Site icon Нижегородская правда

Экспонаты из музейной коллекции рассказывают о судьбах воевавших студентов

Вере с любовью и надеждой на победу. В музее ННГУ хранятся письма и документы студентов вуза, которые принимали участие в Великой Отечественной войне и отдавали свои жизни за Родину. Музей начинался  с этих фронтовых треугольников. Первые поступления в коллекцию - письма Евгения Мурзина жене Вере.

 

«Музеей боевой и трудовой славы» - так в самом начале назывался музей ННГУ. Его организовали для поиска данных о студентах, которые одними из первых приняли участие в Великой Отечественной войне уже летом 1941 года.  Это было основное направление деятельности.

С биофака в Красную Армию

Евгений Мурзин учился на биологическом факультете Горьковского университета с 1938 по 1941 год. Завершить обучение пришлось досрочно — мобилизовали в  Красную Армию. С фронта он почти каждый день писал своей жене Вере — тоже выпускнице биологического факультета.

 «Наша жизнь воплощалась в письмах» - это слова Веры о переписке с мужем. Евгений Мурзин писал жене с первых дней войны. Последнее послание датировано 31 июля 1944 года – накануне  его гибели в бою. В письмах он рассказывал о своей жизни на войне, успокаивал, надеялся на скорую встречу. Тон его писем менялся вместе с ним.

Письмо Верочке
Письмо Верочке
Фото: музей ННГУ

В начале войны в его посланиях есть оптимизм и спокойная уверенность: «...Род войск мне очень нравится, сейчас обучаюсь своей непосредственной специальности, т.е. измерителя-пристрелочника… Обо мне, Верушка, не беспокойся, я уже вхожу в колею, ведь ты знаешь меня и можешь надеяться, что все будет в порядке и не так уж далек тот час, когда ты опять будешь со мной...» Это письмо Евгений написал в апреле 1942 года.

«Мое сердце живет теперь двумя мирами. Один мир - это большое радостное, любимое, родное, неотделимое от моей плоти и крови. А второе — грозный и страшный мир. Это война, которая смертью жжет мое сердце. Да, милочек, эти два понятия овладели моим существом и мне кажется, что нет такой минуты, в которую я не думал бы о тебе и о проклятой войне». А это он пишет буквально через несколько месяцев — в августе.

Евгений Мурзин дослужился до старшего лейтенанта. Награжден медалями «За отвагу» и «За оборону Сталинграда», орденами Александра Невского, Красной Звезды и Отечественной войны 2 степени. Он погиб 1 августа 1944 года. Его тело нашли на следующий день и захоронили.

Все письма Евгения Мурзина супруга передала в музей. Судьбу героя по ним и другим документам изучила Юлия Демашова — заведующая  сектором музея ННГУ им. Н.И. Лобачевского: «Евгений Мурзин не мечтал стать военным. Он мечтал стать биологом. Но жизнь сложилась иначе. Это трагедия одной семьи и целого народа. Он погиб, защищая Отчество. Его имя навсегда в списках тех, кто сражался за Родину».

Не пропавший без вести

Не думал о карьере военного и другой выпускник Горьковского университета — Александр Ягодинский. Он поступил на химический факультет по специальности физическая химия в 1934 году. В студенческие годы увлекался спортом, туризмом, занимался военной подготовкой. После вуза успел недолго поработать на одном из предприятий Дзержинска. Затем его забрали в армию.

Война застала его в Молдавии. Там он вступил в свой первый бой. В конце июля 1941 года его перебросили под Умань. Потом Александр Ягодинский попал в плен.  Родственникам прислали извещение о том, что он пропал без вести.

Но его младший брат Евгений Ягодинский вел поиски, даже после войны.  Ему удалось выяснить, что Александр сбежал из плена и с января 1942 года по февраль 1943  состоял в подпольной организации в селе Погребищи Винницкой области.  Но подполье предал один из его участников. Подпольщиков арестовали и о дальнейшей их  судьбе ничего неизвестно. Вероятнее всего, их расстреляли.

Александр Ягодинский с братом Евгением
Александр Ягодинский с братом Евгением
Фото: музей ННГУ

Евгений Ягодинский передал в музей много личных вещей брата: студенческие билеты, значки ГТО и «Ворошиловский стрелок». Здесь же теперь хранится и курсовая работа, посвященная Александру Ягодинскому. В 1986 году ее написала студентка кафедры истории КПСС В. Пономарева. Она изучала материалы, общалась с Евгением. Теперь о судьбе Александра Ягодинского могут узнать и нынешние студенты ННГУ им. Н.И. Лобачевского.

Exit mobile version