Два классика, три музея и громадье планов
Не за горами завершение проектирования экспозиции Литературногомузея А. П. Гайдара в Арзамасе. На территории бывшего СССР сейчас действуют четыре посвященных этому писателю музея, но именноарзамасский обладает наибольшим количеством подлинных вещей и документов. Такчто авторам новой экспозиции есть с чем творчески поработать. К тому женеобходимость смены экспозиции продиктована таким важным обстоятельством, какреконструкция здания Литературного музея. Он распахнул свои двери в 1967 году,а за два года до сорокалетия был закрыт на ремонт. Работы сначалафинансировались лишь из казны Арзамаса, но теперь важный не только для этогогорода объект взят под крыло областного бюджета.- Мы уже получили первый транш в сумме 1 млн 700 тыс. рублей, — поясняетЕ. В. Бундакова, директор муниципального учреждения культуры«Литературно-мемориальный музей А. П. Гайдара». Всего же за этот годпланируется освоить более пяти с половиной миллионов рублей. Средствавыделяются из фонда программы развития социальной и инженерной инфраструктурыНижегородской области, которая и поможет, как мы надеемся, завершить все работыв следующем году. Очень ждем этого события. Не только потому, что из-зареконструкции самого большого здания нашего комплекса коллектив третий годтрудится в непростых условиях. Ввод в строй обновленных помещений позволитзаметно увеличить фондовые площади, и самое главное мы получимультрасовременный музей с новой экспозицией, в которой планируется размещениеинтерактивных и рекреативных зон, с новыми выставочными площадями. С этойперспективой связано громадье наших планов, которые не терпится реализовать.Азарт Елены Владимировны и ее коллег можно понять. В руках умузейщиков столько интересного уникального материала. А с какими удивительнымиличностями связано это наследие!Тем, кто никогда не бывал в Арзамасе, следует пояснить, что музейразрабатывает две главные темы и посвящен двум замечательным персонажамотечественной культуры. Кроме Гайдара это еще и Горький, чей музей входит всостав комплекса. Кстати, самый молодой горьковский музей недавно емуисполнилось 25 лет. Семья Голиковых жила в Арзамасе с 1912 по 1918 год, здесь прошлидетство, юность будущего автора «Военной тайны» и других любимых книг. Сюда оннаезжал, став знаменитостью. Алексей Максимович уже в годы славы, но отнюдь непо своей воле попал в Арзамас. С мая по сентябрь 1902-го крамольный писательотбывал тут ссылку, которая оказалась не таким уж наказанием. «Тихо здесь,славно», — сообщал он о понравившемся городе. В большом деревянном доме сдесятью комнатами под светом керосиновой лампы Горький дописывал «На дне»,начал работу над «Дачниками». И частенько принимал именитых друзей. Право, не знаю, есть ли где еще такой музей, которомупосчастливилось, как арзамасскому, заниматься двумя столь замечательнымиличностями. Правда, в конце ХХ века отношение к ним обоим в нашем обществестало неоднозначным. Но хранители памяти в Арзамасе продолжали (и не только подолгу службы) любить, изучать, пропагандировать «опальных» писателей,кропотливо собирать материалы, связанные с их биографией и творчеством. Всякогорода разрушителей у нас хватает, а вот созидателей маловато. Музейщики явно изэтой ценной породы.Слушаю экскурсовода Дома-музея А. П. Гайдара Е. В. Бундакову, истановится очевидным: она просто влюблена в этого яркого человека. Да и какможет быть иначе, когда узнаешь подробности быта удивительной семьи егородителей, проникаешь в мир писателя, тайны его творчества, личных драм. Вотмальчишка Аркадий, играя в домашней инсценировке «Витязя в тигровой шкуре»,пытается толстого рыжего кота превратить в барса, для чего изобретательноприменяет сало. Забавно и трогательно. Гайдар из легенды превращается в живогочеловека с трудной судьбой и большим сердцем. Став популярным писателем,Аркадий Петрович никогда не копил деньги, а гонорары от своих книг практическираздавал тем, кто в тот момент нуждался в помощи. Появлялся в Арзамасе иустраивал праздники для местных ребятишек, случалось, покупал продукты для стариков с. Заречного, что подАрзамасом. Об этом далеко не все знают, как и о том, что одна из сестерГоликова Наталья попала под жернова сталинских репрессий, превратилась в изгоя.