Девушка со свистком
Газета "Нижегородский спорт" №27 от 08.08.2018
Подписка на газетуЛюди с именем Найля, имеющим арабское происхождение, отличаются смелостью и независимостью. В детстве это проявляется в виде выраженного своеволия и чрезмерной даже для ребёнка любознательности. С возрастом девушка приобретает качества, позволяющие ей занимать лидирующие позиции в коллективе: решительность, ответственность, находчивость, быстроту реакции. Все эти толкования вполне подходят для 28-летней Найли ХАСАНОВОЙ – единственной в нашем регионе представительницы прекрасного пола в футбольном судейском корпусе. В этом мы удостоверились во время разговора с молодым арбитром.
Одна среди мужчин
– Найля, до того как вы стали арбитром, надо полагать, играли в футбол?
– Так вышло, что я с детства любила во дворе погонять мяч. А когда мне было 14 лет, впервые по телевизору увидела первенство Европы среди девушек, и тогда поняла, что хочу быть на их месте! Начала искать секцию, но так как у нас нет большого женского футбола, я оказалась у тренера Елены Коробовой в мини-футболе. За семь лет поиграла на разных уровнях, включая первенство России, и в конце концов пришла к мысли, что нужно что-то решать, как-то двигаться дальше. После завершения учёбы в Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии я понимала, что заиграть на высоком уровне уже не получится, но уходить из футбола не хотелось. И тут мне подсказали, что есть вариант начать судить.
– С чего всё началось?
– С детской лиги по мини-футболу в спорткомплексе «Искра». Этими соревнованиями занимался Евгений Львович Голубев – он меня привлёк к ним, дал в руки свисток. Потом, в 2011 году, я оказалась в поле зрения Михаила Белова и Михаила Быкова, входящих в руководство судейского комитета при Федерации футбола Нижегородской области. Они меня пригласили на сборы арбитров – нормативы, лекции… И уже в 2012‑м я получила первый вызов на турнир по большому футболу – в посёлок Сукко (Краснодарский край). В соревнованиях, проводимых под патронажем Российского футбольного союза, играли девушки до 17 лет. Ещё через два года меня вызвали на сочинский сбор, где собрались судьи женской высшей лиги чемпионата России. По его итогам мне посчастливилось оказаться в списке арбитров, которым было доверено обслуживать традиционный представительный турнир «Кубанская весна», где собирается много сильных молодёжных команд. Сразу после него меня стали привлекать к работе лайнсменом в женском чемпионате страны, а в турнире дублёров я была главным арбитром. В этом режиме у меня прошли два сезона, и с 2016 года я стала обслуживать матчи в поле в высшей лиге.
– На своих первых нижегородских сборах вы были единственной девушкой?
– Нас пригласили вдвоём с подружкой, с которой мы вместе играли в мини-футбол. Но перспектива кататься по области, сидеть на лекциях, выслушивать замечания ей быстро не понравилась. Признаюсь, у меня тоже были разные мысли, но всё же решила идти до конца. Хотя, понятно, быть одной в мужском коллективе непросто.
– Во время обучения представляли, что будете судить матчи ведущих коллективов страны?
– Знаете, мои старшие коллеги буквально с первого дня занятий настраивали меня на высший дивизион. Они говорили: «Будешь трудиться – всё у тебя получится!» И я рада, что преодолела все трудности. Хотя и сейчас бывают разные моменты. Всё-таки судейская жизнь сама по себе непростая…
Вижу – поле!
– Насколько сложно было переходить с мини-футбольной площадки на большое поле?
– Я довольно быстро осознала, что судейство в мини-футболе – это не моё. Мне хотелось быть в большой игре! Более того, работая два года лайнсменом, я стремилась как можно быстрее попасть в число главных арбитров. У ассистента может быть всего лишь один момент за матч! Не скажу, что это легко или скучно. Но работа в поле – это совсем другие ощущения! Тем более что моя фактура и рост (175 сантиметров) как бы способствовали этому.
– Как часто проходят сборы у судей?
– Два раза в год – весной и летом. По весне, перед сезоном, они более расширенные – около недели. На этом сборе мы сдаём несколько тестов по физической нагрузке. Как и футболисты, мы должны быть хорошо готовы: бегать много и быстро. Потому что в противном случае я не смогу занять выгодную позицию и, соответственно, принять правильное решение. Также незаменимый аспект – это знание правил игры. Нам читают лекции на разные темы, показывают нарезки разных чемпионатов, в том числе мужских. Изучаем действия арбитров, видим, какие решения нужно принимать в тех или иных случаях.
– А можно немного подробностей тестов?
