Европейский закон по-российски
Шланг колонки натянулся струной, и в следующее мгновение пистолет выскочил из бензобака отъезжающего от заправки автомобиля. Начертав в воздухе замысловатый вензель, он рухнул аккурат на капот моей новенькой, недавно приобретенной в кредит машины… Раньше я думала, что такое только в анекдотах бывает. Итог — три небольшие вмятины и штраф в размере тысяча рублей на память от сотрудников ДПС поселка Петушки Московской области, где и произошло очередное в моей практике и снова, по-моему, нелепое ДТП. Штраф достался и моей «обидчице», как оказалось, жительнице Выксы Нижегородской области, откуда мы рано поутру обе выехали, чтобы «найти» друг друга в Петушках. Поставив машины у обочины на территории заправки, чтобы не вводить в убытки ее хозяев и никому не мешать в доступе к колонке, мы ждали гаишников для оформления ДТП, не включив при этом, как диктуют правила, аварийный свет и не выставив знака аварийной остановки. Казалось, смысла в этом не было никакого, ведь мы находились не на дороге, было светло и к тому же местоположение автомобилей уже не соответствовало их диспозиции в момент происшествия. И совершенно ясно было, кто в нем виноват. От специалистов ГИБДД нам нужны были только необходимые для получения страховки бумажки, которые заполнять всегда долго и муторно, за что нам, видимо, штрафами и отомстили. Можно было, конечно, воспользоваться новыми нормами закона об ОСАГО, недавно вступившими в силу, в соответствии с которыми ущерб до 25 тысяч рублей вследствие ДТП с двумя участниками дорожного движения без человеческих жертв и увечий, можно оформлять самостоятельно, то есть без вызова ГАИ. Но мы знали: страховщики воспользуются любой, даже самой незначительной ошибкой в оформлении ДТП, чтобы не платить ни копейки: хоть по КАСКО, хоть по ОСАГО. И так в моей практике уже случалось. Это было в мае прошлого года, когда я еще рассекала на своей старенькой «Шеви-Ниве». Стоя в хвосте пробки на Канавинском мосту, я получила, простите, удар в зад. Да такой силы, что налетевший на меня «Хендай-Гетц» оказался не на ходу. За рулем, не поймите меня неправильно, опять-таки была автоледи, которая, объясняя затем в ГАИ детали происшествия, сообщила, что не увидела мою ярко-золотистую машину средь бела дня, поэтому и наехала на нее на полной скорости. Хорошо, что девятилетняя дочка моя была пристегнута, а впереди стоящие машины уже тронулись и я никого не «догнала», ведь толкнула она меня совсем не слабо. Дочь, если бы не ремень безопасности, улетела бы на лобовое стекло, поскольку любит сидеть всегда по центру, как раз в промежутке между двумя передними сиденьями. Затем был дурдом в отделе ГИБДД Нижегородского района, где всегда битком и практически негде присесть, а очередь движется медленно-медленно. Хорошо хоть с виновником ДТП все было более чем ясно. Получив документы, я направилась в офис страховщика своей «оппонентки» в дорожном происшествии. Страховщиком оказался, не будь он к ночи помянут, МСК-Стандарт. Мой совет: не делайте ошибки, покупая здесь какой бы то ни было страховой полис. Пока я почти три (!) месяца бегала, выбивая здесь полагающиеся мне по ОСАГО двадцать тысяч (в такую сумму оценили мой ущерб в так называемом Центре независимой экспертизы, куда мне дала направление страховая компания), я познакомилась с людьми, которые уже более полугода не могли получить компенсации, в том числе по КАСКО, хотя один из клиентов за полный страховой пакет отвалил приснопамятному МСК-Стандарту аж 50 тыщ. За эти деньги он тоже получил массу хлопот и унижений. «Это ваше право», — равнодушно заявляли нам здесь, когда мы поочередно грозили судом за нарушение установленных законом сроков страховых выплат, рассчитывая, конечно, что ни в какие суды мы не пойдем. Все знают: отстаивать свои права в российских судах — это еще одна очень большая проблема. Начнем с того, что даже написать исковое заявление, которое будет принято и рассмотрено, без помощи адвоката практически нереально. Бумажка в нашей стране всегда значила и больше, чем человек, а во взаимоотношениях со страховщиками, как я убедилась, эта проблема вообще стоит на первом месте. Именно поэтому, как мне представляется, принеся в МСК-Стандарт справку о ДТП, я получила попервоначалу от ворот поворот с мотивировкой, что в документе гаишниками допущено исправление. Хотя оно было заверено печатью и рядом стояла подпись начальника отделения ГИБДД с отметкой «исправленному верить». И только нелицеприятный разговор в кабинете директора нижегородского филиала компании помог мне избежать необходимости снова возвращаться в ад бюрократического ведомства. Впрочем, проблема не только в бумажках. Главнае деятельность российских страховщиков, как мне представляется, по определению «заточена» на то, чтобы не платить. И большинству из них, как я вижу, абсолютно начхать на репутацию, что бы там ни говорилось. Важнее срубить бабки, сколько удастся, а потом сдуться. И получается, что в один прекрасный момент страховая фирмочка умирает, чтобы практически одновременно возникла другая. С другим названием, но с прежним руководителем. Таковое уже имело место быть в Нижегородском регионе. Добавлю, что мне известны случаи, когда клиентам, чтобы выцарапать свои деньги у страховщиков, приходилось с ними делиться. Вот и думай теперь, как реагировать, когда начинаются разговоры о введении обязательного страхования гражданской ответственности за что-либо еще (и однажды, уверена, нас чем-нибудь эдаким снова «обрадуют», кивая на то, что так принято в Европе). Но вернемся еще раз к незабвенным Петушкам, воспетым Виктором Ерофеевым, а затем вколоченным в мою память еще и пистолетом местной бензоколонки. Три небольшие вмятины потянули аж на 11 с лишним тыщ — в такую сумму вышел ремонт, выполненный в сервисе, который я смогла выбрать из перечня партнеров моей страховой компании. Да, именно в свою страховую фирму я обратилась на сей раз, имея уже негативный опыт взаимоотношений с той же МСК-Стандарт, в которой была застрахована покалечившая мою старую «нивушку» плохо видящая либо слабо соображающая девица. Росгосстрах со всеми его заморочками, на которых я сегодня не хочу останавливаться, вызывает у меня гораздо больше доверия (хотя бы тем, что завтра вдруг он не исчезнет). Вот что не могу ему простить, так это неизбежное прозябание в очереди на оценивание ущерба. Одна единственная его точка в Нижнем Новгороде, что на Березовской, собирает всегда уйму народа. И отношениек людям, я считаю, здесь наплевательское — это, мне кажется, любой подтвердит. Правда, чисто юридически эта организация отношения к Росгосстраху не имеет и называется ООО «Автоконсалтинг плюс». Многочасовое ожидание без уверенности добиться результата в этот же день выведет из терпения кого хочешь, что и произошло с моим мужем, на которого оформлена в кредит моя новая «Шеви-Нива» и который в двенадцать дня был записан здесь в очередь сорок каким-то, при том что «Автоконсалтинг плюс» работал до пяти, а на каждогоклиента уходит времени не менее получаса. Вроде бы экспертов по оценке ущерба значилосьдва, но по факту в тот день работал только один. Короче говоря, «веселуха». Но что еще больше печалит, так это сумма ущерба. Определенная местными экспертами, по-моему, она оставляет удовлетворенными немногих. Разумеется, я понимаю, что любой страховщик стремиться заплатить как можно меньше, при том что каждый клиент хочет получить как можно больше. Однако владельцы уже не новых авто получают заведомо сильно меньше, чем им обойдется ремонт, так как сумма будет определена с учетом износа автомобиля, а если калькуляция и вовсе неадекватна рыночным условиям, то тут вообще хоть караул кричи, ибо похоже на грабеж. Мне на сей раз, можно сказать, повезло. Мой благоверный благоразумно выбрал в качестве компенсации ущерба ремонт автомобиля, и уже через три недели моя «ласточка» снова была как новенькая, доказывая возможность цивилизованного подхода в решении проблемы на российском рынке услуг. А вот одна моя знакомая, приблизительно в то же время сильно поцарапавшая свою тоже новую и тоже застрахованную в Росгосстрахе машину, была весьма разочарована. Она выбрала возмещение ущерба в виде перечисления полагающейся компенсации на счет банка-кредитора в качестве выплаты за кредит, и ей насчитали всего… 3 с небольшим тысячи, хотя ее машина дороже моей почти в два раза и условная стоимость ремонта явно не могла быть дешевле моего, за который, как я уже сообщила выше, Росгосстрах оказался должен автосервису более 11 тысяч. «Росгосстрах — это государственная компания. И ее отношение к своим клиентам — это показатель отношения государства к своим гражданам», — неистовствовала моя знакомая, и, в общем-то, с ней трудно не согласиться. Справедливости ради надо сказать, что в Росгосстрахе в отличие, например, от того же Российского союза автостраховщиков, так и не откликнувшегося на наш запрос рассказать о ситуации по автострахованию, мгновенно отреагировали на стремления журналиста получить объяснения по поводу странной разницы в объеме компенсации и эти объяснения были достаточно убедительны. На их основании я вижу необходимым предупредить: выбирая формы компенсации, лучше не использовать возможность заплатить банку по автокредиту. Потому что в этом случае, как пояснил замдиректора Нижегородского филиала «Росгосстрах-Поволжье» Алексей Рыжов, ваш ущерб обсчитают по самому дешевому варианту, и, вероятно, не только в Росгосстрахе. Все дело в том, что в настоящее время в России нет единых для всех правил расчета ущерба, но есть несколько методик разных авторов, рекомендованных к использованию. И разница в оценке ремонта одного и того же автомобиля, произведенного по альтернативным методикам, будет очень существенной. А уж какой из них воспользоваться, фирмы будут выбирать по своему усмотрению, манипулируя цифрами, пока наше государство не озаботится решением этой проблемы. Что же касается политики Росгосстраха в отношении возмещения своим клиентам потерь в результате ДТП, то, по словам Алексея Рыжова, она направлена на то, чтобы полностью компенсировать им утраченное. И если кто-то, допустим, сильно недоволен оценкой ущерба, Алексей Рыжов советует поступить так: выполнить ремонт автомобиля за свой счет, предоставив затем в Росгосстрах грамотно оформленный счет на выполнение ремонтных работ с подробной калькуляцией и указанием стоимости нормо-часа. В любом случае всегда есть возможность обратиться в суд. Пользоваться этим правом адвокаты рекомендуют настоятельно, упирая на то, что только так мы сможем добиться становления по-настоящему правового государства. Хотя, чего греха таить, и сами понимают: судиться, скажем, из-за 6 — 10 тысяч клиенту выйдет себе дороже. А ведь именно на уверенности, что в суд большинство автовладельцев не пойдут, и строят свой бизнес многие российские страх, а не страхователи. Компетентно Кто мы для них: люди или кошельки? Адвокат Палаты адвокатов Нижегородской области Сергей ОСТРОУМОВ высказал свое мнение об обязательном страховании: — ОСАГО — это огромный шаг к цивилизованным отношениям, в данном случае между автовладельцами. Пусть суммы ограничены, пусть процедуры выплат долгие, пусть в ряде случаев необходимо искать помощи в судах. Но! Если раньше анекдот про «Мерседес» и «Запорожец» вовсе и не казался анекдотом и владелец дорогого автомобиля, как правило, ремонтировал его за свой счет, зная, что никогда и ни при каких обстоятельствах ничего не получит от владельца, скажем, запорожца, то сейчас легко ли, трудно ли есть возможность получить деньги. Еще один плюс: люди начали привыкать к самому понятию «страхование». Насколько я знаю, увеличилось число страхователей по КАСКО, потому что граждане начали осознавать удобство данного вида отношений. Они стали более грамотными. Оказавшись в правовом пространстве, россияне научились выбирать, в какую страховую компанию обратиться. Научились читать договора, обращать внимание на разные пункты, стали консультироваться с адвокатами. Стали ходить в суды и выигрывать эти суды! Это очень хорошо. Понятно, что сейчас уже можно говорить об удобствах, о качестве, но о них и стало возможно говорить, потому что прошли эти 6 лет обязательного страхования автогражданской ответственности. В Европе страхование существует уже многие годы, там уже все отработано, там есть реальная конкуренция и страховщики стремятся заинтересовать потенциальных клиентов и удержать тех, кто у них уже застрахован. Мы же делаем первые шаги, и на этом пути и были, и будут претензии автовладельцев к страховщикам и претензии страховщиков к автовладельцам. Мы, образно говоря, только-только с пальмы слезли: руки жать еще не научились, только кушаем друг друга. Однако страхование автогражданской ответственности — это обязанность, но выбирать страховую компанию вы можете сами, а значит, нужно решать, что вам важнее: заплатить как можно меньше или выбрать компанию, где и оценивают честно, и выплачивают без задержек. Если же говорить об отстаивании прав в суде, то понятно, почему далеко не всегда граждане на это готовы: очень часто физические, финансовые и моральные издержки несопоставимы с размером иска. Выход вижу в одном: государство должно ужесточить ответственность страховщиков за нарушение прав своих клиентов, в том числе за нанесение морального ущерба. Пока же к нам относятся не как к людям, а как к кошелькам, из которых можно только брать, брать, брать…