Но брат не отказался от родного человека, поддержал. У советской властиписатель тоже был на подозрении. Тиражи его книг, изданных до 1938 года,«Детгиз» ликвидировал в 1939 году, когда в издательство была запущена повесть«Судьба барабанщика», в которой власти усмотрели протест против сталинскогорежима. Угроза запрета долго висела над «Тимуром и его командой» — кто-то счелпроизведение вредным для детей. А какой поток наветов и пасквилей хлынул вприснопамятные девяностые!- Мы сейчас ждем выхода в свет новой книги Б. Комова «Игра внаперсток». Она уже в типографии и, надеемся, поставит жирную точку внекрасивой истории «ревизии» биографии и творчества писателя, — говорит Е. В. Бундакова.Директор признается, что заветная мечта — получить рукопись «Судьбыбарабанщика». Потомки писателя заверили так и будет. У арзамасского музеясамые тесные и плодотворные связи с семьей Гайдара. Сюда был передан архивТимура Аркадьевича Гайдара, сына писателя.- Именно благодаря семье пополняются наши фонды, — объясняет ЕленаВладимировна. В последние годы мы получили просто уникальные вещи ?интересные фотографии, документы, рукописи. Не раз приезжал в Арзамас и ЕгорТимурович, который поддерживает многие наши начинания. Был момент, когдапришлось обратиться к нему за материальной помощью: внук Гайдара выделил личныесредства, на которые мы отремонтировали крышу Литературного музея. Такое сотрудничество может строиться только на доверии, на большомуважении к труду музейного коллектива. Действительно, кроме каждодневнойдостойной работы у него на счету немало замечательных творческих проектов,акций. Здесь родился первый в регионе музейный театр, и на это замечательноедело были выделены средства президентского гранта, которыйЛитературно-мемориальный музей А. П. Гайдара получил первым из музеев нашейобласти. Только что выигран еще один грант ПФО «Семейный очаг». Недавно зав. отделом арзамасского музея А. М. Горького Т. В. Казнинаи старший научный сотрудник М. Ф. Кочеткова принимали поздравления — они сталилауреатами областной премии имени Горького за осуществление программы «Горькийв третьем тысячелетии». У этого музея тоже интересные планы. Он славитсявысокой посещаемостью, не обходят его студенты, туристы, иностранцы. Свежийпример: прибыла делегация из Индии, так гости кланялись и даже молилиськсерокопиям рукописей Алексея Максимовича. Бывают и такие экзотическиесвидетельства почитания всемирно известного классика. Интерес к его личности стабилен, что побуждает постоянно думать оперспективах, о новых формах общения с посетителями. Так возник план включить вмузейное пространство колоритный подвал купеческого особняка. Почему бы под егомрачными сводами не воссоздать сценический вариант ночлежки, обитателей которыхсделал бессмертными автор пьесы «На дне»?Правда, на пути осуществления интересных задумок есть препятствия,признается Е. В. Бундакова:- У дома Подсосовой, где отбывал ссылку Алексей Максимович, нынечетыре владельца, и музей всего лишь один из них. Учитывая, что в этом годуотмечается 140-летие со дня рождения писателя, мы обратились к областномуправительству с предложением выкупить хотя бы те площади, которые позволятпервый этаж сделать полностью нашим. От этого зависит то, как музей дальшестанет развиваться.Что ж, пусть будет поменьше помех этому развитию.