Эпоха штриховых клише
В октябре 1926 года на страницах «Нижегородской коммуны» впервые появились фотоиллюстрации. Это был настоящий прорыв. Ведь раньше газета публиковала только рисунки с использованием так называемых штриховых клише.Три первых снимка на темы строительства принадлежали молодому фоторепортеру Нисону Капелюшу. В дальнейшем газета помещала и другие работы этого начинающего мастера наряду с фотографиями его коллеги Семена Гуревича, а позднее ? Гавриила Иванова и Пармена Мозжухина. Но рисунки долгое время оставались основным видом газетной иллюстрации. В первые годы «Нижкоммуны» их автором был редакционный художник Михаил Иванов. Это была незаурядная личность.Брат Михаила Ивановича был известным в городе фотографом. Его портреты на изящных паспарту, с тисненым адресом и сегодня можно встретить в антикварных лавках. Будущий коммуновский художник-оформитель родился в 1884 году. Окончил 3‑классное городское училище и неполный курс Кулибинского ремесленного. Затем был отдан в ученики в фотографию М. П. Дмитриева. Впоследствии работал в ателье и Карелина, и родного брата, и в «Идеале» Ванштейна; служил в армии, а во Вторую отечественную войну (мировую) воевал на Румынском фронте.В газету его привел конкурс художников-плакатистов, объявленный «Нижегородской коммуной» в 1919 году: Иванов за две представленные на суд жюри работы получил первую премию. А в 1923 году, вырезав для «Молодой рати» на линолеуме клише заголовка, был оставлен в издательстве и на несколько десятилетий связал себя с нижегородской прессой. Став художником нашей газеты, Михаил Иванович употребил все свое недюжинное дарование на то, чтобы сделать издание внешне привлекательным, интересным. То была эпоха штриховых клише. Более сложные, сетчатые, позволяющие переносить на полиграфию фотоснимки, появятся позже.Михаил Иванович трудился в родной газете вплоть до 1950‑х годов. Одно время в штате редакции состоял и его племянник, Гавриил Иванов, сын знаменитого фотомастера дореволюционной поры.