Экономию надо поощрять
В рамках 14-го международного научно-промышленного форума «Россия единая» прошло заседание Координационного совета по проблемам энергосбережения и энергоэффективности, связям с бизнесом и регионами, на котором министр жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области Валерий Ульянов рассказал о проблемах и перспективах развития топливно-энергетического комплекса Нижегородской области. Потребление электроэнергии в Нижегородской области начиная с 2004 года имеет положительную динамику роста, около 1,5 проц. в год, и в 2008 году составило 21,84 млрд кВт‑ч, что связано с активным социально-экономическим развитием региона, складывающимся в последние годы. Выработка электроэнергии на электростанциях области в 2008 г. составила 10,8 млрд кВт‑ч и покрывает менее половины электропотребления. Основными потребителями электроэнергии являются промышленные предприятия, расходующие около 50 проц. всей электроэнергии. Министерством составлены два варианта прогноза по балансу энергомощности региона до 2021 года — оптимистичный и пессимистичный. При обоих сценариях без атомной электростанции область остается энергодефицитной и зависимой от энергосистем других регионов. Планы развития генерирующих мощностей в Нижегородской области включают в себя строительство государственной корпорацией «Росатом» Нижегородской АЭС (первый вариант предусматривает пуск к 2020 году двух энергоблоков мощностью 2300 МВт, второй вариант — четыре энергоблока на 4600 МВт к тому же сроку), возведение парогазовой ТЭЦ в нагорной части Н. Новгорода (ввод 1‑й очереди мощностью 450 МВт запланирован на 2013 г., 2‑й очереди мощностью 900 МВт — на 2016 г.). Стоимость реализации второго проекта — 40 млрд рублей. На Сормовской ТЭЦ в рамках инвестпроекта КЭС-Холдинга «Янтарь» проводится модернизация двух турбоагрегатов, что позволит повысить КПД и экологичность работы ТЭЦ, а ее установленная электрическая мощность возрастет с 340 до 350 МВт. Турбогенератор № 2 Сормовской ТЭЦ будет введен в эксплуатацию уже в текущем году. Завершение работ по модернизации турбогенератора № 1 намечено на 2010 год. На Игумновской ТЭЦ (проект КЭС-Холдинга «Кварц») предусматриваются строительство и ввод в эксплуатацию парогазовой установки мощностью 125 МВт. На Новогорьковской ТЭЦ (проект КЭС-Холдинга «Рубин») будет построен и введен новый энергоблок мощностью 300 МВт. Ввод по проектам реконструкции Игумновской и Новогорьковской ТЭЦ предусматривается в 2013 году. Кроме того, ОАО «ЕвроСибЭнерго» увеличит мощность Автозаводской ТЭЦ до 880 МВт благодаря вводу в эксплуатацию парогазовой установки на 400 МВт. В рамках развития электросетевого комплекса Нижегородской области до 2015 года планируется реализация ряда проектов на объектах ОАО «ФСК ЕЭС». Необходимый для этого объем инвестиций — 35 млрд рублей, в том числе плата застройщиков за технологическое присоединение к сетям — 19 млрд рублей, что является непосильной нагрузкой и сдерживает социально-экономическое развитие региона. Для развития социальной сферы и производительных сил в Нижегородской области потребуется и развитие распределительных электрических сетей предприятия «Нижновэнерго», входящего в структуру ОАО «МРСК Центра и Приволжья». Необходимо построить до 2015 года 25 новых подстанций 35 — 110 кВ суммарной установленной мощностью около 1500 МВА, реконструировать около 50 существующих подстанций 35 — 110 кВ, с увеличением установленной мощности более чем на 1000 МВА. Все это потребует затрат в размере 37 млрд рублей. В регионе принята и действует целевая программа «Энергосбережение Нижегородской области на 2007 — 2010 годы», включающая в себя четыре подпрограммы — «Энергоэффективность топливно-энергетического комплекса», «Энергоэффективность энергоемких отраслей промышленности», «Энергоэффективность в сфере потребления», «Энергоэффективность в жилищно-коммунальном хозяйстве и на объектах социальной сферы». В рамках последней подпрограммы реализуются такие мероприятия, как установка газовых счетчиков, модернизация котельных, использование для отопления зданий индивидуальных тепловых пунктов, внедрение современных типов теплоизоляции трубопроводов, улучшение теплотехнических характеристик домов, проведение аудита на объектах ЖКХ и соцсферы. Финансирование программы в 2007 году составило1,57 млрд рублей, в 2008 году — 2,4 миллиарда. Опыт использования возобновляемых источников энергии в нашем регионе весьма разнообразен. Более 50 котельных в районах Нижегородской области используют в качестве топлива отходы деревообрабатывающих производств. Электроснабжение одного из офисных зданий осуществляется от автономного автоматизированного ветроэнергетического комплекса производства нижегородского предприятия «НИИМЕСТПРОМ». На канализационных очистных сооружениях Ворсмы используется тепловой насос, который дает потребителям 80 гигокалорий тепла в год. На Алешинской птицефабрике в Балахнинском районе внедрена биогазовая установка, а в селе Татинец Кстовского района электричество получают от ветряка мощностью 180 кВт. Самый экзотичный пример использования возобновляемых источников энергии — электроснабжение частного жилого дома в селе Тумботино Павловского района от фотоэлектрических панелей производства нижегородской фирмы «Солтек». Развитие нетрадиционной энергетики в Нижегородской области будет осуществляться по шести направлениям — проектирование топливно-энергетического баланса региона с использованием возобновляемых источников энергии и альтернативных топливно-энергетических ресурсов, разработка обоснований инвестиций в малую гидроэнергетику, оценка эффективности и определение площадок под строительство ветроэлектростанций, создание мини-ТЭЦ на торфе в северных районах суммарной мощностью 36 МВт, возведение мини-ГЭС суммарной мощностью 2,8 МВт, пуск в эксплуатацию мини-ТЭЦ на биотопливе (отходы деревообработки и лесозаготовки) суммарной мощностью 65 МВт. При реализации государственной политики по энергосбережению Валерий Ульянов считает целесообразным предусмотреть на федеральном и региональном уровнях меры господдержки энергоэффективных предприятий реального сектора экономики в форме безвозмездных субсидий, компенсаций процентов по банковским кредитам. Необходимо также создать в структуре федеральной исполнительной власти специальный орган, который будет контролировать эффективность использования топливно-энергетических ресурсов и проводить энергетические обследования организаций. Следующий шаг в этой сфере — формирование законодательной базы по использованию возобновляемых источников энергии, в которой надо предусмотреть меры, стимулирующие строительство и использование таких источников производителями и потребителями электричества и тепла. Наконец, в инвестиционных программах организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, следует предусмотреть мероприятия, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности.