«Стратегия избирательной кампании, строго говоря, есть только у основного кандидата – Владимира Путина. Дать характеристику этой стратегии не составляет особого труда. В старых (еще дедовских) учебниках политологии она называлась «крейсерской стратегией» со всеми вытекающими из этого образа типами и моделями предвыборных действий, - сказал заместитель председателя Общественной палаты Нижегородской области, руководитель Нижегородского филиала Фонда развития гражданского общества Евгений Семёнов, комментируя стратегию и тактику избирательных кампаний кандидатов и их программы.
- А вот с определением стратегии избирательных кампаний других кандидатов возникают сложности. Они, конечно, используют конкурентные возможности кампании – участвуют в дебатах, пишут программы, снимают ролики, но конкурируют не с основным кандидатом и даже не друг с другом. Конкурируют они со вселенским злом.
Слуцкий, например, в своей программе просто рубит с плеча, заявляя: «Правда нужна всем!» (в десятку). У Даванкова в программе не только «умное госуправление и внутренняя политика», но и «творчество без запретов» (крики «браво!»). А Харитонова настолько охватила ярость борьбы, что он перешел на язык жестов (долгие не смолкающие аплодисменты). Странно только что свой кулак он не в кармане сжимает...
Оценивая предвыборные действия оппозиционных кандидатов, трудно сказать, чего в их избирательных кампаниях больше – самоцензуры или уже самонадзора. Мне представляется, что наиболее точную оценку их конкурентных стратегий дал Салтыков-Щедрин: «Кричал он шибко, что мочи, а про что кричал, того разобрать было невозможно. Видно было только, что человек бунтует».