Евгений Муравьев: Муниципалитетам необходимо поддержать печатную периодику
Печатныесредства массовой информации переживаютныне сложные времена: бурное развитиеинтернета, падение тиражей, удорожаниетипографских расходов, сокращениедоходов от рекламы — все это больнобьет по финансовому состоянию газет ижурналов, находящихся ныне на гранивыживания. Одной из главных угрозсуществованию печатной прессы являетсятакже сокращение точек её розничнойторговли.Какдонести газету до читателя, как сохранитьточки продажи прессы? О поддержке системырозничного распространения периодическихпечатных изданий в Нижегородской областимы поговорили с первымзаместителем министра информационныхтехнологий связи и СМИ Нижегородскойобласти,ответственным секретарем издательскогосовета Нижегородской области ЕвгениемМуравьевым.— Евгений Витальевич, с развитием интернетапостоянно ведутся разговоры о том, чтоон в скором времени полностью вытеснитпечатные газеты и журналы. Вы разделяетестоль пессимистичные прогнозы относительнопечатной прессы?— Отвечая на ваш вопрос, я лучше сошлюсьна результаты социологического опроса,проведенного Всероссийским центромизучения общественного мнения (ВЦИОМ)перед самым новым годом — ко Дню российскойпрессы. Этот соцопрос показал, чтобольшинство россиян пока не готовыотказаться от чтения печатнойпериодики, несмотря на то, что аудиторияэлектронной прессы стремительно растет.73%опрошенных признались, что не готовысовсем отказаться от бумажных СМИ.И только 17% заявили, что могут полностьюперейти на чтение электронных версийизданий в интернете. По данным ВЦИОМ,печатные СМИ просматривают три четвертироссиян (77%), из них 12% — ежедневно,а каждый третий (31%) — несколькораз в неделю. При этом печатную прессупредпочитают, прежде всего, людипенсионного возраста (84% против 61%респондентов в возрасте от 18 до 24лет). Кроме того, каждый второй россиянин(51%) заявил, что предпочтет прочестьзаинтересовавшую его статью в печатном,нежели в электронном издании (в 2013году так ответили 58% респондентов).Такчто, хоть интернет и развиваетсясемимильными шагами, хоронить печатнуюпрессу как минимум преждевременно.Кстати, отмечу, что пережив моду наэлектронные книги, многие сегодня вновьвозвращаются к обычным книгам — это,конечно, дело вкуса, но взять с книжнойполки изданную в качественной типографиина хорошей бумаге красивую книгу илипросто включить планшет — это двесовершенно разные вещи. Нам, безусловно,нужно не просто сохранять привычку, нои даже культивировать любовь людей кчтению. А чтение газет — это элементповседневной культуры во всехцивилизованных странах.— Но согласитесь, что печатной прессетрудно конкурировать с электронной ужехотя бы потому, что она более затратна.И в плане производства, и в планераспространения.— Вы правы — бумага, типографские услуги,распространение растут в цене. А доходыот рекламы в нынешних условиях сильноупали. Надеяться же только на господдержку— это бесперспективный путь, газете,прежде всего, нужно быть интересной длячитателя, стать такой, чтобы читательзахотел приобрести тебя — подписатьсяили купить в розницу. А это уже зависитот содержания или, как сейчас говорят,контента. Здесь на первый план ужевыходят профессионализм журналистови менеджмента каждого издания. А какиначе — конкуренция, побеждает тот, ктонаиболее интересен читателю. А онголосует рублем!— У печатных СМИ одна из главных проблем— это как дойти до читателя. У электронныхпроще — купил компьютер, подключилинтернет и читай на здоровье. А печатнуюгазету еще надо где-то купить. Какорганизована система реализации газетв Нижегородской области?— Если говорить о системе продажи газет,то на территории области (включая НижнийНовгород) сегодня действует 1136 торговыхобъектов, реализующих печатную продукцию.То есть получается одна торговая точкапримерно на 2200 человек. Из них 655 — этокиоски, а остальные — торговые объектывнутренней дислокации, расположенныев административных зданиях, бизнес-центрах,больницах, магазинах, почтовых отделениях.Ноесли считать только специализированныекиоски прессы, то по результатаммониторинга, проведённого Ассоциациейраспространителей печатной продукциив прошлом году, Нижегородская областьзаняла по обеспеченности населениякиосками прессы только 32‑е место: одинкиоск примерно на 5 тысяч человек, чтовдвое ниже норматива. Это, конечно, неможет нас не тревожить.— Кому принадлежат эти киоски и торговыеточки? Кто их собственники?