– Они одинаковые и для мужчин, и для женщин. Отличаются только нормативы. Есть три основных теста на скорость и выносливость. Первый – 6 отрезков по 40 метров. Каждый из них нужно пробежать не хуже 6,4 секунды. Не получилось – дальше ты уже не проходишь. Второй тест – переменный бег. 75 метров бежишь, 25 отдыхаешь. И таких отрезков – 20. Наконец, тест «йо‑йо», когда бежишь 20 метров вперёд, а потом столько же назад. Всего – 34 отрезка, разбитых на разные уровни. И на каждом следующем уровне время прохождения дистанции уменьшается. Сейчас всё это воспринимается нормально, как рабочий момент. Вне зависимости от времени года арбитр обязан укладываться во все нормативы и всегда быть в форме. Хоть ночью тебя разбуди!
– Но если что-то не получилось, есть возможность пересдачи?
– Да, ведь все мы люди. Кого-то, например, беспокоит травма, у кого-то психологические проблемы. Ничего страшного. Примерно через месяц тебя приглашают ещё на один сбор, где можно подтвердить свою квалификацию.
Были даже слёзы
– Когда стали судить мужские соревнования?
– С 2011 года. Сначала это было первенство области среди юношей. Обслуживала матчи и как главный арбитр, и как лайнсмен. Нижегородчина богата на судей высокого уровня. Всегда слушала подсказки от Михаила Вилкова, Игоря Низовцева, Михаила Белова…Их советы, безусловно, придавали уверенности.
– Как на вас реагировали футболисты? Не было каких-то подколок с их стороны?
– Вспоминаю первую свою игру среди мужчин, в Балахне. Первая лига. Понятно, присутствовали страх, какие-то сомнения. Боялась даже флажок поднять! И с этого матча я поняла, что лёгкого пути не будет. Зато я знаю, что если что-то пойдёт не так, то мои коллеги по судейской бригаде всегда готовы поддержать меня и защитить. Разумеется, всякое бывало. Обзывали, что-то в спину кричали. Конечно, в первые сезоны ты реагируешь на всё это, принимаешь близко к сердцу. Но со временем всё забывается.
– Наверное, и слёзы были?
– А как же без них? Особенно обидно, когда тренеры – взрослые мужчины – позволяли себе какие-то выходки. Но ведь ошибаются все! Просто если ошибку допустила женщина, то все эмоции почему-то умножаются в несколько раз!
– Если не называть имён – есть такие наставники команд в областном чемпионате, про которых уже заранее знаете: с этим сегодня будет непросто?
– Да, такие «любимчики» у меня есть. Уже видя их, понимаю, что на поле будет жарко.
– А как воспринимаете выкрики с трибун?
– Болельщики – это часть футбола. Представляете, как без них скучно было бы? Для меня главное, чтобы они ничего не бросали и не зажигали. А что там кричат с трибуны, мне, в принципе, без разницы. Вы – там, я – здесь. Вы – болеете, я – работаю. И чтобы эта грань сохранялась без всяких форс-мажоров.
– Как думаете, когда мы придём к тому, что хотя бы на игре высшей лиги чемпионата области будет работать главный арбитр – женщина?
– Считаю, всё это реально. Наверное, здесь должно быть волевое решение руководства федерации плюс само желание судьи. Если честно, я никогда не просила судить мужскую высшую лигу. Пока получала назначения только в качестве линейного арбитра, в том числе на топовые матчи. Возможно, что-то изменится, если я получу международную категорию. Пока же у меня первая.
Заработкам мужчин не завидуем
– Насколько трудно получить лицензию ФИФА?
– В высшей лиге женского чемпионата России помимо меня главными арбитрами работают ещё восемь человек. Из них половина – с категорией ФИФА. Естественно, они получают чуть побольше назначений. Я тоже буду стремиться к этому. Всё реально и зависит только от меня.
– Насколько я знаю, вы – самый молодой арбитр. А какого возраста самый опытный?
– Бывший игрок сборной России Анастасия Пустовойтова, ей 37 лет. Она получила право обслуживать матчи мужской ПФЛ нынешнего сезона. Считаю, это шаг вперёд для всего женского судейского корпуса.
– Известно, что в мужской премьер-лиге главный арбитр получает около 100 тысяч рублей за матч. Если не секрет, сколько платят в женском футболе?
– Цифру называть не буду, но значительно меньше. Наверное, где-то на уровне судей ПФЛ. Понятно, что сумма небольшая, это не те деньги, которые женщины хотели бы зарабатывать. Но надо понимать, какое внимание приковано к мужскому футболу и какой там уровень ответственности у арбитра, за которым следят 16 камер! Поэтому что имеем, то имеем.
– Насколько я знаю, у вас есть основной источник заработка.
– Да, с 2016 года работаю в Сормове, в фитнес-клубе, инструктором по плаванию. Как говорится, совмещаю приятное с полезным. На этой работе я имею возможность в свободное время поддерживать форму, готовиться к матчам: бассейн, тренажёрный зал, беговая дорожка…
– Вы в прекрасной физической форме. Придерживаетесь ли каких-то диет?
– Люблю много бегать, особенно летом. И вообще я активный человек. Никаких диет в моей жизни не было. Вкусно покушать совершенно не боюсь (смеётся).