Site icon Нижегородская правда

Эксперт по кибербезопасности рассказал, как защитить детей в интернете 

Дети и подростки регулярно становятся жертвами киберпреступников. Если в ряде случаях речь идет о безобидной шалости в интернете, то иногда риски становятся угрозой для жизни. С какими рисками чаще всего сталкиваются несовершеннолетние в интернете и как обезопасить подрастающее поколении от мошенников, кибербуллинга и экстремистов, рассказал эксперт в области цифровой трансформации, технологических трендов и информационной безопасности, основатель и управляющий партнер компании MINDSMITH Руслан Юсуфов. 

По данным Росстата, 80% детей от 3 до 14 лет пользуются интернетом хотя бы раз в день. 50% детей и подростков, согласно исследованию «Лаборатории Касперского», выкладывают в соцсети личные фотографии и раскрывают свой возраст.

Эксперты компании MINDSMITH совместно с аналитиками компании «Ростелеком» провели исследование, в рамках которого проанализировали киберриски для детей и подростков. Кроме того, специалисты выявили угрозы, с которыми подростки могут столкнуться в будущем.

Аналитики выделили 23 основных киберриска, угрожающих детям и подросткам в интернете, объединили их в 8 кластеров, а также проранжировали их по степени опасности и эффективности технологических решений по противодействию рискам.

Криминальные практики

Одними из самых опасных эксперты считают риски, связанные с вовлечением несовершеннолетних в криминальные сообщества, распространением запрещенных товаров и услуг, вербовкой в террористические организации.

«Формируются группы и сообщества, которые пропагандируют деструктивные действия, безнравственные установки, проявление агрессии и жестокости, и туда вовлекаются несовершеннолетние», — подчеркнул Руслан Юсуфов.

Так, несколько лет назад у нижегородских подростков появилось опасное увлечение. 13 – 14 летние школьники объединялись в группировки криминальной субкультуры АУЕ (Арестантско-уркаганское единство или арестантский уклад един)*.

Основатель и управляющий партнер компании MINDSMITH Руслан Юсуфов
Основатель и управляющий партнер компании MINDSMITH Руслан Юсуфов
Фото: mindsmith.ru
По данным экспертов, в 2020 году в интернете насчитывалось около 50 тысяч ресурсов, пропагандирующих криминальную субкультуру АУЕ* с охватом аудитории до 1 млн человек. 80% подписчиков таких групп и сообществ — дети и молодежь до 30 лет.

Еще одной угрозой в интернете является привлечение подростков к распространению наркотиков. Вербовка проводится через популярные социальные сети, а также в даркнете.

Следом идет риск, связанный с радикализацией и экстремизмом.

«Подростки в возрасте 14 – 17 лет наиболее восприимчивы к радикальным, специфическим, ксенофобским и экстремистским идеям, — напомнил Руслан Юсуфов. — Часто в экстремистские и радикальные организации вербуют через социальные сети.

Причем, по словам эксперта, если ребенок заинтересовался радикализацией экстремизма, алгоритмы соцсетей будут ему выдавать все больше информации на подобные темы.

Так, громкая история произошла в Нижнем Новгороде в начале прошлого года. Трое подростков планировали вооруженное нападение на школу в Канавинском районе. Причем датой нападения был выбран день годовщины бойни в американской школе «Колумбайн». Мотивом, как потом выяснили следственные органы, послужила ненависть к окружающим и себе.

Маркетинговые уловки

Часто интернет выступает каналом сбыта товаров, опасных для жизни и здоровья детей и подростков.

«Здесь речь не идет о незаконных препаратах, может касаться некачественных или опасных товаров», — отметил эксперт.

Например, в конце прошлого года Роскачество обнаружило в популярных детских игрушках Хагги Вагги токсичные вещества, после чего крупные маркетплейсы и торговые сети сняли товар с продажи.

По данным ряда исследований, в среднем ребенок видит более 20 000 рекламных роликов в год. При этом более 60 % рекламных роликов демонстрируют вредную еду и игрушки.

Кроме того, большое влияние на детей и подростков оказывают блогеры. По мнению экспертов, около 30 % молодых пользователей доверяют мнению и рекомендациям инфлюенсеров, в том числе при выборе товаров. Хотя дети часто сами не являются покупателями, их мнение влияет на тот выбор, который делают родители при покупке.

Почти в каждом пятом товаре для детей есть токсичные вещества в концентрации, превышающей допустимую в несколько раз. 

Как отмечает Руслан Юсуфов, ребенок оставляет цифровой след в интернете с самого раннего возраста. Это позволяет компаниям применять алгоритмы для нацеливания рекламы на детей в соцсетях и компьютерных играх.

Нередко встречаются случаи, когда подростки тратят родительские деньги, прокачивая своих персонажей или приобретая виртуальные примочки для онлайн-игр. Кроме того, дети становятся жертвами интернет-мошенников, переходя на фишинговые сайты или ресурсы с заманчивыми предложениями.

Психологическое насилие и цифровая эксплуатация

Самым распространенным и не менее опасным риском в Сети является кибербуллинг. Такая форма часто встречается в социальных сетях, мессенджерах и игровых площадках.

Последствия кибербуллинга могут быть плачевными: от психологической травмы до суицида.

По мнению эксперта, родители часто не уделяют должного внимания кибербуллингу в силу отсутствия внешних причин. Ребенок сидит за компьютером, значит — физически он в безопасности. Однако то, что он подвергается травле, взрослые зачастую даже не догадываются.

Согласно последним исследованиям, 84% школьников имели дело с троллингом.

Кроме того, в группу киберрисков, целью которых является причинение психологического насилия, эксперт отнес сталкинг (навязчивое преследование), грумминг (установление дружеского и эмоционального контакта с ребенком для его шантажа) и сексуальное домогательство.

Персональные данные детей собираются в сети, чтобы найти жертву с целью запугивания, шантажа ради вымогательства. Опасность представляет и информация, не предназначенная для детей, способная негативно сказаться на психоэмоциональном состоянии ребенка. Это может быть контент, содержащий сцены насилия или порнография, а также вовлечение подростков в опасные челленджи.

Ребенок-киберэксперт

Чтобы определить, какие меры для защиты детей и подростков в интернете существуют на сегодняшний день, специалисты проанализировали более 300 патентов компаний и IT-решений, среди которых выделили основные: детские социальные сети, инструменты и сервисы родительского контроля, интернет-фильтры и автоматизированная модерация.

По словам Руслана Юсуфова, все эти решения работают только в связке. Но главное — не контроль, а общение и просвещение.

«Один из самых действенных способов обезопасить ребенка — сделать его экспертом по кибербезопасности в семье, — отмечает эксперт. – Когда вы начинаете с ним говорить, советоваться, попробуйте спросить у детей, как сделать так, чтобы у бабушки не украли пенсию».

На сегодняшний день кибербезопасности уделяется мало внимания. По мнению Руслана Юсуфова, уроки кибербезопасности необходимо вводить в школьную программу, а родителям — разговаривать с ребенком о безопасности в сети. Сейчас, по словам эксперта, компания MINDSMITH при поддержке «Ростелекома» создает онлайн-курс, который поможет взрослым и детям повысить свой уровень цифровой грамотности.

…К слову, урок «Разговоры о важном» в российских школах 23 января был посвящен медиаграмотности и цифровой гигиене. Детям рассказали о том, как важно защищать личную информацию, какими данными нельзя делиться в интернете и как не стать жертвой злоумышленников в сети.

*по решению Минюста включена в перечень организаций, деятельность которых запрещена в России.

Exit mobile version