— Лидирующие позиции в розничнойторговле газетами и журналамив области занимает Нижегородское ОАО «Печать». Вторым по значимости региональнымоператором является ООО «Шанспресс».Небольшая часть объема розничнойторговли печатными изданиями приходитсяна индивидуальных предпринимателей.Доля печатной продукции (включаяпериодические издания) в ассортиментекиосков прессы составляет около 55процентов. Конечно, нам хотелось быбольшего.Кстати,несколько особняком здесь у нас стоитДзержинск: если в областном центреНижнем Новгороде один киоск печатиприходится на 3200 жителей, то в Дзержинскеодна торговая точка — на 2509 жителей.Неслучайно по версии Ассоциациираспространителей печатной продукциив рейтинге городов России Дзержинскзанял почетное восьмое место. Ведущееместо в розничном распространениипечатных СМИ на территории Дзержинсказанимает сеть распространениягазетно-журнальной продукции«Пресс-курьер», включающая в себя 35киосков и 13 специализированных торговыхобъектов внутренней дислокации. Нохочу подчеркнуть, что если взять регионв целом, то в районах, муниципальныхобразованиях области основная частьгазет и журналов распространяется черезподписку. В общем объеме распространенияпериодики в рамках 52 муниципальныхрайонов и городских округов области наподписку приходится более 90 процентов.В30 муниципальных районах в системераспространения печати киоски прессысовсем не используются. Розничнаяторговля печатной продукцией тамограничивается в основном возможностямиотделений почты. Поэтому развитие сетирозничного распространения периодическойпечати в районах области было и остаетсяодной из приоритетных задач.— И как вы намерены её решать?— У нас в регионе действует межведомственнаярабочая группа. Она в постоянном режимеанализирует состояние розничной сетипо распространению прессы, содействуетее развитию и расширению.Могусказать, что заметный прогресс в этомплане отмечается в крупных городах ирайонных центрах — таких, как Дзержинск,Арзамас, Балахна, Богородск, Выкса,Павлово, Лысково. Киоски прессы обычноустанавливаются на центральных улицахи площадях, вблизи с административнымизданиями, около торговых и культурно-досуговыхцентров и других мест массового скоплениялюдей… — Извините, перебиваю, но это всё как-торегламентировано законодательно?— Конечно, а как же иначе: когда начинаетсясамодеятельность — пропадает системныйподход! Размещение нестационарныхторговых объектов — и киосков прессы втом числе! — осуществляется в соответствиис нормативными правовыми актамимуниципального образования или городскогоокруга, на территории которого размещаетсяобъект. А также в соответствии спостановлением Правительства Нижегородскойобласти № 89 от 22 марта 2006 года «Обутверждении типовых правил работыобъектов мелкорозничной сети натерритории Нижегородской области».Всереализующие печатную продукциюнестационарные торговые объектыразмещаются в соответствии со схемойразмещения, ежегодно утверждаемойорганами МСУ в соответствии со статьей10 Федерального закона № 381-ФЗ «Об основахгосударственного регулирования торговойдеятельности в Российской Федерации».Выделениемест под установку киосков и павильоновпрессы осуществляется на конкурснойоснове в рамках размещения муниципальногозаказа. Срок действия аренды на земельныйучасток устанавливается исходя издоговора, заключаемого между сторонами.Обычно это от года до 3 лет. Арендныеставки колеблются в месяц от 20 до 300 рублей за квадратный метр.— На какую поддержкумогут рассчитывать предприниматели,занимающиеся розничной продажей газети журналов в Нижегородской области?— Еще в июле 2013 года из-за серьёзногосокращения розничных продаж печати повсей стране Минкомсвязи РФ выпустилоРекомендации по поддержке и развитиюсистемы розничного распространенияпериодических печатных изданий всубъектах Российской Федерации. Наосновании этого документа МининформНижегородской области разработалРекомендации по развитию региональнойсистемы розничного распространенияпечатной продукции. Тампрописаныдополнительныемеры по поддержке отрасли с учетомособенностей нашего региона.Нашеминистерство активно работает над тем,чтобы главы муниципальных районов игородских округов Нижегородской областисерьёзно отнеслись к этому документу.И в части разработки оптимальных схемдислокации торговых объектов. И в частиадекватной (льготной) арендной ставки.А также по подключению к сетям иблагоустройству. — Ну, вот конкретнее — что рекомендованов этом плане главам МСУ области?