать внимание и поддерживать рабочее состояние ребёнка на протяжении наиболее долгого времени. Потому что даже если детёныш увлечён и он хорошо классно играет, всё равно есть ситуация такая, что он перенапрягается. Нервная система берёт на себя больше, чем она может вынести, потому что у неё нет возможности перезапускаться и отдыхать в процессе деятельности».

По словам Светланы Минитиной, онлайн-занятия затрудняют считывание обратной связи и возможность привлекать внимание ребёнка.

“Легко удержать внимание ребёнка, если есть соответствующий настрой. Когда дети находятся рядом, они его очень хорошо чувствуют и включаются, а онлайн съедает эту опцию, поэтому внимание приходится привлекать с помощью голоса и работы с персонажей.  Ну и плюс ещё когда ребёнок маленький, приходится задействовать родителя, чтобы он присутствовал рядом, был моим помощником, и часть заданий я транслирую через родителя, ведь внимание удерживают в основном родители, направляя ребёнка.

В онлайн-формате удачны сугубо утилитарные моменты, когда не нужно никуда идти и ехать, невероятная экономия времени. В моём случае - возможность не собирать никакой специальный реквизит и не разбирать его потом. Всё очень компактно происходит на столе перед камерой, экономя время и силы», - рассказывает психолог.

«Я бы продолжила работать в таком формате после окончания карантина, потому что со всеми этими детьми у меня практически нет возможности пересекаться лично, мы очень отдалены друг от друга территориально. Но если есть возможность и необходимость качественной проработки, то я обеими руками конечно же за оффлайн формат, если мы говорим про адекватное развитие. Но однозначно я продолжать работать онлайн буду, потому что ситуации бывают разные, а это один из вариантов, которые позволяют решать определённые задачи практически без потери качества, просто с поправкой на ситуацию», - резюмировала Светлана Минитина.

 

А вот мнение на эту тему руководительницы детской школы по углублённому изучению английского языка «FRIENDS | Multilingual Lifestyle" Ксении Демидановой, проводившей онлайн-занятие с детьми от 2 до 5 лет: .

«Главной сложностью было решение технических вопросов у родителей учеников (не все с компьютером на «ты»), в условиях карантина приходилось со многими созваниваться, настраивать камеру и микрофон. Зато самое большое преимущество онлайн-формата – это, по сути, работа из дома, время для себя и семьи. А если ещё шире, то возможность жить и работать в любой точке планеты. Также уроки стало возможным автоматически записывать и присылать детям, если они пропустили. Благодаря карантину, я пришла к формату работы, о котором раньше могла только мечтать. Теперь задача - повышать качество обучения и развиваться дальше. Стала бы я после карантина работать, как прежде? – вот тут точно «нет».

Никто из героев не может однозначно сказать, хорош онлайн-формат для работы с детьми или им с ним тяжелее и необходимо личное общение. Важно понимать, что выбор формата работы — вещь глубоко индивидуальная, которая зависит как и от вида занятий с детьми и их возраста, так и от подхода преподавателя и того материала, что он преподносит детям. Однако не исключено, что после карантина, часть внеклассных занятий действительно перейдёт в онлайн-режим.

 

Анастасия Прибутковская 

Exit mobile version