— Начнем с того, что расчёт количествакиосков прессы мы рекомендуем производить,исходя из следующих ориентиров: в городахНижний Новгород, Дзержинск, Арзамас,Саров, Павлово, Кстово, Бор, Выкса иБалахна — не менее одного киоска прессына 1500 человек; в районах области — неменее одного киоска прессы на 2500 человек;а в населенных пунктах с населениемменее 50 000 человек — не менее одногокиоска прессы на 4000 человек.Рекомендуемаяплощадь киоска прессы — не менее 9 м2,павильона прессы — до 50 м2.Архитектурное и декоративное оформлениекиосков прессы в пределах одногонаселенного пункта рекомендуетсявыполнять в едином стиле. И печатнаяпродукция там должна составлять в общемассортименте не менее 60%.— Это всё?— Нет, не всё. Органам муниципальной властирекомендуется также содействоватьиспользованию киосков прессы дляпредоставления рекламных услуг и платных(при наличии контрольно-кассовой техники)услуг для населения. Схему дислокациикиосков прессы в населенном пунктенужно выстраивать таким образом, чтобыона была удобной большинству его жителей.Мы говорим, что в районах жилой застройкикиоски прессы целесообразно размещатьв местах массового скопления людей — возле торговых, административных,культурных и спортивных учреждений, нацентральных улицах и площадях, там, гдевысокий пассажиропоток.— А льготы? Что о льготах?— Мы, конечно же, понимаем, что важнейшимусловием успешной работы розничныхсетей по реализации печатной продукцииявляется применение органами муниципальнойвласти льготных расценок на арендукиосков прессы. Поэтому мы рекомендуемприменять здесь следующие арендныеставки: для Нижнего Новгорода — не выше30 рублей за м2в месяц, для городов Дзержинск и Арзамас— не выше 20 рублей за м2,для городов с населением до 100 тысяччеловек и сельской местности — не выше5 рублей за м2в месяц.Далее— при оформлении разрешительнойдокументации на размещение киосковпрессы мы рекомендуем устанавливатьсрок ее действия не менее пяти лет справом автоматической пролонгации.Плюск этому подключение киосков прессы кэлектросетям и согласование местаразмещения киосков со службамиэнергоснабжения и экологическогонадзора рекомендуется осуществлять всрок не более одного месяца. А плату заиспользование опор наружного освещениярекомендуем вообще не взимать. Прирасчете же объема благоустройствавокруг киоска прессы органам муниципальнойвласти мы рекомендуем ограничиватьтерриторию благоустройства двумяметрами от каждой стороны киоска.— В принципе, при выполнении всех этихваших рекомендаций муниципалитетамиу розничной торговли прессой есть шансывыжить, а не окончательно протянутьноги. Иначе, наши потомки о том, чтогазету можно было купить, будут знатьтолько по кадрам архивной кинохроники…— Добавлю, что кроме всего вышеперечисленного,мы также рекомендовали органаммуниципальной власти содействоватьсозданию новых точек по реализациипечатной периодики на площадях торговых,культурно-досуговых, лечебных иадминистративных учреждений.Ив свою очередь предприятиям розничногораспространения прессы мы рекомендовалипополнять ассортимент своих киосковза счет общественно-политических исоциально ориентированных газет ижурналов, создавать условия для увеличенияобъема их реализации, ориентироватьсяна применение модернизированных киоскови павильонов прессы с учетом современныхтребований и возросших запросов людей.Главаммуниципалитетов нужно понять, что присложившейся рыночной конъюнктуреобеспечить расширение и эффективноефункционирование сети розничногораспространения прессы можно только втом числе и при поддержке органовмуниципальной власти. В возможностяхмуниципальной власти содействоватьсозданию условий для расширенияассортимента услуг, предлагаемых вкиосках прессы. Перечень этих услугможно дополнить приёмом различныхплатежей, размещением на киоскахрекламных материалов и т. д.— Спасибо за интервью, будем надеяться,что эта работа и выполнение вашихрекомендаций принесут свои плоды:газетные киоски не исчезнут с улиц нашихгородов и посёлков, и мы по-прежнемусможем покупать свежую прессу.— Да, и в заключении хочу ещё раз подчеркнуть,и чтобы главы муниципалитетов этопонимали, что все действия и планыПравительства Нижегородской областив сфере распространения периодическихпечатных изданий и иной печатнойпродукции направлены на обеспечениесвободного доступа граждан к источникаминформации, свободной конкуренции нарынке периодики, и главное — информационнойбезопасности личности и всего нашегообщества.